Найти тему
ОколоТехники

История Toyota Supra

Оглавление

Toyota Supra, пожалуй, один из самых знаковых автомобилей Японии. Это почти наверняка самый культовый спортивный автомобиль, который когда-либо производил Toyota, и его любят автолюбители во всем мире.

Toyota черпала вдохновение для Supra из своего собственного спортивного автомобиля 2000GT с рядной 6-цилиндровой компоновкой конца 1960-х годов. Первые три поколения Supra поставлялись с двигателем, который был прямым потомком двигателя M от 2000GT.

2000GT считается классикой среди гран-туризмо 1960-х годов. Он был вдохновлен Jaguar E-Type и продемонстрировал миру, что японские производители автомобилей могут производить лучшие автомобили.

Toyota Supra первого поколения (1978-1981)

-2

Первый раз слово Supra появилось в апреле 1978 года. Оно представляло собой новое обозначение более широкой, длинной и более мощной версии Toyota Celica второго поколения. Автомобиль был разработан, чтобы конкурировать с чрезвычайно популярной Z-серией от Datsun, и был известен на внутреннем рынке как Celica XX.

Что действительно отличало Supra от стандартной Celica, так это двигатель. 2,6-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель Supra мощностью 110 л.с. был первым серийным двигателем компании, оснащенным электронным впрыском топлива. Для внутреннего японского рынка Supra оснащалась меньшим 2,0-литровым двигателем мощностью 123 л.с. Двигатель меньшего размера был установлен для того, чтобы японские покупатели не платили дополнительный налог в соответствии с действующими в стране законами.

Toyota предлагала Supra либо с 5-ступенчатой ​​механической (W50), либо с 4-ступенчатой ​​автоматической коробкой передач (A40D). Автомобиль также отличался дисковыми тормозами на всех колесах и четырехрычажной задней подвеской с винтовыми пружинами. В передней части автомобиля имелись стойки МакФерсон и стабилизатор поперечной устойчивости.

-3

1 января 1979 года Supra была официально представлена ​​на рынке США в виде 2,6-литровой модели. Его базовая цена составляла 10 118 долларов, и изначально он рассматривался как модель премиум-класса в линейке Celica.

В августе 1980 года Celica Supra получила первую серьезную модернизацию в виде увеличения рабочего объема. Объем двигателя теперь составлял 2,8 литра, а мощность была увеличена до 116 л.с. Он мог разгоняться до 100 км/ч всего за 10 секунд, а четверть мили преодолевать за 17,5 секунд.

Кроме того, Toyota предложила новый спортивный пакет. Этот пакет включал новую спортивную подвеску, улучшенные шины, а также передний и задний спойлеры.

На японском рынке Celica XX 2800GT была оснащена самым мощным двигателем в линейке: шестицилиндровым двигателем объемом 2,8 литра и мощностью 172 л.с. В 1981 году Celica XX представила первый в мире навигационный компьютер.

Toyota Supra второго поколения (1981-1986)

-4

Следующая Toyota Supra появилась в виде Mk2 Celica XX, которая была запущена в июле 1981 года. Она была основана на новой спортивной платформе Celica третьего поколения. Эта новая модель продавалась как Celica Supra на всех экспортных рынках, но как Celica XX в Японии.

В очередной раз Supra сохранила внешний вид стандартной Celica, но с некоторыми отличиями. Supra сохранила рядный 6-цилиндровый двигатель, в то время как стандартная Celica обходилась рядным 4-цилиндровым двигателем. У автомобиля также была увеличена колесная база и изменена передняя часть. Были установлены убирающиеся фары, а колесные арки агрессивно расширялись.

Европейские рынки впервые увидели Supra в августе 1982 года, и автомобиль пользовался особой "эксклюзивностью" в Соединенном Королевстве, поскольку его поставки были ограничены 100 автомобилями в месяц.

На рынке Северной Америки Celica Supra предлагалась в нескольких вариантах. Покупатели могли выбрать «люксовый» (L) или «производительный» (P). И L-Type, и P-Type были механически идентичны, различия ограничивались более широкими колесами и шинами, расширителями из стекловолокна над колесами на P-Type и более спортивным интерьером.

Новая Toyota Supra оснащалась 2,8-литровым рядным шестицилиндровым двигателем (5M-GE) мощностью 145 л.с. на экспортном рынке. Он мог разогнаться до 0-100 примерно за 9,8 секунды и мог преодолеть четверть мили за 17,2 секунды.

-5

В очередной раз японский рынок получил версию автомобиля с меньшим двигателем. Покупателям была доступна 2-литровая версия, которая не была доступна на других рынках. 2,0-литровый турбодвигатель M-TEU производил ту же мощность, что и 2,8-литровый двигатель 1982 года, но ограничивался автоматической коробкой передач. Если вы хотели версию с механической коробкой передач, предлагался 2,0-литровый 1G-GEU мощностью до 160 л.с.

