Найти в Дзене
Московский летописец

Как живёшь, БАМ ? О станциях, тоннелях, мостах …

«На самый край белой земли,
На краешек
Мы добрались трудным путём,
Намаявшись.
Сердцем пойми этот ты миг,
Пожалуйста.
Вот тебе мир, делай его,
Не жалуйся!» («Песня первопроходцев», автор неизвестен) Наверняка многие знают, что БАМ строили бригады со всего Союза. И в вокзалах-станциях Байкало-Амурской магистрали отразились национальные черты почти всех тех уже несуществующих советских республик... Сегодня на этих станциях можно найти и азербайджанские окна «шебеке
Оглавление

«На самый край белой земли,
На краешек
Мы добрались трудным путём,
Намаявшись.
Сердцем пойми этот ты миг,
Пожалуйста.
Вот тебе мир, делай его,
Не жалуйся!»

(«Песня первопроходцев», автор неизвестен)

Фото с сайта fishki.net
Фото с сайта fishki.net

Наверняка многие знают, что БАМ строили бригады со всего Союза. И в вокзалах-станциях Байкало-Амурской магистрали отразились национальные черты почти всех тех уже несуществующих советских республик...

Сегодня на этих станциях можно найти и азербайджанские окна «шебеке», и грузинскую чеканку, и латышскую кровлю, и туркменскую мозаику...

На БАМе были построены сотни мостов и десять тоннелей, включая самый длинный железнодорожный тоннель в России...

Станция «Тында»

Тында - столица БАМа. Одно из немногих мест железной дороги, история которого началась ещё задолго до БАМа...

Вокзал в Тынде. 2014 год. Фото  ТАСС
Вокзал в Тынде. 2014 год. Фото ТАСС

Первый посёлок, перевалочный пункт для золотоискателей, возник в этих местах ещё в начале ХХ века. А железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибирской магистрали. Но просуществовала эта дорога недолго. Уже в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для строительства Волжской рокады, во многом определившей исход Сталинградской битвы. Рокада — это была дорога в прифронтовой полосе, которая проходила параллельно линии фронта. Волжская рокада проходила от станции Иловля около Сталинграда (сейчас Волгоград) до станции Свияжск недалеко от Казани.

Второе «рождение» станции случилось уже в 1975 году. Тогда посёлок Тындинский был преобразован в город Тында областного подчинения. В Тынде разместился ГлавБАМстрой - управление по строительству БАМа.

Тында. 2021.  Фото с сайта https://www.amur.life/
Тында. 2021. Фото с сайта https://www.amur.life/

Проектирование и возведение городов и станций на БАМе было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, Усть-Кут строил Ставропольский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казахстан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва. То есть шефство над Тындой взяла Москва. Главный город страны строил главный город БАМа.

В Тынде есть много московских названий. Это районы Арбат и Сокольники, улицы Профсоюзная и Красная Пресня.

Тында, 2020 год. Фото  с сайта ampravda.ru
Тында, 2020 год. Фото с сайта ampravda.ru

Вокзал Тынды напоминает силуэт лебедя. Он состоит из двух симметричных «крыльев», расположенных под углом к железнодорожным путям, и двух башен в центре высотой 48 метров. Это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке.

Станция «Звёздная»

Звездная — первая станция БАМа, построенная в 1974–1984 годах (часть магистрали была построена еще в 1930–50-е). Именно сюда прибыла первая группа строителей дороги. Здесь же находится первый мост БАМа. Это небольшой пешеходный мостик через реку Таюру.

Станция Звёздная. 1984 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС
Станция Звёздная. 1984 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС

Первоначально и станцию, и посёлок планировали назвать «Таюра» — по названию ближайшей реки. Был вариант названия «Снежный» (первые строители прибыли в снегопад). Однако 2 мая 1974 года строители на митинге решили назвать станцию «Звездной». Посёлок стал «Звездным»...

Фото с сайта ezdy.ru
Фото с сайта ezdy.ru

Жилые и служебные здания станции возводил армянский трест «АрмБАМстрой».

Архитектурно решение вокзала стации «Звёздная» сочетает в себе современные материалы, простую и функциональную планировку, и элементы национальной архитектуры Армении. Так фасады здания оформлены в виде протяжённой аркады...

Фото с сайта ждвокзалы.рф
Фото с сайта ждвокзалы.рф

Использованы полуциркульные наличники. Само здание облицовано традиционным для Армении материалом — светлым вулканическим туфом.

