В 1620 году всего каких-то 403 года назад корабль Мэйфлауэр пристал к берегам залива Кеп-Код. Сошедшие с судна 102 человека разбили колонию, которая смогла пережить зиму и в конце-концов вырасти в целое независимое государство. Эти пассажиры — пуритане, они были убеждены что старая англиканская церковь ведет прихожан не туда. Помыкавшись по Европе, а некоторые из активистов были даже казнены за религиозное непослушание, они не нашли для себя ничего другого кроме как отправиться за океан, на новые неосвоенные земли, чтобы начать жить так, как завещал их господь.
Спустя 10 лет их примеру последуют тысячи протестантов. Решиться на переселение в неизвестные земли было довольно трудно, что их там ждет — неизвестно, и чтобы вдохновить на этот в какой-то степени подвиг, перед отправкой за океан одного из кораблей священник Джон Уинтроп — будущий губернатор Массачусетской колонии произнесет программную речь, которая в значительной степени определит менталитет американцев и их политические цели.
Мы обнаружим, что Бог Израиля среди нас, когда десять из нас смогут противостоять тысяче наших врагов; когда Он воздаст нам хвалу и славу, о которых люди будут говорить о будущих плантациях: "Пусть Господь сделает это как в Новой Англии". Ибо мы должны думать, что будем подобны ГОРОДУ НА ХОЛМЕ. Глаза всех людей устремлены на нас. Так что, если мы будем поступать ложно с нашим Богом в этой работе, которую мы предприняли, и тем самым заставим Его отказаться от Своей нынешней помощи от нас, мы станем легендой и притчей во языцех во всем мире
Из речи Джона Уинтропа.
Правда, вскоре эта речь забудется, страна будет жить своими мирскими заботами, а рукописный текст проповеди будет пылиться где-то в архивах. Первые столетия Америка в значительной степени жила и развивалась по пуританским (протестантским) законам. Для этой идеологии характерна строгость, немногословие, эмоциональная сдержанность, самообладание, неприятие роскоши и лени. А центральным местом благочестия является молитвенное соединение с Богом, подтверждаемое добросовестным выполнением всех дел и обязанностей, поэтому так приветствуется предприимчивость и инициативность.
Кстати уже тогда страна будет отличаться от Старого света: учитывая природные богатства, плодородные земли в добавок к религиозно-фанатичному трудолюбию, благосостояние американцев начнет опережать европейцев. Уже в 17-18 веках количество грамотных жителей составит 60%, в то время как в Европе только 30%. Одним из первых общественных институтов станет создание Гарвардского университета (основан в 1636 году).
В середине 19 века станут актуальными дискуссии американцы о собственной идентичности: кто они и зачем они. И как нельзя кстати, обнаружится в архивах программная речь Джона Уинтропа, из которой следует, что американское общество исключительно.
Этот образ "города на холме" в течении второй половины 20 века присутствовал в полемике чуть ли не каждого американского президента:
Я руководствовался стандартом, который Джон Уинтроп поставил перед своими товарищами по кораблю на флагманском корабле "Арабелла" триста тридцать один год назад, когда они тоже столкнулись с задачей создания нового правительства на опасной границе. "Мы всегда должны учитывать, — сказал он, - что мы будем как город на холме - глаза всех людей устремлены на нас". Сегодня глаза всех людей действительно обращены на нас, и наши правительства, в каждой отрасли, на каждом уровне, национальном, государственном и местном, должны быть как город на холме, построенный и населенный людьми, осознающими их великое доверие и их большую ответственность.
Джон Кеннеди
Более того, американцы уверены, что они как миссионеры должны нести истину по всей земле, они просто верят, что представляют универсальный идеал социально-экономического устройства.
Несмотря на то, что практически со времен основания США религия отделена от государства, тем не менее протестантизм играет очень большую роль в менталитете и политической идеологии США: 46,5 % населения США — относит себя к протестантам, 20,8 % — католики, 1,6 % — мормоны, 0,9 % — члены других христианских конфессий, 1,9 % — иудеи, 0,9 % — мусульмане, 0,8 % — Свидетели Иеговы, 0,7 % — буддисты, 0,7 % — индуисты, 1,8 % — другие, 22,8 % — не относящиеся ни к одной религиозной группе.
Любопытно, что в 20 веке была еще одна страна, которая тоже верила в свою мессианскую идею. Это СССР со своей идеологией мировой революции и идеального коммунистического общества. Поэтому столкновения были неизбежны. Не только экономические, но и идеологические. И несмотря на то, что сейчас Россия исповедует иные принципы, тем не менее расплачивается за прежнюю конкуренцию идей.