Toyota объединила обновленный двигатель с 5-ступенчатой ​​​​механической коробкой передач W58 или с 4-ступенчатой ​​​​автоматической коробкой передач A43DL в качестве опции для L-Type. Celica Supra отличалась независимой подвеской всех четырех колес, специально настроенной Lotus. Автомобиль был оснащен реечным рулевым механизмом с регулируемым усилителем и задней подвеской на полузависимых рычагах с винтовыми пружинами. Кроме того, Celica Supra оснащалась дисковыми тормозами вкруг.

Мощность двигателя неуклонно росла на протяжении всего поколения, достигнув максимальной мощности 178 л.с. для моделей, продаваемых в Великобритании и Новой Зеландии. Celica Supra для североамериканского рынка развивала максимальную мощность 161 л.с., примерно столько же, сколько у японской версии автомобиля.

Ранний гоночный успех

По сравнению с Supra первого поколения, у второго поколения Supra более насыщенная гоночная карьера. В британском чемпионате седанов (предшественнике BTCC) гонщик Вин Перси успешно участвовал в гонках на Celica и Corolla. Следующим его шагом стал переход на Celica Supra в 1983 году.

На Celica Supra Перси удалось выиграть девятый этап серии 1984 года, одолев 3,5-литровый Rover Энди Роуза. Барри Шин взял под свой контроль Celica Supra Перси в сезоне 1985 года. В том же году Пер Эклунд выиграл чемпионат группы А на ралли Ольстера на своей Celica Supra.

Toyota Supra третьего поколения (1986-1993)

-6

В 1986 году было запущено третье поколение Toyota Supra. Связи между Celica и Supra были разорваны, поскольку теперь это были две совершенно разные модели. Toyota поменяла концепцию Celica, сделав ее переднеприводной, в то время как Supra сохранила заднеприводную компоновку. Новая Supra продавалась по цене 18 610 долларов по сравнению с 14 098 долларов за автомобиль предыдущего поколения.

Toyota обновила двигатель до более мощного 3,0-литрового рядного шестицилиндрового двигателя мощностью около 200 л.с. Первоначально автомобиль был доступен только с атмосферным двигателем, но в 1987 году к модельному ряду добавилась версия с турбонаддувом. Эта модель с турбонаддувом производила примерно 230 л.с.

Как и предыдущие модели Supra, на японском рынке также были представлены 2,0-литровые версии автомобиля. 2,0-литровая версия Supra была немного уже, чтобы соответствовать требованиям правительства Японии по размерам. Это помогало японским покупателям не платить налоги за вождение более крупного автомобиля.

Toyota 7M-GE и 7M-GTE с турбонаддувом были флагманами линейки двигателей Toyota. Они имели четыре клапана на цилиндр вместе с двумя верхними распредвалами.

К сожалению, из-за заводских ошибок в моменте затяжки болтов головки почти все эти двигатели имели серьезные проблемы с пробитыми прокладками ГБЦ. Считалось, что неправильные значения момента затяжки связаны с тем, что Toyota перешла с асбестовых прокладок головки блока цилиндров на медные. Хотя проблема была серьезной, ее можно было легко устранить, заменив прокладку головки и затянув болты головки с моментом 102 Нм. Помимо этой проблемы, двигатели были невероятно надежными.

-7

Toyota перенесла 5-ступенчатую коробку передач W58 от предыдущего поколения, однако версия с турбонаддувом предлагалась с более надежной механической коробкой передач R154. Покупатели также могли выбрать 4-ступенчатую автоматическую коробку передач A340E как для моделей с турбонаддувом, так и для моделей без наддува.

Новое третье поколение Supra также было оснащено большим количеством современных технологий, чем когда-либо. Когда он был запущен в 1986 году, были варианты с 3-канальной ABS и TEMS (подвеска Toyota Electronic Modulated Suspension). Двигатель 7M-GE также имел новую систему ACIS, которая изменяла геометрию впускного коллектора для увеличения мощности.

Позже Toyota представила 2,5-литровый двигатель 1JZ-GTE с двойным турбонаддувом мощностью 276 л.с. Он предлагался с теми же вариантами трансмиссии, что и в предыдущих версиях автомобиля, а сам автомобиль был обозначен как JZA70.

В дополнение к JZA70, выпущенному в 1990 году, Toyota также выпустила JZA70-R. Этот автомобиль с двигателем 1JZ-GTE был также известен как 2.5 Twin Turbo R и отличался дополнительными модернизациями, такими как более легкие стабилизаторы поперечной устойчивости, увеличенный интеркулер, спортивная подвеска Bilstein, дифференциал Torsen, сиденья Recaro, рулевое колесо MOMO и ручка переключения передач, а также темная внутренняя отделка.

Supra Turbo A и автоспорт

Toyota произвела 500 Supra со специальной омологацией для чемпионата Японии по кузовным гонкам (JTCC). Turbo A был доступен только в Японии и производился с сентября 1988 года по октябрь 1988 года.

