Отсюда я начну писать о не самых популярных направлениях для туризма из Питера. Детям тут может быть интересна, скорее всего, возможность побыть на природе и походить по "заброшкам". Однако, надеюсь, что кому-нибудь эта информация пригодится и, может быть, Вам тоже захочется посетить эти не самые популярные у туристов места.
Озеро Самро расположено на границе Сланцевского и Лужского района Ленинградской области. Т.е. где-то здесь, к юго-западу от СПб:
Немного про озеро:
Озеро Самро имеет форму овала, практически круга. Его длина - 8,4 километра, ширина до 6,6 километра. Площадь - 40,4 квадратных километров. Вытекает одноименная река, впадающая в реку Луга, впадают 8 ручьев, большая часть из которых не имеет названий. Озеро впервые упоминается еще в писцовой книге 1497 года под названием «Сумро», но, очевидно, берега были заселены гораздо раньше ("кундская" культура, мезолит и т.п.). На берегах озера нет баз отдыха или туристической инфраструктуры. Единственный тур - это посещение храмов и церквей, которые расположены вокруг озера.
Конкретно наш автомобильный маршрут пролегал так, как показано на следующей карте. Я увидел, будучи неподалёку, что есть такой автобусный маршрут - по заброшенным церквям Ленинградской области, ну и решил воспользоваться оказией. Это скорее печально-познавательный маршрут, но для людей верующих он может быть очень интересным.
Теперь напишу конкретнее по остановкам (слева по часовой стрелке).
1. Начну с Доложской пещеры и построенной сравнительно недавно церкви Иоанна Кронштадтского.
По легенде, в середине 18 века близ деревни Кушелы, что находится также в Сланцевском районе, произошло явление Богородицы. Направляясь в сторону Доложска (сейчас населённый пункт называется Заручье) и переходя реку Долгую, Богородица ступив на камень оставила на нём отпечаток стопы – следок. В 1900 году по проекту архитектора Николая Никитича Никонова над Доложской пещерой возвели Храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1908 году была создана Успенская община, ставшая частью Покровской Поречской женской общины. К сожалению, в Великую Отечественную Войну Успенский скит был подожжен немцами, а в 1950-х годах окончательно взорван с целью использования этой территории для каких-то нужд местных органов советской власти.
Такой же "следок" мы найдем и в Гдовском районе Псковской области, но об этом - позже.
А здесь очень живописное место, красивая река - Долгая, церковь с хозяйственными постройками, и интересная, хоть и неглубокая пещера (метров 15-ть).
При входе в пещеру на левом берегу реки - остатки фундамента старого храма. Через реку перекинут мост и сделаны мостки к воде (зимой тут обустраивают купель). Сам валун со "следом" находится под водой, но разглядеть его можно.
2. Поехав дальше на северо-восток, мы увидим деревню Старополье. Довольно крупная деревня с населением примерно в 850 человек Здесь есть большая церковь Рождества Христова. Заложена в 1878 году. Достроена в 1888. Выглядит красиво, особенно впечатляет устремленная в небо колокольня высотой 45 метров. Собственно, только она и побелена, все остальное здание сильно обшарпано. Еще одна архитектурная особенность - каменная арка, которая стоит без ограды.
Церковь, вроде бы, работает, но выглядит полузаброшенной, ибо особого оживления вокруг церкви мы не видели...
3. Следующая остановка - деревня Рель. Также, как и Старополье, Рель впервые упоминается в летописях 1498 года. Название деревни - от крика журавлей, которых здесь и сейчас хватает (хотя на старых картах место называлось Полосы). Сам населенный пункт производит весьма унылое впечатление. Многие дома заброшены и окна заколочены. И, как памятник всему этому унынию возвышается огромная церковь Николая Чудотворца. Состояние этого архитектурного объекта ужасает ровно настолько, насколько впечатляют его размеры на фоне окрестных полей и деревень. Нынешнее каменное сооружение построено в 1886 году на месте многократно горевших деревянных храмов. Что интересно, проект церкви создавался при участии того же архитектора, что строил церковь в Старополье (И.Б.Слупский).
Сегодня это огромное сооружение не просто в аварийном состоянии - оно просто в шаге от обрушения. Это обязательно надо учитывать, особенно если вы сможете зайти внутрь. Формально (хотя бы с точки зрения безопасности) - церковь закрыта. Но местные, очевидно сюда ходят, поскольку свечки и распечатки икон на входе в колокольню имеются. Пройти под главный купол тоже можно, но осторожно. Все перекопано, кучи битого кирпича и грязи.
Прочувствовать это место лучше можно вот по этому видео: https://www.youtube.com/watch?v=kx2b-GsgOSc
4. Последний интересный объект храмовой архитектуры на нашем маршруте - церковь Вознесения Господня в деревне Самро. Первое упоминание о деревне, как и у двух предыдущих, в 1498 году, правда называлась она тогда Песье. Сам населенный пункт производит впечатление депрессивное. Церковь, в отличие от той, что мы видели в Рели, другого архитектурного стиля, и в лучшей сохранности. Хотя от куполов ничего не осталось, но внутри убирают и, наверное, даже проводят службы. Сохранилась также часть росписи по стенам.
Что интересно, к самому озеру Самро нам подойти не удалось. В планах было искупаться, но оказалась, что даже из одноименной деревни до озера топать тропинками метров 500. Наверное, раньше уровень воды был повыше).
Замыкать круг мы решили по южной части маршрута, захватив в наш "круг" и озеро Долгое. Дороги тут, конечно грунтовые и не лучшего качества, но возвращаться тем же маршрутом не хотелось. Ничего интересного по маршруту больше не встретилось, разве что пара умирающих деревень. А искупаться можно у западной оконечности озера Долгое, там, где из него вытекает одноименная речка и есть небольшой мост и пляж.
В заключение можно сказать, что такой маршрут интересен как с религиозной, так с исторической точки зрения. При этом даты примерно одинаковы (деревни впервые упоминаются с конца 15 века, каменные церкви построены в конце 19 века). По размерам церквей можно представить, сколько людей тут жило и занималось сельским хозяйством всего лишь сто лет назад. А по состоянию церквей и запустению деревень - - сколько людей осталось сейчас.