Найти тему
Про жизнь

Уроки войны в Афганистане для современных командиров

Фото из архива "Королевского батальона"
Фото из архива "Королевского батальона"

Ввиду важности темы, автор этого материала, несмотря на скудость достоверной информации, решил изложить свой взгляд на известные события в Макеевке. Мы даем данный материал в сокращении.

1. Уже несколько дней мучительно думаю и вспоминаю похожие обстоятельства из своего военного опыта в Афганистане. Понятно, что это трудно сопоставимо, но всё же есть некие базовые модели, по которым должен действовать всякий вменяемый военный со специальным образованием. Фундаментальный тактический императив можно сформулировать так: войско рассредоточить, огонь сосредоточить! Причем он действует, начиная с трех человек, нет, с двух. Не говоря уж о батальоне или неполном полке – 600 чел.

Я вот из своей практики не помню случая, чтобы оказавшись в населенном пункте даже дружественном, даже мирном, даже оставленном противником, кому-то из командиров пришло в голову собрать в одном месте группу людей больше отделения. У нас это делали автоматически все офицеры и сержанты, даже самые тупые, они просто не знали, что может быть иначе…

И это было в Афгане, где у душманов не было ни артиллерии приличной, ни тем более авиации, дронов, космической разведки, но, в любом случае, скопление группы людей в одном месте – это всегда опасно и уязвимо даже для атаки или обстрела стрелковым оружием…

Что тогда говорить про населенный пункт, который находится в прифронтовой зоне, в непосредственной близости – 10 км. – до передовой? Это зона досягаемости обычной ствольной артиллерии. Здесь должна быть повышенная бдительность, которой, судя по всему, не было…

Поэтому, несомненно, виноват тот, кто разместил такую массу народу в одном помещении. В непосредственной близости от передовой загнать почти полк в одно помещение, да еще поместить на склад боеприпасов – это должностное преступление.

Другое дело что:

2. Обладало ли командование этих батальонов (полка) необходимыми компетенциями и полномочиями? Я вот не пойму, что это были за батальоны такие? Вполне возможно, это были так называемые "маршевые батальоны", то есть временные формирования, созданные для переправки войск из учебных подразделений на фронт, где они потом распихиваются по боевым подразделениям, где есть убыль и нехватка. Командование у них временное, поневоле недостаточно ответственное или даже квалифицированное: не твои люди, подчиняются тебе только на время транспортировки, а там – сдал и забыл. Офицеров привлекают, как правило, случайных, небоевых… Сам полковник мог быть не командиром полка, а всего лишь "перегонщиком", с непонятной квалификацией и полномочиями. Разбираться в любом случае должны суд и прокуратура.

Но тут я с ужасом думаю, что:

3. А вдруг это были боевые батальоны? Ну, тогда это вообще ужас ужасный, дорогая редакция… Где были другие офицеры, какова их квалификация? (…) Офицеров, пусть даже и неопытных, но просто людей, обладающих специальными военными знаниями хоть когда-то полученных, допустим, на военных кафедрах – взять неоткуда. Их просто нет в природе, и за несколько месяцев и их не обучишь, это не рядовые и не сержанты (ну, врача или инженера можно обучить за 6 месяцев?)… Военные училища были сокращены и готовили специалистов только на определенную группировку довоенных войск.

Офицер, неспособный взять на себя ответственность за судьбу своих людей (даже вопреки тупому приказу) – просто [экскремент], а не офицер, он не на своем месте. Виноват только командир, он должен был настоять на безопасном размещении, всех перетрясти, добиться выделения хотя бы ещё нескольких помещений в городе, подошли бы любые подвалы, спортзалы, склады. (…)

4. Самые большие единовременные потери в Афганистане (для сравнения) были в мае в 1984 году, когда в Пандшерском ущелье попал в засаду 1-й батальон 682-го мотострелкового полка. Тогда погибло сразу 53 человека еще 4 умерли чуть позже в госпитале, ранено 58, погиб и командир батальона капитан Королев. Командир полка и командир дивизии, настаивают на том, чтобы комбат снял боковые дозоры (нарушил боевой устав) – были отданы под суд.

5. Самые большие единовременные потери батальона, где я служил в Афганистане, были 7 человек в одном бою, одна из рот попала в засаду, остальные ее вызволяли. Это был мой последний бой, сразу после него я полетел в Союз, мне приехал сменщик. Товарищи рассказывали, что после этого батальон еще более полугода мучили всякими проверками, комбата и ротного взяла в оборот прокуратура, посадить не посадили, но крови попили, офицеры получили серьезные взыскания, и это наложило отпечаток на всю карьеру, которая, кажется, не задалась ни у того, ни у другого. Хотя дело-то было обычное – рота (всего лишь!!) попала в засаду (а не была собрана в одном месте и посажена на ящики с боеприпасами – под удар артиллерии). Следствие докапывалось до каждой мелочи…

Вот интересно – а нынче в Российской армии это тоже так?

Ссылка на телеграм автора: https://t.me/myslebambuk