Найти тему
Белорус и Я

Рождественские традиции – через Мулявинские песни

Оглавление
В древних новогодних традициях белорусов и россиян нам помогла разобраться кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Татьяна КУХАРОНАК

На Коляды белорусы устраивали карнавал

Народную песню «Ой, калядачкі, бліны-ладачкі…» 43 года назад в современной обработке прославили на весь СССР «Песняры». Но самим словам уже не одно тысячелетие, и каждая строчка имеет свой сакральный смысл. Так что же такого особенного в этой песне? О чём она рассказывает? Разберём её и колядные обряды белорусов вместе с учёным-этнологом строка за строкой.

«Ой, калядачкі, бліны-ладачкі!..»

– У православных Коляды длятся с вечера 6 января по 19 января (по старому стилю – с 24 декабря по 6 января). Этот период был временем радости и больших ожиданий для крестьянина, – объясняет Татьяна Кухаронак. – Завершался многонедельный пост, начинался праздник с теми самыми «блінамі-ладачкамі» – заслуженный итог земледельческого года. А с началом нового аграрного цикла и с днём зимнего солнцестояния Коляды и связаны у всех славян.

А ещё в традиции и белорусов, и россиян, и всех славян считалось, что в эти дни имеют особую силу определённые слова или действия. Коляды были тем временем, когда люди пытались заглянуть в будущее, как в личной жизни, так и в том, что касается ведения хозяйства. Для этого, к примеру, следили за погодой. Яркие звёзды в рождественский сочельник считали залогом хорошего урожая, обилия грибов и приплода у скотины, метелица предвещала полные ульи. Крещенские морозы связывали со знойным летом, снег – с большим урожаем.

Гурт колядовщиков под окном
Гурт колядовщиков под окном

«Ой, калядачкі, вы хутчэй-хутчэй!..»

– Коляды приближали («хутчэй-хутчэй» – «быстрее-быстрее»), завершая всю работу, – объясняет этнолог. – Требовалось освободиться от домашних дел и забот, запастись продуктами. Строго-настрого в колядные дни запрещалось шить, вить верёвки, плести корзины или лапти, колоть дрова. Мало того: часто и в Беларуси, и в России из хаты выносили гребешки, мотовила, веретёна и даже пряжу. В народе опасались: из-за такой работы в будущем могут родиться покалеченные дети и животные. Мало того, белорусские крестьянки на Коляды даже не выносили мусор, складывая его в кадку, чтобы на грядках не появилось пустозелья!

«Напячэм бліноў мы з дражджэй-дражджэй!..»

– Колядный стол – отдельная тема, – продолжает Татьяна Ивановна. – Ведь на период Коляд выпадало три больших христианских праздника: 7 января – Рождество, 14 января – день памяти святителя Василия Великого, а 19-го – Крещение. На каждый из трёх праздничных столов белорусы подавали кутью – кашу из разных круп (кутьями называли и сами эти торжества). Первая кутья, рождественская, была постной (бедной) – из ободранного ячменя с льняным или конопляным маслом и мёдом. Пробовать её можно было только с появлением первой звезды. На Щедрый вечер, нынешний старый Новый год, на стол ставили богатую кутью на сале или масле. А на Крещение шла водопостная (голодная) – из ячных круп, заправленная подсолнечным маслом и мёдом.

Щедрый вечер. Назывался Щедрым, потому что стол в каждой семье был богатым, не менее 12 блюд. Фото: fb.ru
Щедрый вечер. Назывался Щедрым, потому что стол в каждой семье был богатым, не менее 12 блюд. Фото: fb.ru

На все торжества на стол старались подать по 12 блюд (это, как считалось в народной магии, влияет на богатство и достаток), каждое из которых надо было попробовать. Были там мясо, сало, жареная колбаса, кровянка, холодец, верещака, кисель и, конечно, блины «з дражджэй-дражджэй» (дрожжей). На Могилёвщине без них и вовсе не обходилась первая кутья. Пекли на неё блины и медовые оладушки и в России. А ещё постные пироги с грибами, картошкой или кашей.

