За последние три года я обработала более тысячи заявок поступающих в наш отдел продаж, многие из заявок были от людей уже имевших неудачный опыт соприкосновения с франшизами. Плюс сама семь лет прожила в качестве франчайзи компании Сабвей. Итого десять лет наблюдений за тем, что люди говорят о франчайзинге и какие на самом деле они сделали ошибки на старте, которые к таким нелестным отзывам привели.
Итак, поехали, что же люди делают не так…
- Не общаются с действующими франчайзи;
“Я купил франшизу, а мне совершенно ничем не помогли, просто скинули какие-то документы как открываться и всё”, - вот такие фразы я часто слышала от тех, кто перед тем как оставить заявку нам уже имел дело с какой-то франшизой. Хочется спросить: “Чувак, ты что из 80х, где интернета еще не было? А как же связаться с уже действующими франчайзи и разузнать что к чему”. Если франшиза тотально динамит с поддержкой, то она это делает в принципе, а не только на тебе такое началось.
- Не проверяют заявленные франшизой цифры;
“Меня обманули в цифрах выручек и прибыльности бизнеса”, - еще одна популярная фраза. Читай пункт первый)). Что тебя останавливает от того, чтобы не спрашивать у франшизы контакты, потому что тебе дадут самых лояльных франчайзи, а самостоятельно найти действующих партнеров франшизы, выйти с ними на контакт и узнать реальную картину дел. Так например один наш франчайзи выбирал из трёх франшиз шаурмы и съездив на две локации наших конкурентов увидел, что обе они убыточны.
- Делают бизнес с большим количеством партнеров;
“Нас было несколько партнеров и никто ничего не делал, кроме меня”, - вот прям классическая фраза. Тут хочется сказать, что франчайзинговый бизнес это не миллионные прибыли и когда вы делите 100-300 тысяч рублей (а именно столько можно делать на франшизе средней руки) деленная на три цифра становится грустной и ради нее никто не хочет напрягаться. Плюс отсутствие четких договоренностей кто и за что будет отвечать или дальнейшее несоблюдение этих договоренностей, если они и были - это самая распространенная ошибка у начинающих предпринимателей работающих стайками. Но чаще всего, люди тупо об этом даже не договариваются на старте.
- Используют сто процентов кредитные деньги;
В бизнесе не всё так однозначно и не всегда проекты рвут со старта иногда нужно время на раскачку. А если вы связаны по рукам большими кредитными обязательствами, вам просто может не хватить времени пустить первые ростки прибыльности и вы так и останетесь под слоем асфальта из кредитных платежей.
- Выбирают франчайзинг, когда совсем не готовы к такой форме ведения бизнеса;
Ведение бизнеса по франчайзингу подходит далеко не всем. Ведь с одной стороны - это достижения и возможности Большого брата, а с другой - это и жесткие правила игры. И очень многие предприниматели не готовы двигаться в такой жёсткости и страдают от постоянного ощущения ограничения их свободы зарабатывать. На примере нашей франшизы скажу, что партнеры часто предлагают ввести что-то новенькое в меню чебуреки, комплексные обеды, новые напитки и даже роллы. И это совершенно не вяжется с нашим курсом, мы за год ввели девять новых продуктов (четыре шаурмы, два лимонада, хот-дог, гиро и кесадилью), это итак очень много, но всё это в канве нашей концепции. И наши франчайзи принимают наши аргументированные отказы, но будь они менее конструктивны, они могли бы страдать, думая что теряют миллионы не продавая попутно гречку с котлетами в наших шаурмичных. И если вы хотите тотальной свободы, франчайзинг вам противопоказан. Отмечу, что чаще всего это будет свобода делать глупые вещи, так например мы чаще всего уже пробовали то, что предлагают франчайзи и уже на этом накололись и потеряли деньги или время, но для некоторых и такая свобода очень важна.