Найти в Дзене
Святые места

Протоиерей Андрей Ткачев: что происходит с душой во сне?

Вопрос:

Каким может быть влияние ангельского мира на человека во снах? Ведь бывают же такие сны, когда ты вот прям чувствуешь, что бесовщина какая-то снится тебе.
А бывает, что наоборот, чувствуешь какую-то ангельскую силу, добро, безопасность. И с одной стороны снам верить нельзя, потому что они могут быть и от дьявола. А с другой стороны, вдруг Господь хочет что-то сказать, направить.
Ведь действительно бывают такие сны, проснувшись от которых, ты задумываешься о чем-то и как-то это все приносит хорошие плоды.

Ответ батюшки:

Во-первых, конечно, мы с трудом понимаем, что такое сон. Даже ученые-физиологи не могут точно нам объяснить природу сна. Сон очень похож на смерть в разных религиозных системах. В архаических культурах, например, под строжайшим запретом было будить человека,.

Считалось, что душа не успеет вернуться в тело, а значит разбуженный умрет.

То есть во время сна наша телесная оболочка подвергается такому своеобразному отключению. И душа начинает жить более вольготной и свободной жизнью. Во время активного бодрствования, душа где-то там укрывается и так втихаря пищит что-то свое. Но ты отвлекаешься и голосом, и слухом, и тактильными ощущениями…

Поэтому душа как бы не проявляет себя во время бодрствования.

Когда тело отключается, душа начинает проявлять большую свободу. И действительно, душа расположена к неким влияниям снаружи, и положительным, и отрицательным во время сонного отдыха.

Говорят, что что все наши сновидения пролетают в голове не за краткие несколько секунд перед пробуждением. Что мы не смотрим сны весь период своего сонного отдыха.

Нет, мы просто проваливаемся в черную яму без сновидений и видим сны лишь перед самым моментом пробуждения. Кстати, рекомендую всем почитать у Павла Флоренского такой труд под названием «Иконостас».

Там он там пишет об обратной перспективе. Как раз он рассуждает о том, что сны — это тоже некая вывороченная наизнанку реальность. Он пишет, что душа праведника, промытая сном, открыта к влияниям духовного мира.

И самые светлые сны бывают именно на пробуждение, на выходе праведника из сна в состояние бодрствования. А самые грязные сны бывают, когда человек проснулся, а потом опять заснул.

Можете проверить на себе. Если, например, вы проснулись, походили, выпили стакан воды и опять легли спать. Как раз вот это второе засыпание часто рождает самые гнусные сны. Как будто тебе приступает такой Оле-Лукойе с этим черным зонтиком начинает крутить над тобой эти сновидения.

Это — фактология, которую можно проанализировать. Из Писания мы читаем про то, как много всего через сны случалось с человеком. Сны видел и понимал, и толковал Иосиф в Египте. Сны и видел, и понимал, и толковал Даниил в Вавилоне.

Сон видел Яков — лестницу до небес там, где он лег спать на земле Божьей. Иосиф Обручник постоянно через сны был, вразумляем ангелами. То есть ангел во сне явился к Иосифу, глаголя:

«Иосиф, не убойся принять Марию. Родившиеся в нее от Духа Святого».

Очевидно, что душа во сне ближе к духовному миру и может быть непосредственное влияние духовных сущностей на душу и на общение с ними.

Только остается один очень важный момент. Конечно же, ангелы общаются со спящими праведниками. Но общаются с ними не всегда, не каждый день, а обращаются только в какие-то узловые, ключевые точки истории. Это особенные времена, когда нужно что-то открыть человеку.

И наиболее способен он к этому откровению именно во сне. Когда тело его не бодрствует, а душа его открыта и он чист. Чтобы чистый пришел к человеку, нужно чтобы и сам человек был чистый. Потому что к грязному приходит грязное.

Поэтому подавляющее большинство наших снов — это либо белиберда, запутавшаяся у нас в голове из произошедших событий. Такой коллаж из дневных приключений. Или наша внутренняя грязь, реализовавшаяся в подсознании и так вылезшая наружу.

То есть днем ты усилиями ума давишь в себе какие-то гнусные мысли, а потом, когда твой ум ослабевает и ты отдыхаешь, они начинают жить своей собственной жизнью.

Поэтому, конечно, грязному лучше все прийти к кому-то грязному. А к праведникам в ключевые моменты жизни, когда нужно там спасать Христа младенца, или нужно откровение Божье открыть Даниилу…

В это время Господу удобнее всего разговаривать с человеком как бы на ухо во сне, через вестников своих.

Конечно, и эти [нечистые] очень часто подбираются к человеку. Это чувствуешь во сне, ощущаешь. Половина твоего существа как будто уже и не спит. Ты понимаешь, что сталкиваешься с какой-то реальностью.

Тогда человек пытается во сне перекреститься или бормотать молитву. А как будто кто-то тебе сел на руку и не дает тебе креститься. Кричишь «Господи, помилуй» и просыпаешься от собственного крика.

Во сне тело перестает контролировать душу. Во сне душа получает некую свободу и ведет себя более впечатлительно, более свободно. Так она отмывается, как бы этими волнами сна. Это ее природа. То есть она как бы омытая сном, потом утром пробуждается, готовая к каким-то новым восприятиям.

В этом есть какая-то красивая тайна. Нам же зачем-то нужен сон. Он нужен нам очень сильно и не только для отдыха. Это слишком банально. Он вообще переключает нас на какой-то другой режим проживания. У нас есть биологические часы, и мы склоняемся ко сну в темное время суток.

Это такая своя, особенная область жизни.

Душа во сне не перестает работать. Только она работает в другом режиме, более чутком, каком-то своем, параллельном. Так что, конечно, во сне и нечистый может прийти к человеку, и ангел.

Читайте ещё:

Проповеди и ответы на вопросы протоиерея Андрея Ткачёва | Святые места | Дзен