Станция «Ния»

История посёлка Ния началась с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР.

Станция Ния. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС
Станция Ния. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС

Вот что сказал в опубликованном тогда интервью начальник строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» Анзор Двалишвили:

«Задача у нас одна — построить на БАМе красивый, на сто процентов благоустроенный поселок и станционный комплекс, кусочек родной Грузии. Работы здесь много не только для строителей, но и для художников, чеканщиков, камнерезов, камнетёсов…
Признаться, мы замахнулись на очень ответственное дело — в далекой от Грузии Сибири построить грузинскую станцию. Но нам сопутствовала удача, ведь название речки Нии — это ж практически грузинское имя. Так что над названием станции долго раздумывать не пришлось».

Проект посёлка подготовил институт «Тбилгорпроект». 6 ноября 1975 года на станцию «Ния-Грузинская» (так первоначально называлась станция) прибыл первый поезд.

Фото с сайта fotoload.ru
Фото с сайта fotoload.ru

Здание вокзала облицовано тёмным туфом. На дверях и стенах внутренних помещений использованы традиционная грузинская деревянная резьба и чеканка по металлу...

Монумент в Ние. 1991 год. Фото  ТАСС
Монумент в Ние. 1991 год. Фото ТАСС

При въезде в Нию со стороны Усть-Кута воздвигнут монумент с надписями: «Ния», «Россия» и «Грузия».

Станция «Улькан»

Шефство над строительством станции и одноименного посёлка было закреплено за бригадой из Азербайджана. В здании вокзала были использованы элементы и традиции национального зодчества Азербайджана.

Станция Улькан. 1984 год. Фото РИА «Новости»
Станция Улькан. 1984 год. Фото РИА «Новости»

Здание облицовано травертином (известковый туф, горная порода) и мрамором из азербайджанских месторождений. Решётки на окнах выполнены по мотивам традиционной техники «шебеке» (прорезные или имитирующие их узоры).

Стену в зале ожидания украшает многометровое мозаичное панно «Сказание об Азербайджане», которое было изготовлено в Баку.

Станция Улькан. Памятник Фархаду  – герою азербайджанского эпоса. Фото с сайта www.komandirovka.ru
Станция Улькан. Памятник Фархаду – герою азербайджанского эпоса. Фото с сайта www.komandirovka.ru

На площади перед зданием вокзала установлен памятник национальному герою Азербайджана — Фархаду, герою азербайджанского эпоса.

Станция «Куне́рма»

«Покорись, Кунерма!» было написано на головном бульдозере бригады, которая в условиях труднопроходимой тайги, глубокого снега и сильных морозов полтора месяца пробивала 50-километровый зимник от Улькана до Кунермы...

Вокзал в Кунерме. 1984 год. Фото ТАСС
Вокзал в Кунерме. 1984 год. Фото ТАСС

Станцию и посёлок строили рабочие Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана. Первый отряд строителей прибыл в Кунерму из Дагестана 18 августа 1975 года. 15 января 1976 года помогать им отправилась группа киевского отряда имени Николая Островского.

В августе 1978 года на подступах к Кунерме был установлен рекорд. За неполные сутки уложено 4 километра 200 метров пути. Уложить рельсы до самой Кунермы удалось на полгода раньше планового срока.

В июне 1979 года в Кунерму приехали участники интернационального строительного отряда. Это были студенты московского Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Среди них были ребята из Азии, Африки и Латинской Америки. В августе 1979 года в Кунерме побывал американский певец Дин Рид, выступивший для строителей БАМа прямо с крыши вагона.

-14

Вокзал в Кунерме украшен штукатурными узорами с восточным орнаментом. Над входом в здание установлена скульптурная композиция «Дагестан — БАМу», выполненная молодым тогда автором, а ныне заслуженным деятелем искусств Дагестана Шарифом Шахмардановым.

Станция «Северобайкальск»

Станция и город Северобайкальск строились как одна из опорных точек Байкало-Амурской магистрали, столица бурятского участка БАМа.

Это единственный город на БАМе, построенный с нуля. Неофициальное название этого участка магистрали — Ленинградский. Около двух тысяч комсомольцев приехали сюда по путёвкам Ленинградского обкома ВЛКСМ.

