В клинической практике, нам так важно отличать большое депрессивное расстройство от депрессивных состояний, характеризующихся утратой внутренних ориентиров, негативным видением себя и окружающего мира.
Современный человек упорно старается избежать темного настроения, порой насильственно удерживая себя в «солнечном» состоянии, а депрессивное состояние экономически и эмоционально практически всегда воспринимается как угроза, неудача, разрушающая планы и ожидания. А ведь депрессия одна из граней души, которая помогает нам видеть темные (теневые) стороны, ибо только полнота (целостность) дает возможность для подлинности переживаний.
К.Г.Юнг видел эту связь между депрессией и трансформацией, считая, что бессознательное обладает огромным творческим потенциалом, целью которого всегда является развитие личности. А для реализации этого нового витка развития необходимо периодически лишать Эго энергетической подпитки и вызывать депрессию - состояние алхимического нигредо, в котором внутренний мир будет разваливаться на части, а будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от «пустоты» и одиночества. Символический смысл такого рода переживаний представляется в необходимости осознания всего того, что безвозвратно устарело и требует перемен. В этом случае нам следует рассматривать депрессию не как патологическую реакцию, а только как естественное следствие этой внутренней потребности в трансформации.
Томас Мур, в свою очередь, представляет депрессию, как встречу с Сатурном, где мы начинаем видеть множество качеств его мира, таких как «потребность в изоляции, коагуляции фантазии, дистилляции памяти и аккомодации смерти». Но, эмоциям Сатурна не будет места, если мы пытаемся лишь патологизировать депрессию, относясь к ней как к синдрому, который необходимо лечить только химически. Необходимой альтернативой является приглашение Сатурна войти, когда он стучится в дверь и пригласить его к общению. Иногда эта метафора представлена как встреча с «Дамой в черном».
Символически пустота и исчезновение смысла, так остро проявляющиеся в депрессии, указывают нам не только на устаревший способ понимания своей жизни, но и на тот очевидный факт, что наши ценности настолько плотно упакованы и объективированы, что не остается места для тайны. В этом смысле, депрессия приходит для того, чтобы создать дыру в наших теориях и предположениях. То же самое происходит в отношении терминальных состояний болезней. Зачастую мы упорно отказываемся принять реальность и способность открыто говорить о депрессивных фактах в этих случаях, вместо глубокого понимания о нашей смертности и через это, о заботе о себе. Тогда, состояние депрессии можно воспринимать как пребывание между жизнями, подобно состоянию Бардо в «Тибетской книге мертвых». В этом смысле можно говорить о вынашивании себя до возможности родиться заново и в новом качестве. Так терапевт может сопровождать пациента в этот уязвимый и трепетный период, рассказывая сказки, подобно тому, как монах читает усопшему тексты из Книги мертвых, помогая создавать необходимые условия для нового рождения. Все это требует времени, усилий и терпения, ибо нет пользы в преждевременном рождении.
При этом, как указывает Т.Мур, забота о душе вовсе не означает «барахтание в симптоме». Она означает попытки научиться у депрессии тем качествам, в которых душа нуждается. Кроме того, есть насущная необходимость понимания качеств Сатурна, таких как – холодность, пустота, темнота и изоляция, и вплетения этих качеств в структуру повседневной жизни. Для этого важным условием, вероятно, будет необходимость выйти за пределы душного и узкого дихотомического представления о мире, в котором есть место только категоричным полярностям, таким как «хорошее-плохое», «доброе-злое» и т.д.
Таким образом, позволяя себе необходимое для души уединение, вместо представления ужаса от изоляции, разрешая печаль, вместо лихорадочного веселья, понимая, что разочарование может быть лучшим лекарством для осознанности, человек становится более свободным.
Мудрость в отношении пребывания в темноте депрессивного состояния удачно амплифицирована в мифе об Ионе, где Иона в брюхе кита, подобно монаху, медитирует дза-дзен, не пытаясь контролировать ситуацию, понимая и принимая тщетность этих попыток. Утроба кита, в этом смысле, подобна шуньятте, плодотворной пустоте, в которой Иона, даже если и не двигается, все же таинственным образом приближается к чему то. То же самое происходит и с семечком, лежащим в земле, в процессе своей постепенной трансформации. Вероятно, здесь необходимо упомянуть сходство с аналогичным символическим проявлением в мифе о Персефоне. Тот же процесс проходит и пациент в терапии. Переживая темноту, он задает себе базовые экзистенциальные вопросы: «Кто Я? Куда я иду? Каков этот мир?» И только «оставаясь в брюхе у кита, у каждого есть шанс найти ответы на эти вопросы».
В библейской истории, Иона поет песню во славу Бога. В контексте жизни это означает буквально то, как «человек живет и рождает самого себя». Эти факторы крайне важны для прохождения темной ночи души. Если эта «песнь» направлена против темноты, есть большой риск застрять в тупике. Но, если удастся найти способ (а это и есть работа Души), соответствующий персональным талантам и темпераменту индивида, сумев сочинить «псалом Богу», который и есть персональная темнота, появляется шанс родиться в новом качестве. Для этого и необходима глубина, вместо привычного «плавания» на поверхности своего бытия. Только страстность выражения своих чаяний и чувств имеют значение для трансформации. Потому, духовная жизнь вовсе не оберегает человека от повседневных выборов, она призвана сделать человека личностью с характером, проницательным и эмоционально стойким, ровно, как и любящим и сострадательным, и должна предложить ему разумный способ общения со сложностями жизни.
А еще, в процессе прохождения этого пути, «каждому из нас можно открыть для себя тот факт, что у депрессии есть свой ангел, работой которого является относить душу в отдаленные области, чтобы она нашла глубокое понимание и обрела особое видение».
Использованная литература:
- Томас Мур, Дары депрессии
- Томас Мур, Темные ночи души
- Маркус Уэст, В темнейшем из мест
Автор: Куроедова Татьяна Николаевна
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru