Найти в Дзене
Галерея ARTist

ВЕЧНЫЙ СТАЛКЕР и ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ - композитор Эдуард Артемьев, и его музыка крупным планом...

Когда я только лишь начинал готовить этот обзор, запланированный и посвящённый творчеству композитора Эдуарду Николаевичу Артемьеву, который ушёл от нас буквально в конце прошлого года ( 29 декабря 2022 года) , то , естественным образом, планировал сконцентрировать ваше внимание на музыкальных композициях созданных этим автором. Но так уж сложилось, что музыка Эдуарда Артемьева уж очень накрепко переплелась с теми фильмами, для которых он её создавал. И надеюсь, что меня простят за такое своеобразное построение данной публикации, где помимо музыкальных треков от любимого мною композитора, вы увидите кадры и постеры из этих фильмов и прочитаете цитаты из данных кинопостановок. Все это делается мною осознанно, и лишь для того, чтобы усилить эффект прослушивания представленных здесь треков. И если верить авторитетной платформе Кинопоиск, то этим автором была написана музыка более чем к 200-ам отечественным фильмам. И естественно то, что я представляю в этой публикации лишь малую толику
Фото композитора Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева / Eduard Nikolaevich Artemyev / 1937 - 29 декабря 2022 год ( Фото получено из свободного доступа )
Фото композитора Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева / Eduard Nikolaevich Artemyev / 1937 - 29 декабря 2022 год ( Фото получено из свободного доступа )

Когда я только лишь начинал готовить этот обзор, запланированный и посвящённый творчеству композитора Эдуарду Николаевичу Артемьеву, который ушёл от нас буквально в конце прошлого года ( 29 декабря 2022 года) , то , естественным образом, планировал сконцентрировать ваше внимание на музыкальных композициях созданных этим автором. Но так уж сложилось, что музыка Эдуарда Артемьева уж очень накрепко переплелась с теми фильмами, для которых он её создавал. И надеюсь, что меня простят за такое своеобразное построение данной публикации, где помимо музыкальных треков от любимого мною композитора, вы увидите кадры и постеры из этих фильмов и прочитаете цитаты из данных кинопостановок. Все это делается мною осознанно, и лишь для того, чтобы усилить эффект прослушивания представленных здесь треков. И если верить авторитетной платформе Кинопоиск, то этим автором была написана музыка более чем к 200-ам отечественным фильмам. И естественно то, что я представляю в этой публикации лишь малую толику тех саундтреков, которые вместе с фильмами, где они прозвучали, так запомнились и полюбились мною, и полагаю, что и многими из вас...

Композитор Эдуарда Артемьева вспоминал, что Тарковский познакомился с ним весной 1968-го, когда уже началась работа над сценарием фильма «Соляриса». Тарковскому представили Артемьева, как композитора, который занимается электронной музыкой, ведь еще в 1963 году он написал «космическую» музыку к фантастическому фильму «Мечте навстречу» и к тому времени успел создать саундтреки к десятку художественных и мультипликационных фильмов.

И вот, спустя пару дней мы с Андреем уже встречаемся в студии, на первом этаже Скрябинского музея. Я дал ему тогда послушать несколько записей электронного авангарда, в частности “Песни юношей” Штокхаузена. Просто так, чтобы познакомить его с новейшим, элитарным электронным звучанием: такого он прежде еще не слышал. Помню его реакцию: он сказал, что это музыка “над человеком”… И заметил, что для будущего “Соляриса” ему, возможно, понадобится нечто именно в таком роде. На этом мы расстались» ( «Эдуард Артемьев и Андрей Тарковский: “Музыка в фильме мне не нужна...”» Беседа с А. Петровым. )
Постер к фильму Солярис / Solaris / 1972 год /  Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму Солярис / Solaris / 1972 год / Режиссер Андрей Тарковский

Уже осенью 1970 года Артемьеву был передан от Тарковского готовый сценарий к фильму " Солярис "

