Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Памяти Ларисы Шепитько. К 85-летию режиссера о ее главных фильмах

Оглавление

Сегодня 85 лет со дня рождения советского режиссера Ларисы Шепитько (1938 – 1979).

Жизнь и судьба

Родилась на Донбассе в городе Артемовск, в последнее время часто мелькающем в новостях. Умерла рано и трагично в 41 год. Успела снять четыре полнометражных фильма: «Зной» по Чингизу Айтматову, «Крылья» о посттравматическом синдроме, «Ты и я» про поиски себя и, наконец, «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников».

Были и короткометражки, как «Родина электричества» по Платонову из альманаха «Начало неведомого века» — фильм, негативы которого уничтожили (ввиду серьезных претензий к его идейному звучанию), но его позитив все-таки удалось спасти. Еще был фильм «Прощание с Матерой» по В. Распутину, котрый после смерти Шепитько доснимал уже ее муж Элем Климов.

-2

Путь в кино Лариса Шепитько начинала как актриса второго плана, а потом свою уже режиссерскую карьеру сочетала с карьерой чиновника, и эта страница часто остается незамеченной: она вела активную общественную работу в Союзе Кинематографистов, который в конце 80-х возглавит Элем Климов. Там она занимала пост председателя комиссии по работе с молодежью.

Биография Шепитько в рассказах и фильмах о ней — это история запретов, бесконечной борьбы с редакторами и в результате депрессий и обид. Между тем это вполне успешная карьера. В 1974 Шепитько становится Заслуженным деятелем искусств РСФСР, спустя три года после выхода фильма «Ты и я» (1971) с некоторыми правками, с которыми режиссер не хотела мириться.

-3

В истории жизни и творчества Ларисы Шепитько до сих пор не все прояснено, часть вопросов остается пока еще без ответа. Как ее приняли на режиссерский факультет ВГИКа в 16 лет, когда часто режиссерами становились люди с кинематографическим (и с жизненным) опытом? В большинстве интервью своим учителем она называет Александра Довженко. Но Шепитько поступила во ВГИК в 1955 году — Довженко умер в ноябре 1957. Всего год, только первый курс — насколько тут можно говорить о влиянии? После мастерскую вел Михаил Чиаурели, имя которого как-то принято замалчивать.

Кстати, Шепитько окончила ВГИК в 1963 — и здесь можно смело задавать вопрос: где вы были эти 8 лет? Восемь лет вместо обычных пяти — в результате снятый не без усилий фильм «Зной», который ей, серьезно заболевшей, помогал доделывать ее будущий муж, тоже начинающий свою карьеру в кино: будущий выдающийся режиссер Элем Климов.

-4

Мужчина и женщина

Если не считать последний незаконченный фильм «Прощание», при работе еще как минимум над двумя фильмами — «Зной» и «Ты и я» — Ларисе Шепитько помогал Э. Климов. Он же, будучи членом КПСС с начала 1960-х, сыном сотрудника Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, помогал также и продвижению картин в кинематографической среде, на уровне Госкино и партии.

Идеи для фильмов — это тоже Климов: например, экранизировать Валентина Распутина предложил он, отговорив Шепитько делать фильм по «Селу Степанчиково» (сказав, что у нее нет чувства юмора). Да и тема авиации в этой творческой семье — тема, возникающая в «Крыльях», — гораздо ближе Климову, выпускнику Московского Авиационного Института.

-5

Стиль и метод

Посмотрев все фильмы Шепитько, особенно подряд, один за другим, можно говорить о ее собственных стиле и методе, сильно далеких от ее учителей во ВГИКе (ими были большие художники Довженко и Чиаурели). В их основе — истории обреченных людей, которые мечутся из стороны в сторону, которым сложно мириться с текущими обстоятельствами, которые ищут себя (и часто не находят). Такова героиня Майи Булгаковой в «Крыльях», летчица, герой войны. Или персонаж Леонида Дьячкова в «Ты и я», который жил обычной жизнью привилегированного нейрохирурга между Москвой и Швецией, но однажды решил бросить все и уехать на Север в поисках новых смыслов.

Долгие планы, молчаливые пейзажи, задумчивые лица, жесткие сцены, от которых любой другой режиссер бы просто отказался — все это кинематограф Шепитько, нервный, местами напряженный, а для кого-то откровенно невозможный и неприятный.

-6

Каждый фильм Ларисы Шепитько снимался на надрыве, с каким-то маниакальным упорством, съемочный процесс часто приводил к серьезным ухудшениям ее здоровья. Таким останется этот режиссер в истории, и мы это увидим дальше на примере фильма «Восхождение», где и актеры, и сама Шепитько буквально превозмогали сами себя.

Если выбирать самый цельный, честный и душевный фильм Шепитько, то это, конечно, «Крылья» — возможно, это еще и самый женский фильм этого «бескомпромиссного» режиссера, как любят ее называть критики. Если говорить о стиле и эпохе, то наиболее ярко они отражены в «Ты и я»: тут и эстетика 60-х, и нарядная Москва, и костюмы Славы Зайцева, и даже музыка Шнитке — все работает на эту лирическую историю, которой, к сожалению, не хватило только логики повествования.

Литературная основа (платоновский текст) здорово схвачена в «Родине электричества» — и это самый смотрибельный фильм из всего этого мучительного альманаха. Что касается «Восхождения», триумфатора Берлинского кинофестиваля 1977, то о нем поговорим в следующий раз, тем более что по случаю пришлось провести небольшое расследование.

-7

Красота спасет мир

В разговорах или воспоминаниях о Ларисе Шепитько многие ее друзья, знакомые и поклонники отмечают ее внешнюю привлекательность и природную красоту, чем оказывают ей дурную услугу, пусть даже сами того не осознавая. Очевидно, что это отнюдь не главное качество режиссера-постановщика, какой бы ослепительной его / ее улыбка ни была. То ли в кинематографическом сообществе гармоничная внешность настолько выделяется среди толпы, то ли людей до сих пор удивляет сам факт существования женщины-режиссера.

______________________

Итог всего творчества Ларисы Шепитько – несколько кинокартин, очень женских, эмоциональных, непохожих ни на что другое…