Найти тему
Tsetetsete_анимация

Советская и японская «Русалочки», а также современные аллюзии на неё в мультфильме с паркуром и битвами на пузырях

Вспоминаем две старые экранизации "Русалочки", и смотрим, как этот сюжет используют в современной анимации. Предыдущей статьёй о совсем не детской сказке навеяно.

«Русалочка», впрочем, куда более известная сказка, неоднократно адаптированная, переведенная и даже со спорным окончанием: отправилась русалочка к дочерям воздуха, чтобы обрести бессмертную душу, или встретила свой конец, став пеной морской? Оба окончания авторские, но читателям, конечно, виднее, поэтому каждый готов доказывать свою правоту до последнего.

Мультфильмы, где история адаптируется точно – советский и японский, поэтому ни о каких дочерях воздуха речи здесь не идёт. В первом случае невозможно допустить существование души, во втором – вся природа живая, поэтому, наверное, даже бессмысленно говорить на эту тему. Став пеной морской, душа русалочки устремляется к людям, и остаётся в их сердцах. Возможно, так оно и есть.

Есть ещё ряд адаптаций, обращающихся со сказкой весьма вольно, но едва ли есть смысл снова обсуждать диснеевский хэппи-энд, куда интереснее поговорить о современной тенденции в анимации – спасать аллюзиями ничем непримечательный сюжет. В 2021 году по такому принципу сделали «Красавицу и дракона» (хотя там было ещё терпимо), в 2022 году – «Пузырь». Производство Wit Studio, по заказу Netflix.

Что в «Пузыре» действительно недурно – рисовка. Согласитесь, наблюдать за такими реалиями – сплошное удовольствие. Одно ребята из Netflix прочно усвоили: заказывать надо красивое. Так что команда художников потрудилась. Но «недурно» не значит очень хорошо: если скринить получаются вполне стандартные обои на рабочий стол, в некоторых даже с композицией не очень. До глубины и выверенности пейзажей картинка Синкая не дотягивает.

Впрочем, одной рисовкой целый фильм в любом случае не вытянуть (это же не клип), так что полюбовавшись городом, переходим к содержанию.

-2

Реальность здесь альтернативная. В какой-то момент в Японии случается катастрофа, и на неё падают пузыри . Токио и вовсе накрывает огромным пузырём, и под этим пузырём сами собой воспроизводятся пузырьки поменьше. Звучит как бред, но вполне себе укладывается в формат «фантастика без объяснений».

Бред начинается дальше. Приличные люди Токио покидают, и остаются в основном паркурщики. Почему паркурщики? Ну, паркууур же. Эти ребята – отчаянные, которые скачут по непонятно из чего сделанным пузырям. В команде паркурщиков, введенных на главную роль, есть все любимые персонажи современности: парень с дредами, учёная, «Наруто» с косичками и парень не от мира всего с психологическими проблемами. Паркурщики второго плана просто плохие ребята, с которыми надо состязаться.

Даже странно, что никто извне не рискнул оформить всю эту солянку как реалити-шоу. Вполне ж в духе беспринципного общества.

-3

После одного из состязаний, парень с психологическими проблемами оказывается под водой и его вытаскивает оттуда очаровательная девочка. При дальнейшем знакомстве она ведёт себя в духе найдёныша-Маугли: не говорит, ничего не понимает. Зато - мило улыбается. Как-то раз она листает книжку с красивыми сказочными иллюстрациями. Книжка называется «Русалочка». Книжка эта очень-очень красивая.

Лучшее место в этом аниме
Лучшее место в этом аниме

В книжке есть принцесса подводного царства и земной принц. Из чего следует, что принц и в этом аниме крайне необходим. Где взять? Подключите воображение.

Девочка смотрит на парня, тычет в него пальцем и заявляет:

– Принц!

Принц и хоть ты тресни.

-5

Ничего другого не говорящая девочка становится ещё милее. Вокруг цветут цветы, звучит миленькая песня (парень-то в наушниках, значит, хорошо чувствует музыку). Во время очередного паркура, принц хватает девушку за руку, и её рука загадочным образом превращается в пузырики. но никто, никто этого не замечает. Аномалии, другие дела. Пустой рукав реет по ветру, болтается туда-сюда. Чего странного?

Зато нам немного расскажут про фракталы и космические спирали.

-6

----***-----

...На этом самом месте, пожалуй, надо вспомнить про что была история, на которую тут создают аллюзии. И посмотреть как её адаптировали.

Юная Русалочка спасает принца и, не в силах забыть его, отказывается от хвоста и долгой трёхсотлетней подводной жизни. Превратившись в человеческую девушку, она всюду следует за тем, кого беззаветно любит. Когда она идёт, в ноги её словно вонзаются ножи. Чтобы принц ничего не заметил, она улыбается.

Принц, между тем, не помнит, как она спасала его в шторм. Он помнит другую девушку, ту, которая нашла его на берегу. И женится он тоже на другой, ошибочно принимая её за свою спасительницу. Это разбивает Русалочке сердце.