«Помню, мы встретились на киностудии. Он излагал мне замысел, говорил, какой представляет себе музыку, подчеркнув, что в фильме обязательно будет звучать Бах. Что же касается всего остального, то тут он мне дает полную свободу. Правда, Андрей тут же добавил, что, собственно, музыка как таковая в фильме ему не нужна, и мою задачу он видит в организации натуральных шумов, может быть, их темброво-ритмической обработке на синтезаторе, “пропитывании” какой-то музыкальной тканью с тем, чтобы их звучание обрело яркую индивидуализированность, специфичность и эмоциональную выразительность. Я был буквально поражен его словами, требованиями, которые он передо мной выдвигал. Честно говоря, я не был тогда готов к подобному разговору, хотя не считал себя новичком в кино, имея за плечами несколько кинокартин. В итоге я попытался все-таки написать музыку. Не знаю, пошло ли это на пользу фильму. По крайней мере, Тарковский ее в фильме оставил» ( Артемьев Э. Он был и навсегда останется для меня творцом // О Тарковском. Воспоминания в двух книгах. М.: Дедалус, 2002 год )
Постер к фильму Солярис / Solaris / 1972 год /  Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму Солярис / Solaris / 1972 год / Режиссер Андрей Тарковский
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год /  Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер Донатас Банионис )
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год / Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер Донатас Банионис )
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год /  Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер  Юри Ярвет )
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год / Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер Юри Ярвет )

Не удержусь и приведу здесь одну из любимых цитат, прозвучавшая в этом фильме из уст доктора Снаута, которого так замечательно сыграл там актер Юри Ярвет.

Наука? Чепуха! В этой ситуации все одинаково беспомощны. Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек! ( Монолог доктора Снаута из фильма " Солярис " 1972 года режиссера Андрея Тарковского )
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год /  Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер Донатас Банионис и Наталья Бондарчук )
Кадр из фильма Солярис / Solaris / 1972 год / Режиссер Андрей Тарковский ( В кадре актер Донатас Банионис и Наталья Бондарчук )
Фото, где мы видим на съемочной площадки фильма " Солярис " композитора Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева, актрису Наталью Бондарчук и режиссера Андрея Тарковского ( Фото получено из свободного доступа )
Фото, где мы видим на съемочной площадки фильма " Солярис " композитора Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева, актрису Наталью Бондарчук и режиссера Андрея Тарковского ( Фото получено из свободного доступа )

Отечественные фильмы в жанре " фантастика" были достаточно редким явлением во времена СССР. И это понятно, ведь на создание фантастического фильма уходило значительно больше средств, чем на фильм на производственную и сельскохозяйственную тематику, а ведь " экономика должна быть экономной " Поэтому любителями фантастического жанра каждый новый фильм из этой категории воспринимался с особой радостью. И я помню, что меня совсем ещё юного мальчика на фильм " Молчание доктора Ивенса " повел мой отец, и когда мы с последнего сеанса возвращались домой, то над нашими головами было удивительно звездное небо, и мы с отцом вели беседу о реальной возможности существования иного разума в этой бескрайней Вселенной.

Постер к фильму " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников
Постер к фильму " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников

Фантастический фильм "Молчание доктора Ивенса " был создан в 1973 году на киностудии Мосфильм режиссёром Будимиром Метальниковым. В главных роляк в этом фильме был задействован актер и режиссер Сергей Бондарчук и актриса Жанна Болотова, которую потом долгое время величали лучшей инопланетянкой советского кинематографа. О том, что в этом фильме звучала музыка Эдуарда Артемьева я узнал значительно позже, но до сих пор считаю этот фильм, и звучащую музыку в нем, очень удачным фантастическим проектом тех времён.

Видео с сайта www.YouTube.com, канал Dmitry6503

Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер  Будимир Метальников
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер  Будимир Метальников /  В кадре актриса Жанна Болотова
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников / В кадре актриса Жанна Болотова
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер  Будимир Метальников / В кадре актриса Жанна Болотова
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников / В кадре актриса Жанна Болотова
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер  Будимир Метальников / В кадре актёр и режиссер Сергей Бондарчук и актриса Жанна Болотова
Кадр из фильма " Молчание доктора Ивенса " / 1973 год / Режиссер Будимир Метальников / В кадре актёр и режиссер Сергей Бондарчук и актриса Жанна Болотова

Теперь никто уже не удивляется, тому факту, что фильм " Свой среди чужих, чужой среди своих " , ставший киноклассикой советского кинематографа, был всего лишь дебютной работой начинающего кинорежиссера Никиты Михалкова, который в то время находился под впечатлением от вестернов режиссера Серже Леоне с актером Клинтом Иствудом в главных ролях. По воспоминаниям композитора Эдуарда Артемьева, работа над музыкой к этому фильму шла легко и быстро. После того как он встретился с Никитой Михалковым, и тот вкратце рассказал ему, чего он от него хочет, и продемонстрировал в качестве примера ряд американских вестернов, Эдуард практически с ходу сел за рояль и сыграл главную музыкальную тему к этому фильму.

Постер к фильму " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков
Постер к фильму " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков
Кадр из  фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр и режиссер Никита Михалков
Кадр из фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр и режиссер Никита Михалков
Кадр из  фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр  Юрий Богатырев и  Константин Райкин
Кадр из фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр Юрий Богатырев и Константин Райкин
Кадр из  фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр Александр Кайдановский и Юрий Богатырев
Кадр из фильма " Свой среди чужих, чужой среди своих " / 1974 год / Режиссер Никита Михалков / В кадре актёр Александр Кайдановский и Юрий Богатырев

Андрей Тарковский умер во Франции 29 декабря 1986 года, и я хорошо помню, что сразу после этого, и после официального запуска перестройки и гласности, во многих кинотеатрах нашей страны был осуществлён ретроспективный показ буквально всех фильмов запрещённого до того времени и «скучного» режиссера, который не теребил душу советского зрителя мелодраматическими сюжетиками, а требовал от них внутренней работы, вглядывания, вчувствования в свои фильмы. Именно тогда я познакомился со всем творческим наследием этого гениального режиссера и с музыкой композитора Эдуарда Артемьева, которая прозвучала в трех его фильмах, среди которых был и практически автобиографический фильм " Зеркало "

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком. ( Автор Арсения Тарковского. Стихи прозвучали в фильме " Зеркало ")
Постер к фильму " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актриса Маргарита Терехова
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актриса Маргарита Терехова
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актриса Маргарита Терехова
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актриса Маргарита Терехова
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актер  Игнат Данильцев
Кадр из фильма " Зеркало " / 1974 год / Режиссер Андрей Тарковский / В кадре актер Игнат Данильцев
Кадр со съемочной площадки фильма " Зеркало " В кадре актриса Маргарита Терехова , режиссер Андрей Тарковский и актер Игнат Данильцев
Кадр со съемочной площадки фильма " Зеркало " В кадре актриса Маргарита Терехова , режиссер Андрей Тарковский и актер Игнат Данильцев

У фильма " Раба любви " очень странная и трагическая история создания, ведь её авторами считаются три очень талантливые личности в советском кинематографе. Первоначальная идея, которая легла в основу последующего сценария о звезде немного кино Вере Холодной, принадлежала Геннадию Шпаликову, но его ранний и трагический уход из жизни не дал возможность завершить эту работу, и впоследствии этот сценарий поручили дописывать Андрею Кончаловскому совместно с Фридрихом Горенштейном, а режиссером этого фильма должен был стать Рустам Хамдамов, но после первого показа отснятого материала на киностудии «Мосфильм» разразился скандал, в результате которого выяснилось, что режиссер кардинально отступил от сценария. После чего Рустам Хамдамов самоустранился от съемки, каких либо пояснений по этому поводу не дал, картину официально закрыли, а весь хамдамовский отснятый негатив был смыт. Большинство режиссеров считало дурным тоном доснимать за отстраненного коллегу, и только лишь после долгих уговоров со стороны своего брата, Михалков всё же взялся за этот проект, но не продолжил его, а на оставшиеся деньги заново начал снимать совершенно новый фильм, куда пригласил свою старую команду, среди которых оказался и композитор Эдуард Артемьев.

Постер к фильму " Раба Любви " / 1975 год /  Режиссер Никита Михалков
Постер к фильму " Раба Любви " / 1975 год / Режиссер Никита Михалков
Кадр из фильма " Раба Любви " / 1975 год /  Режиссер Никита Михалков/ В кадре актер Александр Калягин
Кадр из фильма " Раба Любви " / 1975 год / Режиссер Никита Михалков/ В кадре актер Александр Калягин
Кадр из фильма " Раба Любви " / 1975 год /  Режиссер Никита Михалков/ В кадре актриса Елена Соловей
Кадр из фильма " Раба Любви " / 1975 год / Режиссер Никита Михалков/ В кадре актриса Елена Соловей

Четырёхсерийный эпический художественный фильм " Сибириада " режиссёра Андрея Кончаловского я смотрел со своим другом детства задом - наперед. Дело было в том, что этот четырехсерийный фильм показывали в кинотеатрах отдельно по две серии подряд, и мы по какой-то нелепой случайности вначале просмотрели третью и четвертую серию этой эпической саги, а только лишь потом первую и вторую, но как бы это было не странным, это не помешало нам осознать всю силу этого киношедевра, который в 1979 году был удостоен Гран-при Канского кинофестиваля. И не удивительно было то, что музыка Эдуарда Артемьева, так мощно прозвучавшая в этом фильме, спустя многие годы дала возможность в 2001-м году ростовскому электронному проекту PPK впервые возглавить мировые чарты с композицией «Воскрешение» ( он же ResuRection) , являющейся своеобразной электронной аранжировкой композиции " Поход" Эдуарда Артемьева из киносаги " Сибириада "

Постер к фильму " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский
Постер к фильму " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский
Кадр из фильма " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Виталий Соломин и актриса  Наталья Андрейченко
Кадр из фильма " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Виталий Соломин и актриса Наталья Андрейченко
Кадр из фильма " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Владимир Самойлов
Кадр из фильма " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Владимир Самойлов
Кадр из фильма " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер  Павел Кадочников и  Игорь Охлупин
Кадр из фильма " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Павел Кадочников и Игорь Охлупин
Кадр из фильма " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский
Кадр из фильма " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский
Кадр из фильма " Сибириада " /  1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Виталий Соломин
Кадр из фильма " Сибириада " / 1978 год / Режиссер Андрей Кончаловский / В кадре актер Виталий Соломин

Было реально заметно, что с каждым новым своим фильмом Тарковский более уходил от музыки в них, что она ему мешает в его таковой звуковой организации кинопространства. Режиссер предпочитал замещать музыку в своих фильмах естественными шумами, которые позволял лишь несколько трансформировать композиторам и звукооператорам, с которыми он уже нашёл взаимопонимание и предпочитал работать далее.

В фильме «Сталкере» во время проезда героев на дрезине режиссер дал композитору задание: «“Мне нужно ощущение, что из мира реального мы попадаем в нереальный”. Сначала я какую-то музыку написал, а потом мне пришла идея: звук рельсов на стыках. Я обработал его на синтезаторе. Постепенно он начинает дробиться, потом возникает еще эхо, а через эхо я вышел на другое, “фантастическое” пространство. Ничего подобного я потом не делал: это же чистый реальный звук рельсов (потом там возникает электронный звук, но далекий, неуловимый). Из конкретного звука создать совершенно иной мир — мне один раз удалось такое. ( Источник : Цит. по: Косинова М.И., Фомин В.И. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски». История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. )

Очень гармонично и в тему тогда звучат рассуждения главного героя этого фильма о музыке, которые я привожу в качестве цитаты здесь и ниже.

Вот вы говорили о смысле… нашего… жизни… бескорыстности искусства… Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум ? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения… И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И… И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет… вряд ли… Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину… ( ( Монолог Сталкера о музыке, который прозвучал в фильме " Сталкер )
Постер к фильму " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Постер к фильму " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский  В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский  В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский  В кадре актер  Александр Кайдановский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский В кадре актер Александр Кайдановский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский  В кадре актер  Александр Кайдановский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский В кадре актер Александр Кайдановский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский  В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын
Кадр из фильма " Сталкер " / Stalker / 1979 год / Режиссер Андрей Тарковский В кадре актеры Николай Гринько, Александр Кайдановский и Анатолий Солоницын

Сразу хочу признаться в том, что фантастический фильм " Лунная радуга ", созданный на киностудии Мосфильм в 1989 году, мне совсем не понравился. Скорее всего, это было связано с тем, что создатели этого фильма просто не смогли дотянуться до тех драматических высот проблематики фатальной «несочетаемости» человеческой цивилизации и Внеземелья, которую задал советский писатель - фантаст в своем одноименном романе, на литературной основе которого и был создан этот фильм. И по моему сугубо личному мнению эту фантастическую кинопостановку спасала лишь потрясающая музыка композитора Эдуарда Артемьева.

Постер к фильму " Лунная радуга " /  1983 год / Режиссер  Андрей Ермаш
Постер к фильму " Лунная радуга " / 1983 год / Режиссер Андрей Ермаш
Постер к фильму " Лунная радуга " /  1983 год / Режиссер  Андрей Ермаш
Постер к фильму " Лунная радуга " / 1983 год / Режиссер Андрей Ермаш

В завершении этой публикации не только об Эдуарде Артемьеве, но и о тех фильмах, где звучала его музыка, я хочу ещё раз привести его слова, которыми он характеризует Андрея Тарковского, его крестного отца в кинематографе и безусловного авторитета для него во всем дальнейшем творчестве этого талантливого композитора.

«Композитор был еще ему нужен для того, чтобы поддержать музыкой те места, которые эмоционально он не сумел или пока не смог языком кино довести до зрителя. По мере овладения этим искусством Тарковский все более ограничивал сферу активного участия композитора, обращаясь к шумам, классической музыке, и, наконец, в своем последнем фильме “Жертвоприношение” совсем отказался от приглашения композитора в картину». По мнению Артемьева, это было закономерным решением: «Он уже не нуждался в каких бы то ни было музыкальных котурнах» ( Артемьев Э. Он был и навсегда останется для меня творцом // О Тарковском. Воспоминания в двух книгах. М.: Дедалус, 2002. С. 144.)

На фото композитор Эдуа́рда Арте́мьева и режиссер Андрей Тарковский ( Фото получено из свободного доступа )
На фото композитор Эдуа́рда Арте́мьева и режиссер Андрей Тарковский ( Фото получено из свободного доступа )
На фото композитор Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева в своей студии ( Фото получено из свободного доступа )
На фото композитор Эдуа́рда Никола́евича Арте́мьева в своей студии ( Фото получено из свободного доступа )

Понимаю, что данная публикация выпадает из той жанровой тематики, которая определяет мой канал, но это уже не первое моё такое отступление здесь. До сих пор не решился на создание самостоятельного канала, который будет посвящён музыке и кинематографу, не менее интересного для меня, чем живопись и ИЗО, сфере творческой деятельности человека. И поэтому прошу меня не судить за подобное отступление слишком строго ! На этом я всё же заканчиваю. Всегда ваш, Петр Михайлов. Особо признателен тем, кто оставляет комментарии под прочитанной публикацией, ставит оценки (лайки), и, тем более, что подписывается. А ещё я рекомендую обратить Ваше внимание на два родственных и дружественных мне канала по живописи : ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА и ART&SHOСK-studio И оставляю здесь ссылку для вас на одну из моих стареньких публикаций, которую я тоже посвятил музыке в кино.

#культура #искусство #кинематограф #музыка к кинофильмам