У дочери ещё в дошкольном возрасте появилась проблема найти друзей. С садиком у нас не сложилось из-за переездов, поэтому общение сводилось к площадкам и секциям. Характер у Ксюши непростой: сама робкая и стеснительная, а к другим — завышенные требования. Те, с кем дружить хотелось, сразу шли домой после кружков (обычно такие знакомства случались именно на секциях). А те, что гуляли во дворе, нередко были грубыми, даже агрессивными и много ругались матом.
Проблема старшей дочери особенно обострилась в первом классе. На 20 мальчишек было 8 девочек, причем подавляющее большинство ребят были гиперактивными: не могли успокоиться, шумели, баловались и выкрикивали матерные слова даже на уроках. Для кого-то это могло показаться ерундой, дескать, ко всему ведь можно приспособиться. Но не для моей дочери — впечатлительной и ранимой. Ей было трудно.
И отчаянно хотелось дружить.
Мы живём рядом со школой, поэтому Ксюша часто приглашала девочек в гости после уроков. Она заметила, что с теми, кто угощает, дружат охотнее. И после школы вместе с подружками шла в магазин, покупала им конфеты, а потом — к нам домой, поиграть.
Однако скоро оказалось, что приятельницам неинтересна сама Ксюша, а привлекают ее угощения и место для игр. Они настаивали купить для них сладости и даже грозились больше не дружить в случае отказа. Девчонки играли в основном друг с другом, объявив Ксению занудой за то, что та не позволяла им устраивать в комнате разгром. А если она просила помочь навести порядок после таких «набегов», те молниеносно прощались и исчезали.
В попытках угодить подругам дочка страдала сама и, конечно, расстраивалась. Я объяснила ей, что так дружбу не построить. Если кто-то предлагает приятельские отношения «покупать», то это неправильно. Такие будут все жизнь ездить на шее, никогда не помогут и в любой момент предадут. Посоветовала присматриваться к детям внимательнее и сменить тактику.
Разумеется, после этого отсеялась добрая половина «подруг». Остались Диана, похожая с Ксюшей характерами, и ещё пара девочек, изредка появлявшихся у нас в гостях.
А пока Ксюша присматривалась, наступил 2-й класс. Диана перевелась подальше от «неблагополучных». Училась во вторую смену и посещала несколько кружков, а жила далеко — мама возила ее на машине. Со временем девочкам стало всё труднее видеться.
А одноклассники как-то незаметно разбились на компании по 2–3 человека.
И тут появилась новая проблема. Во-первых, существовала некая вражда между такими группами, решавшими, с кем дружить, а с кем нет. Во-вторых, внутри каждой группы присутствовала негласная иерархия. По отдельности одноклассницы вроде нормальные девчонки, но стоит им собраться вместе, начинаются метаморфозы. Допустим, сегодня они Ксюшу замечают и выделяют, хвалят ее «прикольную» канцелярию, и всё в таком духе. Но завтра почему-то игнорируют, обесценивают дочкину вещь или хихикают и шепчутся за спиной, бросая косые взгляды. А то и демонстративно не принимают в свой разговор. Ксения со слезами жаловалась мне, но продолжала искать дружбы: звала в гости одноклассниц, переходила из одной компании в другую, становясь изгоем для предыдущей.
На следующий год я перевела Ксюшу в другой класс. Но там, как мне показалось, появились другие проблемы. И мы с семьёй решили перейти на СО.
Из школы-то ушли, а проблемы остались. Появилась компания — две подруги. С каждой из них по отдельности складывались нормальные отношения. Ксения радовалась: наконец-то получилось завести друзей! Но вот она их собрала вместе, и неожиданно девочки начали «дружить против нее». Повторилась школьная история.
Выходило, что несостоявшиеся подруги видели в Ксюшином лице соперницу и начинали с ней «войну». Дочь была просто в шоке: ведь она никогда не претендовала на роль лидера, а хотела просто дружить!
Как же мне, матери, поддержать ребенка? В моей подростковой жизни ничего подобного не происходило. У меня и характер совсем другой — со мной «удобно» было дружить всем. Лишь став взрослой, я научилась отстаивать себя и свои интересы.
Чего бы я точно ни посоветовала, так это подстраиваться под окружающих ради их снисхождения.
Поэтому я объяснила Ксюше, что настоящие друзья — это те люди, на которых можно положиться, кто ценит тебя и вашу дружбу. Их может быть мало. Может быть только один или два человека. Зато на всю жизнь. А все остальные — это приятели. С такой компанией можно общаться, проводить весело время, но не ждать от них верности и преданности. И, к сожалению, нужно быть готовой, что они легко переметнутся туда, где им выгоднее. Так бывает и среди взрослых. Поэтому важно оставаться верной себе и ценить настоящих друзей.
Сейчас Ксения уже в 6-м классе. Мы по-прежнему на СО, подруги и знакомые приходят и уходят. Но слёз больше нет. Дочка стала проще относиться к людям, и всегда открыта новым знакомствам. А с кем-то она продолжаетдружить, даже когда жизнь развела её с близкими по духуи интересам по разным городам. Возможно, именно они и останутся теми самыми настоящими друзьями.
Если вам интересно узнавать новое о своих детях, подписывайтесь на канал.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Дарья Татарова, инструктор по йоге и женскому фитнесу, мама двоих детей (10 лет и 1 годик). Старшая дочь на СО
Читайте другие статьи автора: