Философы всегда касались политики, будь то косвенно или напрямую, такова уж сущность их пытливых умов. Как прошедшая через века и пропахшая оливками с вином античная политическая философия занималась вопросами власти и государства, так и сейчас размышления на данную тему актуальны. Политика во всех сферах нашей жизни и игнорировать её – значит показать свою недалёкость и вульгарность
Основной вопрос, который не теряет свою актуальность на протяжении веков, это вопрос о том, насколько революционный путь достижения изменений как в обществе отдельно, так и в мире в целом, является правильным и вообще, способен ли он на самом деле изменить что либо? Как говорил Б. Шоу – «Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.» Так ли это? Как тогда избавиться обществу от тирании? И меняет ли революция кардинально общество?
Что такое революция и каковы её причины?
Революция это процесс, который нацелен на изменение «формы и содержания» государства и всего общества в целом, насильственным и радикальным путём, отчасти, поэтому и выделяют два противоположных течения: революционное и реформенное. Этот процесс, конечно, занимает не один день, но всё же он проходит куда быстрее, чем путь эволюционный. Понимание того, как должен проходить этот процесс многогранно, но большинство революционеров, разного времени, опирались на Французскую революцию. Этимологически же революция означает возвращение назад, к конкретной точке. И правда, революционные идеологи, какие бы они «новшества» не предлагали, основываются на былом. Например, тот же коммунизм, бесклассовое, равное общество, где государство, как дряхлый, хищный зверь, доживает свои последние секунды жизни и умирает от ненадобности. У марксистов этот зверь умирает после диктатуры пролетариата, а у Бакунина и других анархо–коммунистов, он заканчивает свою жизнь сразу после удара кликом социальной революции. Суть в том, что это некое возвращение к той эпохе, когда не было классов и государства, а благо распределялось общественно. Поэтому можно сказать, что революция нас возвращает к уже былой эпохе, добавляю свой новый, специфический контекст.
Конечно, революции бывают разные, с точки зрения марксизма, Французская революция была буржуазной и обществу нужна новая революция, которая должна быть чем-то неведомо новым и другим, но всё же, на Французскую революцию опирались многие коммунисты революции 1917 года, и не считаться с грандиозным опытом прошлого времени было бы абсолютно глупо. Но сейчас мы больше разбираем не сам подтекст революций и как на этот подтекст акцентировали внимание разные революционные политические течения, а на общую суть самого процесса.
Причин начала революции много, начиная от социальных, политических, заканчивая экономическими причинами. Но есть два основных состояния человека, вытекающие одно из другого, которые толкают его на «революционные свершения»: недовольство и желание перемен. Всё же, какого толка не была революция, у неё есть свои вдохновители и руководители, которые и будут заниматься установлением идеологического подтекста. У взрывной и стихийной силы как народ, который желает перемен и может находиться в состоянии глубочайшей фрустрации, есть лишь некий образ будущего и образ тиранической власти. Есть враг, есть цель, есть толкающие на действия причины. Из-за этого, порой иллюзорного, переменчивого и не единого настроения, революция сопровождается кровопролитными гражданскими войнами. Россия тому яркий пример, как после Октябрьской революции началась гражданская война, которая длилась пять лет и унесла за собой множество жизней.
С причинами и самим определением, я думаю, мы достаточно для нашего небольшого дискурса разобрались. Теперь вполне можно перейти к более интересным вопросам: возможно ли революционным путём избавиться от тирании? И что формирует тиранию, само общество в целом или же сам правитель тиран? (Сама статья будет выходить частями.)
Трейдер, эстет, биолог. Человек.