-8

Автомобиль имел небольшие механические и косметические отличия по сравнению со стандартным автомобилем. Он отличался турбокомпрессором CT-26 с немного большим индуктором. Кроме того, Turbo A был оснащен вентилируемыми дисковыми тормозами и дополнительными воздуховодами в передней части автомобиля.

Turbo A имел успех в различных областях автоспорта, от ралли до гонок на выносливость. Однако автомобиль не выиграл столько гонок, на сколько надеялись в JTCC, несмотря на то, что он был разработан для этого. Это было связано с тем, что он был недоработан и был помещен в дивизионы более высокого уровня из-за его 3,0-литрового двигателя. По сути, автомобиль был слишком тяжелым для классов более низкого уровня и недостаточно мощным по сравнению с конкурентами в классах более высокого уровня.

Toyota Supra четвертого поколения (1993-2002 гг.)

-9

Toyota продолжала выпускать Mk3 Supra до 1992 года, пока не была уверена, что сможет представить автомобиль, который сможет сравниться и превзойти текущее поколение спортивных автомобилей.

Долгожданная Mk4 Supra была представлена ​​на Чикагском автосалоне в 1993 году, и это стало смелым новым направлением для компании. Он разрабатывался четыре года под руководством главного инженера Исао Цузуки, который также работал над MR2 и первой Celica.

Новая Supra от Toyota имела более плавный дизайн, который имел больше общего с 2000GT шестидесятых, чем ее предшественник. Автомобиль излучал ауру скорости благодаря низкому длинному капоту и опциональному высокому спойлеру.

По сравнению с предыдущей моделью Mk4 Supra стала ниже, шире и короче, но при этом на 100 кг легче.

Инженерам Toyota удалось добиться такой экономии веса путем использования легких материалов. Алюминий использовался для изготовления капота, верхней части тарги (опционально), масляного поддона, поддона трансмиссии, различных компонентов подвески и передней поперечины. Кроме того, на рулевом колесе использовался магний, а бензобак был сделан из пластика. Toyota была настолько сосредоточена на снижении веса, что даже использовала полые ковровые волокна, чтобы сэкономить несколько граммов.

С точки зрения производительности, Mk4 Supra стала большим шагом вперед по сравнению со своим предшественником. Теперь он мог разогнаться 0–100 всего за 4,6 секунды и развить скорость более 277 км/ч. Однако скорость автомобиля была ограничена всего 180 км/ч в Японии и 250 км/ч в других странах.

-10

Для Supra четвертого поколения Toyota решила разработать новую шестиступенчатую коробку передач. Шестиступенчатая коробка передач Getrag/Toyota V160 использовалась исключительно на моделях с турбонаддувом, в то время как безнаддувный автомобиль должен был довольствоваться пятиступенчатой ​​механической коробкой передач W58. И турбо, и безнаддувные модели предлагались с четырехступенчатой ​​автоматической коробкой передач с возможностью ручного переключения.

Mk4 Supra и автоспорт

-11

В то время как задний привод и переднее расположение двигателя никогда не менялись, Mk4 Supra была, безусловно, самой успешной в автоспорте.

Mk4 Supra два года подряд участвовала в культовых 24-часовых гонках Ле-Мана, швейцарских горных гонках, гонках Пайкс-Пик, американских гонках SCCA и добилась невероятного успеха в чемпионате GT (JGTC) с 1995 по 2003 год.

Конец супры

К концу девяностых продажи спортивных автомобилей, таких как Supra, врезко упали. Toyota отозвала Supra с канадского рынка в 1996 году и в 1998 году в США. Supra продержалась в Японии до 2002 года, когда она была снята с производства из-за новых ограничительных мер по контролю за выбросами.

Возвращение Toyota Supra

В течение многих лет возвращение Supra обрастало слухами о новой машине. Однако проблеск надежды зажегся, только когда Toyota представила концепт FT-1 в январе 2014 года.

Концепт был без каких-либо спецификаций, но он, несомненно, был спортивным и явно черпал вдохновение у Toyota Supra Mk4. Он отличался тем же передним расположением двигателя, заднеприводной компоновкой и плавными линиями. Однако новости о новом автомобиле не появлялись до 2016 года, когда Toyota подала заявку на регистрацию товарного знака.

Появление Toyota Supra Mk5

-12

Toyota Supra пятого поколения дебютировала в январе на автосалоне в Детройте как модель 2020 года.

Toyota тесно сотрудничала с BMW над проектом Supra, и автомобиль основан на платформе Z4. Он также оснащен рядной шестеркой от немецкого производителя.

-13

Supra — икона автомобильного мира

Toyota Supra Mk4 — один из самых знаковых автомобилей всех времен и, возможно, один из величайших автомобилей, когда-либо покидавших пределы Японии. Купив Supra Mk4, вы купите часть автомобильной истории. Он появлялся во всевозможных играх и, конечно же, был началом оригинального фильма «Форсаж».

-14