Этот день был особенный из всех наших утренних прогулок. Дивные вещи происходили с нами, когда мы оказались на горе.
Ильинской горе.
Когда-то здесь был Петербургский форштадт. Труднопроизносимое слово в переводе с немецкого означает пригород. Это была территория вне городских стен, примыкавшая к Петербургской дороге. В центре форштадта располагалась военная больница с церковью во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник. Когда больницу перенесли, вместо обветшалой деревянной церкви построили каменную и через несколько лет переосвятили во имя пророка Илии.
Храм на горе был всегда доминантой. Вот и мы еще издалека заприметили маковки церкви и колокольню четким силуэтом, словно прорисованные рукой художника, выделялись они на фоне утреннего солнца.
Это выглядело настолько графично, что мысленно я уже видела этот сюжет в своем крафтовом скетчбуке. Я очень люблю рисовать архитектуру. Меня завораживают линии и причудливые архитектурные детали, которые я обожаю вырисовывать, наслаждаясь процессом.
Строгие классические формы привлекли не только мой художественный взгляд, но и 130 лет назад стали вдохновением для великого русского художника Николая Рериха, который запечатлел Ильинский храм на одной из своих графических работ.
Хоть мы и нарисовали с Рерихом храм с разных точек, но переведя в ч/б, я увидела церковь его глазами, словно перенесясь в 1892 год.
У семьи Рерихов в окрестностях Выборга была дача, и они частенько отдыхали в этих местах. За лето художник успевал не только набраться впечатлений, но и сделать целую серию ярких этюдов.
Была удивлена, что Ильинский храм в живописи не так популярен, как замок или круглая башня. Так что мы с Рерихом выделились в этом плане.
Другой для меня удивительный факт, хотя чему уж тут удивляться нормальное явление, что в советские годы храм был приспособлен под клуб и общежитие, а после Второй мировой полностью разобран на стройматериалы. Позднее здесь появились промышленные сооружения, платная автостоянка и транспарант «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Нет, меня удивило не это. Откровением стало то, что нынешний храм, восстановленный с нуля в конце 90-х (по сути новодел), по-прежнему обладал невероятной энергетикой намоленного места.
Взобравшись по лесенке на самый верх, мы оказались на очень красивой и ухоженной территории.
Ранним утром никого кроме нас. Яркое осеннее солнце создавало жесткий контровой свет, делая видимыми лишь контуры окружающих предметов.
Храм еще закрыт, но пришел кто-то из сотрудников и радушно впустил ранних пташек. Небольшое пространство внутри сразу приняло нас в свои объятия и окутало… дивным светом.
Свет, который лился из витражных цветных окошек был сродни чуду. Воздух дрожал и переливался красными, желтыми, зелеными, синими лучами. Мы стояли, завороженные этим светом.
На окнах не было глубокомысленных библейских сюжетов, там были обычные растительные мотивы. Но преломляясь через цветное стекло, солнечный свет создавал причудливое сияние, которое своими лучами проникало в самое сердце…
Однажды я где-то вычитала, что средневековые богословы видели в солнечном свете, проходящем сквозь витражи, символ незримого божественного света, который связывал Церковь с Небесами, озаряя своим лучом сердца прихожан.
Возможно эти лучики коснулись и нас, нахлынув на каждого своим потоком воспоминаний, мыслей и дав ощущение бесконечной благодарности за то, что есть…
Вот такое послание мы получили в маленьком храме на высокой горе…
От души поздравляю вас с Рождеством! Мира, добра и любви!