А кое-где в Беларуси на столы на «Васильеву кутью» (так ещё называли Щедрый вечер) ставили свинину. Но куда шире это было распространено в русских деревнях. Только в одних готовили поросёнка, зарывая потом его кости на огороде для плодовитости земли, в других – выпекали обрядовое печенье в виде свинок. А в Костромской губернии и вовсе варили свиные желудки! Потому и новогодний вечер там называли «Желудочницы».

Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий освящает в Рождественский сочельник ритуальную кутью. Фото: news.myseldon.com
Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий освящает в Рождественский сочельник ритуальную кутью. Фото: news.myseldon.com

«А калядныя бліны – ладныя!..»

– И не только блины, ведь все традиции Коляд нацелены на мир, лад в семье и хозяйстве, – говорит Татьяна Кухаронак. – Как и теперь, в традиционной культуре Беларуси, России и всех славян на Коляды, на Новый год старались соблюдать простые правила. Люди знали: как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Потому 1 января не ругались, не поминали чёрта и смерть, а вставали пораньше, умывались водой из колодца.

Подключались и представления о народной магии. Возьмём то же приготовление кутьи. Стряпала блюдо только одна хозяйка, чтобы в семье не было ссор. По качеству сваренной кутьи судили о качестве будущего урожая. А первый блин на кутью отдавали овечкам, чтобы они весь год были здоровы. С самого утра первого дня Коляд хозяин перевязывал необмолоченными колосьями садовые деревья, посыпал корни пеплом, надеясь на урожайный год. Ради спасения от морозов деревья поливали сцеженной с первой кутьи водой.

А потом глава семьи зажигал лучинку в хате и перевязывал верёвкой ножки стола, чтобы защитить нивы от напастей. А ещё у всех восточных славян дети ходили по деревне и у каждого дома посыпали зерно, желая хорошего года и в песнях прославляя Христа. Так давняя языческая традиция сплелась с христианской.

«Мы калядачкам наравіць будзем!..»

«Наравіць» (то есть «угождать») Коляде действительно старались, ведь и белорусы, и русские персонифицировали её, – говорит этнолог. – Коляду воспринимали как дорогого гостя: «Прыехала Каляда ўвечары, ўвечары, прынясла пірагі ў рэшаце, у рэшаце…» А в русских деревнях даже был распространён персонаж Бабка Коляда. Она проверяла, сколько пряжи насучили в доме. Ещё за столом в рождественский сочельник хозяин и хозяйка, зачерпнув первую ложку, обращались к Морозу (на Витебщине его называли Князь-Мороз, Царь-Мороз) и просили не заморозить урожай. Также за первой кутьёй поминали предков, оставляя им тарелку с праздничными блюдами, а кое-где и целый стол.

Но кроме того, чтобы угодить Колядам, белорусы старались воспользоваться той силой, которую вкладывали в эти дни, и теми или иными действиями чем-то улучшить свою жизнь. Например, за столом три первые ложки кутьи женщины набирали неполными, надеясь на более лёгкую работу в жниво. А после ужина подбрасывали к потолку остатки кутьи, чтобы рос лён, а скотина не болела. Ещё после первой кутьи хозяин садился на покути (передний угол хаты), хозяйка – напротив. Они спрашивали друг у друга, видят ли один другого. Когда звучал отрицательный ответ, говорили, мол, чтобы и за стогами, за возами и за снопами не увидеть друг друга в будущем году, то есть в этом выражалась надежда на щедрый урожай.

«Ой, на ігрычшы ды хадзіць будзем!..»

– На застолья в колядные дни у белорусов собирались свояки, друзья, соседи. А для молодёжи были вечёрки, где пели, танцевали, водили хороводы, играли. Эти действия имели любовный характер – там присматривали себе пару, – говорит Татьяна Ивановна. – А праздничным рождественским вечером (а потом и на Щедрый вечер) по деревням гуртами с шумом, музыкой, песнями и танцами, а порой с батлейкой (игрушечным вертепом) и скоморохами ходили весёлые колядовщики в масках. Словом, настоящий карнавал! Куда процессия заглядывала, тот дом ждало счастье, богатый урожай и приплод.

