Найти в Дзене
ПРОСВЕТ.ПРЕСС

Штаты отодвинули СВПД на второй план, и назвали свои главные угрозы

Оглавление
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Отношения между Штатами и Ираном уже давно нельзя назвать простыми. Впрочем, одно неизменное обстоятельство в них выделить всё-таки можно: американцы давят, а Тегеран не поддаётся этому давлению. Одно время казалось, что противостояние улажено и противоречия разрешены, но ключевым здесь было слово “казалось”. Обо всём, однако, по порядку.

Предыстория

Иранцы, как известно, живут в условиях санкций очень давно. Главным “рестрикционным инициатором” являются, разумеется, американцы. Под предлогом противодействия ядерной программе, они раз за разом применяли различные ограничения в отношении Тегерана. Передышка в санкционном давлении наступила в 2015 году, когда Ираном, Штатами, Россией, КНР и рядом ведущих еврогосударств был согласован СВПД (совместный всеобъемлющий план действий), иначе называемый ядерной сделкой. Согласно данному соглашению, против Исламской Республики перестали применять рестрикционный инструментарий, а взамен она существенно уменьшила свою “ядерно-программную активность”

Всё было хорошо до того момента, пока к власти в Штатах не пришёл Трамп. Он в 2018 году вывел Америку из СВПД, вернувшись к антииранскому рестрикционному режиму. Ответные шаги Тегерана не заставили себя долго ждать. Исламская Республика объявила о постепенном сокращении своих обязательств, связанных с ядерной программой. Уже после Трампа в Вене был дан старт новому переговорному процессу, дабы возобновить СВПД. В последнем месяце 2021 года были выработаны два проекта нового соглашения, куда была включена и иранская позиция. В последнем летнем месяце года нынешнего Исламская Республика дала ответ по данным предложениям. Иранцы и европейцы высказывались о переговорах в положительном ключе. Исключение составляли только представители Штатов. Теперь причина такого поведения американцев понятна.

Смена приоритетов

Судя по всему, в американской политике в отношении Ирана сменились приоритеты. Причина – украинский кризис. Западные страны говорят о том, что Исламская Республика отправляет РФ беспилотники собственной разработки. Россия и Иран относятся к данным утверждениям отрицательно, в полном объёме отвергая их. К примеру, в конце прошлого года офпредом иранского МИДа было замечено, что под данными утверждениями нет никаких оснований, поскольку Тегеран не передавал своего оружия никому из сторон, участвующих в конфликте.

Американцы, между тем, явно направили свою внешнеполитическую активность в отношении Исламской Республики в другое русло. Об этом на брифинге для работников “четвёртой власти” проинформировал офпред американского госдепа Н. Прайс. Им было замечено, что вопрос по восстановлению СВПД уже несколько месяцев является отнюдь не главной темой американской политики в отношении Ирана. Главным вопросом на настоящий момент, по словам американского офпреда, является возведение препятствий на пути сотрудничества между РФ и Ираном в области безопасности, а также поддержка прав иранского народа, имеющие всеобщий характер. Примечательно, что Прайс назвал сотрудничество Москвы и Тегерана “растущим”. Это означает, что совместная работа двух стран постоянно расширяется.

Интересно, что американский лидер Д. Байден ранее был вынужден констатировать отсутствие прогресса по ядерной сделке, назвав данное соглашение мёртвым. Вот только официально этого факта признано не было, так что соответствующие переговоры, призванные нивелировать последствия, возникшие из-за действий Трампа в 2018 году, продолжаются.

Страхи Америки

Интересно, что среди американских опасений внешнеполитического характера Иран находится отнюдь не на первом месте. П. Старс, являющийся директором Центра превентивных действий Совета по международным отношениям, разместил на страницах издания Hill любопытный материал, в котором определил три самые большие опасности, актуальные для Штатов в нынешнем году.

Во главе данного “хит-парада” американских страхов расположилось возможное противостояние Штатов с Россией и (или) КНР. Дополнение в виде союза “или” здесь использовано отнюдь не случайно, поскольку это американское опасение предполагает несколько вариантов. Специалист считает, что Америка может столкнуться как с РФ либо Поднебесной по отдельности, так и с обеими этими странами одновременно. По мнению Старса, эта угроза опередила страх применения против американцев оружия массового поражения.

“Серебряную медаль” в этом списке заняли сразу пять возможных противостояний: между двумя Кореями, Индией и Пакистаном, Ираном и Израилем, инциденты на индийско-китайской границе, а также противостояние Штатов и Поднебесной в Южно-Китайском море. Столь “почётное” место данным потенциальным конфликтам было отведено потому, что в каждом из них теоретически может быть использовано вооружение с “ядерной начинкой”.

“Бронзу” в этом списке страхов занимают опасения, связанные как с возможностью распространения по миру ядерных вооружений, так и результаты воздействия прочих факторов. К последним специалист относит, к примеру, изменения климатического характера, а также иные вопросы экологического толка. Роль этих факторов, по мнению Старса, становится всё больше.

Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».

Мы в «Тelegram», в VK»

___________________________________________

Возможно Вам будут интересны другие каналы:

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I Самое интересное» - Факты, события, места. Полезные советы, а так же много интересного!

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей.

Рады, что вы с нами!