Железнодорожный вокзал Северобайкальска. 1990 год © Роман Денисов / ТАСС
Железнодорожный вокзал Северобайкальска. 1990 год © Роман Денисов / ТАСС

Временный посёлок, на месте которого впоследствии возник город, первоначально назывался «Новогодний». К новому, 1976 году были заселены первые одноэтажные жилые дома. Затем его переименовали в Северобайкальск.

Вокзал Северобайкальска. Фото с сайта  ждвокзалы.рф
Вокзал Северобайкальска. Фото с сайта ждвокзалы.рф

Вокзал Северобайкальска — это достопримечательность города. Вокзал напоминает летящий по волнам парусник или волну с пенным гребнем. Архитектор вокзала Владимир Авксентюк так сказал об этом времени:

«Город Северобайкальск проектировали ленинградские архитекторы (что можно узнать по необычайной ширине главной улицы, ведущей к вокзалу). Вокзал в Северобайкальске — один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала».
Памятник первопроходцам в Северобайкальске. 1994 год © Владимир Матвиевский / ТАСС
Памятник первопроходцам в Северобайкальске. 1994 год © Владимир Матвиевский / ТАСС

В городе есть памятный знак — бетонное изображение палатки. На ней написаны имена первопроходцев, высадившихся на мысе Курлы, где потом и был основан Северобайкальск.

Станция «Анго́я»

Станцию «Ангоя» строил коллектив АзБАМстроя из Азербайджанской ССР. По одной версии в переводе с эвенкийского название станции означает «ущелье, расселина», по другой — «тихое место».

Посёлок стоит в узкой долине Верхней Ангары, закрытой со всех сторон высокими горами...

Станция Ангоя на БАМе. 1989 год. Фото  ТАСС
Станция Ангоя на БАМе. 1989 год. Фото ТАСС

Весной 1984 года на БАМе одним из первых среди лидеров СССР побывал Гейдар Алиев — будущий президент Азербайджана, тогда — заместитель председателя Совета министров СССР. Именно он предложил, чтобы строители из Азербайджана, заканчивавшие к тому времени работу на станции Улькан, возвели ещё один поселок — Ангою.

Фото с сайта putdor.ru
Фото с сайта putdor.ru

Здание вокзала в Ангое решено в национальном ключе. Это необычные стрельчатые окна, четко выраженная устремленная вверх центральная часть здания. В Бурятию из Азербайджана привезли отделочный камень — травертин. В центральном зале установили панно, сделанное в Баку.

Станция «Кюхельбекерская»

Станция находится в поселке Янчукан. Вокзал и другие здания поселка возводил армянский трест «АрмБАМстрой». В его оформлении использованы мотивы армянской архитектуры.

Фото с сайта rupoezd.ru
Фото с сайта rupoezd.ru

Это протяженная аркада, характерная для построек V–VII веков и более поздних лет, вертикальные членения по фасадам. Вокзал облицован светлым вулканическим туфом — основным строительным материалом Армении.

Станция Кюхельбекерская. 2004 год © yapet.livejournal.com
Станция Кюхельбекерская. 2004 год © yapet.livejournal.com

Первоначально станция называлась «Янчукан». В конце 1980-х была переименована в честь поэта и драматурга, участника восстания декабристов Вильгельма Кюхельбекера, приговоренного после разгрома восстания к каторге и поселению в Сибири.

Северомуйский тоннель

Тоннель длиной 15 343 метра — самый длинный железнодорожный тоннель в России. Это сложнейший объект БАМа, принятый в эксплуатацию только в 2003 году, через 19 лет после открытия движения поездов по основной линии БАМа...

Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год. Фото ТАСС
Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год. Фото ТАСС

Северо-Муйский хребет, входящий в состав Станового нагорья, считался практически непреодолимым препятствием для железной дороги.

Его высота достигает 2500 метров. Он сложен структурой скальных пород, не имеет удобных перевалов. На припортальных участках тоннеля находятся зоны многолетне-мёрзлых пород. По его длине — неустойчивые трещинные участки, разломы, зоны мощных притоков воды, в том числе под давлением, с высокой температурой. Весь район характеризуется высокой сейсмичностью.

Фото с сайта penetron.ru
Фото с сайта penetron.ru

Тоннель строился с двух сторон — с востока и с запада. Кроме самого тоннеля, были построены три вертикальных шахтных ствола, вдоль основного пути проложена технологическая штольня, а также рудничная железная дорога для перемещения персонала. Общая длина горных выработок тоннеля — более 45 километров.