У колядовщиков обязательно была колядная звезда, отсылавшая ещё к язычеству, когда изображением светила славили бога солнца Ярило. А самой яркой традицией было перевоплощение в Козу или Медведя. Коза во время колядного «шоу» обязательно умирала, но быстро оживала. А Медведя, одетого в вывернутый кожух да косматую шапку, водили по деревне, пуская на четвереньках в хату на смех хозяевам. Кстати, в русских деревнях частенько водили ещё и неуклюжего Коня или Кобылу.

Среди персонажей были ещё соответственно одетые цыган и цыганка, дед и баба, офицер (военных, кстати, воплощали в соответствии с тем, на какие войны ходили солдаты) и молодица, доктор с попом и даже чёрт. Была (особенно часто на Могилёвщине) и маска смерти. Такой персонаж с косой гонялся за хозяевами, которые со страхом кричали: «Смерць прыйшла!»

Коза во время колядного «шоу» обязательно умирала, но быстро оживала
Коза во время колядного «шоу» обязательно умирала, но быстро оживала

Такие праздничные шествия – самые архаичные традиции Коляд. Добавим, что с приходом христианства, как говорят летописи, Церковь не одобряла Коляды как пережиток язычества. Этот обычай летописцы называли бесовскими игрищами.

«Раз в крещенский вечерок»

Не только в крещенский вечерок, а все Коляды в традициях белорусов и русских присутствовала ворожба. Была пара сотен её вариаций: по звёздам, луне, воде, снегу, зерну, блинам, курице и петуху, лаю собаки и фырканью коней… А местом такой магии мог стать дом, хлев, баня, улица.

– Самой действенной считалась ворожба за околицей на перекрёстке дорог у креста или часовенки. Но, наверное, самая известная разновидность, когда девушки выливали расплавленный воск в миску с водой, держа её над головой. Увиденный в воде застывший перстень был к замужеству, куклу считали символом беременности, а гроб – смерти. Кроме того, колядные сны считали вещими. Так, чтобы в них явился жених, девушка клала под подушку немного кутьи, обёрнутой в платок или мужские штаны, или гребень.

Не только в крещенский вечерок, а все Коляды в традициях белорусов и русских присутствовала ворожба. Фото: big-rostov.ru
Не только в крещенский вечерок, а все Коляды в традициях белорусов и русских присутствовала ворожба. Фото: big-rostov.ru

Ещё в Щедрый вечер девушки охватывали, насколько рук хватало, колья в заборе или дрова. Если выходило нечётное число, то о замужестве нечего было и думать. И наоборот, сватов ждали, когда девушка перебрасывала через улицу пару лаптей или хватала в тёмном хлеву барана, а не овцу. Пытались предугадать, каким будет будущий брак, подслушивая под окнами соседей. Если там говорили спокойно или смеялись, так пойдут дела и в молодой семье, а слыша спор, ожидали неспокойного замужества.

«Записать» Коляды

На Крещение, которое завершало Колядный цикл, когда хозяйка переносила сваренную кутью с печи на покуть, к иконам, она вдруг начинала квохтать, словно курица-наседка. А вслед за ней под столом кричали, как молодые петушки, дети. Потом мать насыпала им семечек на стол. Верили, что такая магия поможет хорошо нестись курам и давать хороший приплод.

– Ещё в Беларуси на Крещение держали дом в чистоте и не разжигали печь дотемна, – рассказывает Татьяна Кухаронак. – За стол садились, только когда хозяин бросит зёрна на четыре стороны. В тот же день проходил обряд «записывания» Коляд, когда хозяин мелом ставил кресты на горшке, воротах, дверях – так оберегали свой дом от нечистой силы.

Конечно, белорусы освящали крещенскую воду в церквях и хранили её целый год как целебную. А в сам праздничный день колосьями, которые окунули в такую воду, окропляли хату и все постройки. Ныряли после молебнов и в полыньи на реках и озёрах. Обязательным этот обряд был для колядовщиков и их масок – так они очищались от нечистой силы.

-11

Фёдор АФАНАСЬЕВ, Минск

Фото: Виктор ДРАЧЁВ, Татьяна КУХАРОНАК

© «Союзное государство», № 10-12, 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему Люди Союзного государства смотрите здесь:

Люди Союзного государства.

ТОП-3