Современный уровень развития информационных технологий со службами преобразования текста в речь позволяет имитировать реальное речевое общения. Читаемый роботом текст настолько приближен к человеческой речи, что появляется возможность создавать из ТЕКСТОВЫХ упражнений ОЗВУЧЕННЫЕ упражнения, которые могут способствовать ускорению процесса овладения речью на иностранном языке.
Разработана программная оболочка речевого тренажёра и инструментальные программные средства (конструктор) для предварительной обработки и упаковки в неё (оболочку) текстовых, звуковых и графических ресурсов. Заполненные учебным материалом эти программные оболочки предлагается использовать для формирования у учащихся устойчивых речевых навыков.
Главный недостаток, препятствующий формированию речевых навыков - отсутствие звука.
Задачу предлагается решать с помощью речевых тренажёров.
Создание тренажёра. Последовательность действий.
Исходный материал (упражнение) из учебника:
1. Подготовка текста упражнения на формирование навыка применения изучаемого грамматического явления.
В упражнении требуется запомнить род следующих существительных в немецком языке и довести до автоматизма правильное применение неопределённого артикля с этими существительными:
Каждый фрагмент будет состоять из 3-х фраз (для каждого приведённого выше существительного будет 3 фразы):
Всего фрагментов 18: по 3 фразы на каждые 6 слов.
2. Получение звука каждой фразы для обоих языков.
Максимальное число звуковых файлов 36, но их число можно сократить до 26, учитывая, что фразы "Was ist das?" и " Что это?" повторяются.
Звук фраз желательно получить как женским, так и мужским голосом. Это позволит произносить вопрос и подсказку женским голосом, а ответ - мужским и наоборот.
Итак, нужно получить звук мужским и женским голосом для следующих фраз:
Получаем звук из сервиса преобразования текста в речь.
3. Передача созданных ресурсов в конструктор тренажёра, который упакует и встроит в программную оболочку полученные ресурсы и сформирует на выходе единственный файл .html для браузера в формате HTML5.
Открыв это файл ученик сможет в различных режимах проигрывать в случайном порядке данные фрагменты по три фразы.
Режимы работы интерактивного речевого тренажёра в браузере позволяют:
- проигрывать фрагменты в ручном или автоматическом режиме;
- устанавливать паузу между фразами (при воспроизведении в автоматическом режиме)
- с опорой на текст и без неё (показ текста отключён);
- с показом картинки (при её наличии) или без неё (показ картинки отключён);
- менять направление перевода (Ge -> Ru или Ru -> Ge)
Конструктор позволяет также сформировать файл mp3 состоящий из всех фрагментов урока в исходном или случайном порядке, с выбранной длительностью паузы, с переводом и его направлением или без перевода. Таких mp3 файлов можно сделать несколько, затем загрузить в mp3-плеер, воспроизвести, слушать и повторять в паузах услышанные фразы. Т.е. позволяет создать НЕ интерактивный звуковой тренажёр с использованием тех же подготовленных ресурсов.
Второй образец выполнен по материалам курса английского языка Side By Side с переводом на немецкий язык:
Задача ученика - слушать, вслух повторять и вслух отвечать на услышанные вопросы с подсказками. Цель - довести до автоматизма ответную речевую реакцию на предъявляемый речевой стимул.
Скачать файлы html и соответствующие им файлы mp3 можно по адресу: https://disk.yandex.ru/d/xcChQ-2wfUp2oQ
Посмотреть видео можно здесь:
https://www.youtube.com/@e-mentorru1845/videos
Приглашаю всех желающих принять участие в проекте (в любой форме).
Отзывы, пожелания и предложения направляйте, пожалуйста, по адресу электронной почты, указанному в заставке тренажёра, и с темой "Речевые тренажёры".