Для поддержания микроклимата тоннель с обеих сторон снабжен воротами, которые открываются только для пропуска поездов.

Старый Северомуйский обход

Северомуйский обход был построен как временный путь, позволяющий обойти строящийся Северомуйский тоннель, сооружение которого затягивалось из-за сложнейших горно-геологических условий.

Старый Северомуйский обход. 2018 год. Фото с  Wikimedia Commons
Старый Северомуйский обход. 2018 год. Фото с Wikimedia Commons

По первоначальным планам движение поездов по БАМу планировалось открыть в середине 1980-х годов, а тоннель должен был вступить в строй к 1987 году, став последним строящимся звеном магистрали. Чтобы пропускать строительные поезда восточнее Северомуйского хребта, в 1982 году началось строительство временного обхода по кратчайшему пути между станциями Ангаракан и Казанкан — длина обхода составила 24,6 километра, ненамного больше будущего тоннеля.

3 июля 1983 года первый поезд со строителями дороги перевалил Северо-Муйский хребет и прибыл на станцию Муякан.

Временный обход представлял серьезное препятствие для движения поездов. Он имел предельные уклоны до 40 ‰ , поэтому требовалось расцеплять поезда и провозить их через обход группами по несколько вагонов. Движение пассажирских поездов по обходу было запрещено. Людей высаживали из вагонов и перевозили автотранспортом.

В 1985 году стало ясно, что строительство Северомуйского тоннеля затягивается. И к 1989 году построили новый обход, гораздо длиннее, но с более пологим профилем. Старый обход был закрыт, хотя параллельная ему автомобильная дорога существует и сейчас.

Новый Северомуйский обход

Первый обход Северомуйского тоннеля строился как временный и должен был работать до окончания его строительства, которое планировалось завершить к 1987 году.

Поезд на Чертовом мосту. 2003 год © Владимир Егоров / ТАСС
Поезд на Чертовом мосту. 2003 год © Владимир Егоров / ТАСС

К середине 1980-х годов, когда стало ясно, что строительство тоннеля затягивается на неопределенный срок, началось сооружение постоянного обхода Северомуйского тоннеля. Он имеет значительную длину — 64 километра, но при этом гораздо более «легкий» профиль, с уклонами до 18 ‰ . Для этого железнодорожная линия вьется по серпантину, чтобы подняться к Ангараканскому перевалу. Наиболее известный объект обхода — так называемый «Чертов мост» — высокая эстакада над руслом реки Итыкит, находящаяся одновременно в кривой и на подъеме. Железнодорожное полотно расположено на высоте до 35 метров над руслом реки. Поезда на этом мосту слегка покачивались, а машинисты перед въездом на него нередко крестились.

"Чертов мост". Фото с https://ru.wikipedia.org/
"Чертов мост". Фото с https://ru.wikipedia.org/

На трассе обхода находятся два «петлевых» тоннеля. Для поворота трассы на 180 градусов и одновременного её вписывания в предельные радиусы кривых и уклоны часть пути пришлось пропускать через тоннели, расположенные внутри горного хребта. Пройдя через «петлевой» тоннель, поезд выходит на тот же склон горы, развернувшись на 180 градусов и на несколько десятков метров выше точки входа.

После открытия Северомуйского тоннеля обходная трасса продолжает использоваться для движения местных и рабочих поездов.

Станция «Таксимо́»

Станция Таксимо находится между двумя Муйскими хребтами — Северным и Южным. Её название переводится с эвенкийского как «чаша».

Вокзал Таксимо. 2018 год A. L. / Wikimedia Commons
Вокзал Таксимо. 2018 год A. L. / Wikimedia Commons

В строительстве Таксимо и поселка принимали участие рабочие из Латвии. В облике вокзала и других зданий есть прибалтийские черты.

Вокзал — многоэтажное кирпичное здание с высокой кровлей синего цвета, расположенное не вдоль путей, как обычно на железной дороге, а перпендикулярно им, как дом в прибалтийском городке.

Железнодорожный вокзал ст. Таксимо. Фото с сайта railroad.wikisort.org
Железнодорожный вокзал ст. Таксимо. Фото с сайта railroad.wikisort.org

В Таксимо есть микрорайон ЛатБАМ с улицами Латвийская, Рижская и Даугава, несколько вывесок продублированы на русском и латышском языках. У некоторых домов — островерхие крыши и подъезды с двух сторон.