В советском случае сказка о Русалочке превращается в своеобразный авангард. Такая картинка хорошо ложится на глаз в детском возрасте, когда сложные изображения ещё не воспринимаются, а ещё лучше – во взрослом, если знать, насколько такая графика обгоняла время. Она прекрасна, с одной стороны, своим абстрагированием от реальности, а с другой – точным выбором деталей, которые показывают.

Эти звёзды. эти образы, эти бездонные глаза...

Русалочка (1968 г) "Я не видела ничего, только его..."
Русалочка (1968 г) "Я не видела ничего, только его..."

Японская "Принцесса подводного царства", в свою очередь, сказка, из которой Дисней не постеснялся позаимствовать, собственно, всю подачу вселенной и даже некоторых персонажей (например, Морского Короля и дельфина). Рисовка хороша: прозрачная вода, воздушность и простота образов. Местами очень по-детски, но так и делалась эта экранизация в отличии от советского мультика с расчётом в первую очередь на детей. Даже и не поверить, что в 1975 году могли сделать такую хорошую картинку.

Принцесса подводного царства (1975 г)
Принцесса подводного царства (1975 г)

В советской версии, спасая принца, Русалочка поёт. Звучит красивый и необычный голос Виктории Ивановой: «Не должны умирать красивые, Не должны умирать храбрые». Можно не любить старые песни, но чистоту вокала отрицать невозможное. Голос моря? Нет, живой человек.

– Отдашь ли ты самое лучшее, что у тебя есть? – спрашивает ведьма.

– Отдам, – не колеблясь отвечает Русалочка и отдаёт голос.

Русалочка (1968 г) "Отдам!"
Русалочка (1968 г) "Отдам!"

Хотя самое лучшее в ней, наверное, всё-таки её сердце. Чистое и не способное на злой умысел. Когда после свадьбы принца её сердце разрывается, она принимает от сестёр свёрток со штормом. "Разверни его, погуби принца и его возлюбленную, и спасись сама". Руки её тут же опускаются, и она роняет его в воду: «Не должны умирать красивые, Не должны умирать храбрые...»

Русалочка навеки исчезает в волнах. Только статуя на берегу, да рассказы экскурсоводов напоминают о ней и ее чистоте.

«Люди всё перепутали. Это любви нет, а русалки есть».

Русалочка (1968 г) ...без слов
Русалочка (1968 г) ...без слов

В японской версии внутренней борьбе Русалочки уделяется куда больше внимания. Сёстры передают ей нож, и она заносит его над принцем, нацеливаясь на сердце. Заносит раз – принц поворачивается, заносит два – и понимает: «Я люблю его больше жизни».

Она бросается в воду, становясь пеной морской, и живёт уже только в людских сердцах.

Принцесса подводного царства (1975 г)
Принцесса подводного царства (1975 г)

----****-----

Годы идут и с людскими сердцами, похоже, что-то происходит. Во время счастливых прыжков на пузырях на экране звучит миленькая попсовая песенка, а потом никто не замечают пропажу руки у своей подруги.

Затем начинается экшон. Посреди города появляются чёрные дыры. Поэтому все герои много бегают, паркурят по пузырям и спасают мир. Преодолев опасность и спася человечество от своей родни, главная героиня трагически превращается в пузырики. Потому что она сама откуда-то из этих пузырей. (В названии же сказано, «Пузырь», какие объяснения ещё нужны? Фантастика же, фракталы и спирали, опять же)

-12

Парень рыдает. Оказывается, когда он был ребенком родители его сдали в специальное лечебное заведение и во время пузырепада он услышал чудесную песню. И вот теперь он понял, чья это была песня. Какое-то время парень стоит у воды и грустит, а потом, конечно, продолжается паркур. Паркуууууур!

Над головой у всех, между прочим, разворачивается спираль Млечного Пути (хотя возможно, это и не она). Галактики разворачиваются! Потому что одной «Русалочки» для аллюзий мало, а всё в этом мире связано.

The end.

Какова мораль?

Можно ли всё это (книжку с картинками, прозвище принц, пение, распад главной героини на пузырики, космические спирали) вставить в практически любую другую историю, чтобы придать ей хоть немного смысла и глобальности? Ну, а почему нет? «Русалочка» украсит любые отношения, а космические спирали и вовсе выведут абсолютно любое аниме на совершенно иной уровень.

Обогатили ли весь этот паркур на пузыриках и очередное дитя-маугли оригинальную «Русалочку»? Нет, ни капли. Но так в общем-то так обычно и получается, когда что-то посредственное привязывается к чему-то очень хорошему. И тем разница тем очевиднее, чем богаче у этого хорошего история.

-14

И последнее (моё любимое): зачем вообще сравнивать? Не лучше ли наслаждаться тем, что дают? А почему бы и не сравнивать, если напрашивается. Создатели фильма сами обратились к старому сюжету, сами добавили претензию в свою историю – почему бы и не сравнить.

Спасибо, что дочитали до конца! Непременно пишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете и какая русалочка вам нравится больше.

А если хотите видеть в ленте больше аниме-обзоров и подборок, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.