Кроме латышей, в строительстве Таксимо участвовали рабочие Белорусской ССР. Поэтому другой район посёлка называется БелБАМ, с улицами Минская и Белорусская.

Наконец, в Таксимо сохранились следы ранней истории БАМа. Решение о строительстве магистрали было принято ещё в 1932 году. Для проведения съемки местности и заброски в тайгу изыскательских групп использовалась авиация. Так как аэродромов в тайге не было, применялись гидросамолеты. Один из них — АНТ-4 с номером СССР Ж-11 — 15 августа 1940 года упал в озеро Борончеевское в районе современного Таксимо. Ещё один такой же самолет в декабре того же года потерпел крушение на Шаман-горе недалеко от Таксимо.

Его экипаж был вовремя обнаружен и спасён.

Памятник АНТ-4 в Таксимо. Фото с сайта drive2.ru
Памятник АНТ-4 в Таксимо. Фото с сайта drive2.ru

В 1980-е годы оба самолета были найдены. В память о погибших летчиках Ж-11 в Таксимо был установлен макет самолета АНТ-4.

Станция «Куа́нда»

Поселок Куанда знаменит тем, что именно здесь официально закончилось строительство БАМа. 1 октября 1984 года в Куанде состоялась церемония укладки «золотого звена» дороги — последних рельсов, соединивших западный и восточный участки строительства...

Фото с сайта ждвокзалы.рф
Фото с сайта ждвокзалы.рф

При этом фактически последнее звено было уложено двумя днями раньше, в 40 километрах к востоку от Куанды, на разъезде Балбухта. Но так как церемония уже была запланирована, место проведения решили не переносить.

Такое расхождение связано с обвалом в Кодарском тоннеле, который затормозил движение бригады путеукладчиков, шедшей с востока. В результате бригада, шедшая с запада, навёрстывала отставание восточной стороны, ставя непревзойденные до сих пор рекорды скорости укладки рельсового полотна.

В память об этом событии в Куанде возвели монумент трудовой славы строителей БАМа.

Строители БАМа у монумента в их честь на станции Куанда. 1984 год . Фото РИА «Новости»
Строители БАМа у монумента в их честь на станции Куанда. 1984 год . Фото РИА «Новости»

На 12-метровых пилонах установлены металлические указатели с названиями станций, построенных союзными республиками, краями и областями, принявшими участие в шефском строительстве дороги, перечислены ключевые станции БАМа. В основании монумента помещена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

На небольшом разъезде Балбухта в память о соединении двух частей БАМа тоже осталась небольшая стела из рельсов, сооруженная в конце сентября 1984 года.

Фото с сайта automobili.ru
Фото с сайта automobili.ru

Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!».

Станция «Новая Чара»

В переводе с эвенкийского слово «чара» означает «мель». Действительно, река Чара, протекающая у посёлка, имеет множество мелей и порогов.

Шефство над строительством поселка и станции взяла на себя бригада из Казахстана.

Фото с сайта yablor.ru
Фото с сайта yablor.ru

О будущем этой станции вот что сказал в своём интервью министр строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР Ораз Бейсенов:

«Проектируется будущая станция так, чтобы её облик напоминал далекий Казахстан. Сейчас в Павлодаре, по согласованию с ГлавБАМстроем, ведётся строительство цеха по производству крупнопанельных домов в условиях вечной мерзлоты. Проектный институт „Казгипроград“ разработал проект домов с элементами национальных мотивов»

Вокзал в Новой Чаре напоминает казахскую юрту. Центральная часть здания имеет высокую кровлю с крутым подъемом в центре.

Станция Новая Чара. 2005 год Wikimedia Commons
Станция Новая Чара. 2005 год Wikimedia Commons

В отличие от традиционной юрты, вокзал не круглый, а вытянут вдоль путей. Внутри здания размещены барельефы со сценами из жизни казахского народа.

Станция «Икабья́»

Станция Икабья получила своё имя по названию реки Большая Икабья.

Фото с сайта railwayz.info
Фото с сайта railwayz.info

Первоначально станцию и посёлок строила бригада из Молдавии. Потом позже на Икабью прибыли 300 членов украинского комсомольского отряда имени ХХVI съезда КПСС. Затем после них — строители специализированного строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» из Грузии. Эта бригада и взяла шефство над станцией и посёлком.

Архитектура станционных и жилых домов здесь ассоциируется с национальным зодчеством Грузии.

Семья строителей поселка Икабья. 1989 год . Фото ТАСС
Семья строителей поселка Икабья. 1989 год . Фото ТАСС

Использован тёмный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка.

Визитная карточка посёлка — изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.

Перевал «Мурурин»

Самая высокая точка и одно из наиболее красивых мест на БАМе и всей сети РЖД. Высота перевала над уровнем моря — 1323 метра (данные ОАО «РЖД»). Руководящий уклон на этом участке — более 20 ‰ . Перевальный участок имеет длину около 60 километров.

Перевал Мурурин из окна поезда

С грузовыми поездами на этом участке работают трёхсекционные тепловозы. Поезд ведут несколько локомотивов. При подъёме на перевал используются подталкивающие локомотивы, которые следуют до перелома профиля, а когда подъем сменяется на спуск, отстают от поезда. В зависимости от поездной обстановки, возвращаются на предыдущую станцию либо отправляются до следующей отдельно от грузового поезда. Работа тепловозных дизелей на этом участке осложнена его большой высотой и относительно малым количеством кислорода.

Фото с сайта train-photo.ru
Фото с сайта train-photo.ru

В августе 1992 года здесь едва не произошла катастрофа, которая могла стать одной из крупнейших в истории железных дорог России. Тепловоз с неисправными тормозами оказался на затяжном спуске, превратившись, по существу, в неуправляемый снаряд, нагонявший идущий впереди пассажирский поезд. В это же время на станции Хани — впереди по ходу движения — находился состав со взрывчатыми веществами. Эти события легли в основу фильма «Перевал Мурурин» (1994).

Станция «Ла́рба»

В строительстве посёлка Ларба участвовали строители из Москвы и Туркмении.

Станция Ларба. 2018 год . Фото Wikimedia Commons
Станция Ларба. 2018 год . Фото Wikimedia Commons

В статье тындинской газеты «Авангард» от 7 июля 1979 года под заголовком «Ларба в будущем» сообщалось:

«На днях технический совет при Тындинском райисполкоме рассмотрел проект детальной планировки жилого поселка станции Ларба. Проектировщики института „Туркменгоспроект“ из Ашхабада под руководством главного архитектора проекта Д. В. Высоцкой учли все насущные проблемы, связанные с проживанием в зоне строительства БАМа. Следствием чего является несколько пониженная этажность. Здания 1220-й серии будут возводиться не в традиционном пятиэтажном варианте, а в четырёхэтажном».
Фото с сайта ждвокзалы.рф
Фото с сайта ждвокзалы.рф

Во внешнем облике вокзала станции Ларба нижний этаж, облицованный светлым мрамором, контрастирует с массивным вторым — с темной отделкой. Протяжённый фасад здания «перебивается» высокой светлой башней. Орнаменты вокруг окон второго этажа напоминают черты национальной архитектуры Туркмении.

Мозаика "Туркменка"
Мозаика "Туркменка"
Мозаика "Природа Туркменистана"
Мозаика "Природа Туркменистана"

Внутри вокзала находятся две мозаики работы туркменского художника Мухамметмурада Гочмурадова: «Туркменка» и «Природа Туркменистана».

Станция «Алонка»

За строительство и внешний облик поселка и станции Алонка в предгорьях хребта Турана в Амурской области отвечала шефская бригада из Молдавии. 11 августа 1975 года на БАМ прибыл передовой отряд строительно-монтажного поезда «Молдавстрой — БАМ».

Фото с сайта photo.sstu.ru
Фото с сайта photo.sstu.ru

Огромное красно-белое здание вокзала — одно из самых красивых на восточном участке БАМа.

Фото с сайта news.myseldon.com
Фото с сайта news.myseldon.com

Над входом размещена металлическая композиция, символизирующая дружбу русского и молдавского народов: две женщины опираются на светофор с надписями «БАМ» и «1975–1984». На другой стороне здания — фигуры трех строителей с надписью: «Алонка — БАМ — Кишинев».

Поселок Алонка. 1984 год. Фото ТАСС
Поселок Алонка. 1984 год. Фото ТАСС

Стены и фасады вокзала украшены орнаментами с изображениями аиста с виноградной лозой — эмблемой Молдавской ССР. Спуск от вокзала к платформе оформлен в виде нескольких террас наподобие зрительного зала.

Станция «Новый Ургал»

Ургал — один из крупнейших узлов БАМа, состоящий из трёх станций разных времён постройки и принадлежащих разным линиям. Первая, Ургал-1, появилась ещё в 1937 году. Однако в 1942 году рельсы с этой линии были сняты и использованы для строительства Волжской рокады.

Станция "Ургал-1". Фото с сайта wiki.nashtransport.ru
Станция "Ургал-1". Фото с сайта wiki.nashtransport.ru

Когда в 1970-е сюда пришла комсомольская стройка, шефство над строительством взяла Украинская ССР.

3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс». Он должен был подготовить площадку для ещё четырёх отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты».

Вокзал в Ургале. 1987 год © ТАСС
Вокзал в Ургале. 1987 год © ТАСС

7 ноября состоялся митинг, на котором было объявлено, что «город Ургал будет построен коллективом „Укрстрой“». Такую надпись прикрепили к ближайшей лиственнице, а впоследствии перенесли на камень, установленный в центре поселка. 7 ноября считается днём рождения города.

За 1975 год был возведён временный поселок из 15 общежитий, с детским садом «Гуцулочка», магазином «Харьков», столовой «Дончанка», Домом культуры «Украина».

Вокзал украшен символикой на тему Советской Украины, строительства и транспорта: четыре вагонетки везут железнодорожные атрибуты и строительные инструменты к центральному ядру композиции, на котором изображен дом ЦК Коммунистической партии Украины в Киеве, увенчанный флагом и вписанный в восходящее солнце.

Зал ожидания на вокзале станции Новый Ургал. 1984 год. Фото РИА «Новости»
Зал ожидания на вокзале станции Новый Ургал. 1984 год. Фото РИА «Новости»

Вокруг него развеваются транспаранты с надписями: «Украина» и «Ургал». Со стороны железной дороги на фасаде укреплены медальоны с символическими изображениями станций БАМ, Тында, Беркакит и Ургал. В зале ожидания находится мозаичное панно с сюжетами из жизни Украины.

Станция «Солони́»

Станцию Солони строила бригада из Таджикистана. Небольшое здание вокзала было настоящей жемчужиной БАМа.

Вокзал Солони. Из фотоальбома «БАМ». 1984 год Фото Издательство «Планета» / pastvu.com
Вокзал Солони. Из фотоальбома «БАМ». 1984 год Фото Издательство «Планета» / pastvu.com

Облицованное розовым камнем, оно украшено пестрыми мозаичными карнизами в национальном стиле, образующими портал вокруг центрального входа. Еще один карниз венчает само здание, придавая ему вид азиатского мавзолея.

Мост через Амур

Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, один из крупнейших построенных в СССР. Его длина — 1435 метров.

Мост через Амур. Фото  ТАСС
Мост через Амур. Фото ТАСС

Железнодорожная переправа через Амур существовала с 1936 года. Она связывала станцию Комсомольска-на-Амуре с сетью железных дорог страны. В зависимости от времени года переправа была паромная или ледовая. Зимой рельсы укладывали прямо на лед...

Строительство моста началось в 1969 году. К 1974 году были установлены все девять его опор. На общих железобетонных опорах установлены два пролётных строения: под один железнодорожный путь и под двухполосную автодорогу.

Мост через Амур у Комсомольска-на-Амуре. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/
Мост через Амур у Комсомольска-на-Амуре. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

Мост строился в сложных условиях: резкие колебания уровня воды в Амуре (за время строительства глубина реки менялась от 12 до 16 метров), мощный ледоход при толщине льда до 1,5 метра, большая скорость течения — 3,5 м/с, глубокое залегание скальных пород, на которые можно было бы установить опоры.

При строительстве моста впервые в отечественной практике вместо кессонных фундаментов использовались тонкостенные бетонные оболочки, которые погружались в грунт до упора в скальные породы. Движение по мосту было открыто 26 сентября 1975 года.

Фото с сайта fotokto.ru
Фото с сайта fotokto.ru

Все иллюстрации, использованные в публикации, взяты со свободного доступа в сети Интернет.

Если вам понравилась публикация - не забывайте ставить лайки. Буду признателен за комментарии.

Другие заметки о БАМе, Сибири, Арктике и Севере можно почитать в отдельной подборке "Арктика, Север, Сибирь"(переход по этой ссылке)

Полистайте и другие статьи на канале. Может найдёте что-то ещё интересное для себя?

Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).