Может ли мужчина причинить эмоциональную боль женщине? Может ли мать принудить ребёнка к действиям, приводящим к травме? Может ли блогер опубликовать вредную, деструктивную информацию, искажающую здоровую картину мира и приводящую к деструктивным последствиям в жизни читателей?
Психолог Дональд Вудс Винникот, написавший одну из самых известных книг о здоровых детско-родительских отношениях "Разговор с родителями" ввёл понятие "достаточно хорошая мать" и экспериментально выявил, что для воспитания здоровых детей достаточно, чтобы модель поведения матери была здоровой на 70%.
Ответственная психологически зрелая мама должна различать конструктивные и деструктивные элементы воспитания. Но при этом она имеет право на ошибки, на случайные деструктивные поступки, на нездоровые решения - на 30%. И это, как ни парадоксально, важно для здоровья. Точно так же важны и деструктивные публикации и неприятные переживания в женско-мужских отношениях. Для чего? Давайте разбираться!
Болезнь - поддержка здоровья
Один из предтечей психосоматики, смежной науки на стыке психотерапии и медицины, патолог Рудольф Вирхов, доказал, что болезнь - важное условие поддержки здоровья. Организм не сможет стать жизнеспособным в стерильных условиях.
Чтобы человек оставался здоровым на протяжении нескольких десятков лет, его организм должен сталкиваться с разными бактериями и вирусами. А сам человек, если он хочет оставаться здоровым, должен не игнорировать болезни, а признавать их и помогать организму справляться с разрушительными факторами. Для этого, как минимум, нужно соглашаться с тем, что человек имеет право быть слабым и больным, снижать активность, пребывать в покое и помогать организму переносить испытание.
"Болезнь - это приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды", - писал Вирхов.
Точно такое же приспособление происходит в психоэмоциональной сфере человека. Если что-то вызывает стресс, это важно не игнорировать, а признавать, переживать и помогать психике справляться с напряжениями разной степени. Если человек отрицает воздействие внешних и внутренних психоэмоциональных факторов, говорит "я не переживаю", "это ерунда", "наплевать и забыть", его психика не переживает стресс, не приспосабливается и остаётся нежизнеспособной. В конце концов отвергнутые эмоциональные переживания накапливаются и отражаются на внутренних органах и системах. Это и есть механизм возникновения психосоматических заболеваний.
Мелкие стрессы и мелкие эмоциональные травмы нужны для того, чтобы психика сталкивалась с "вирусами и бактериями" и повышала психологический иммунитет, то есть, повышала устойчивость к стрессу.
Мама может позволить ребёнку столкнуться с токсичным поведением родственников
Одна из моих знакомых, психотерапевт с 20-летним стажем, недавно поделилась очень личной историей, которую разрешила рассказать без имён. Назову знакомую Вера.
С первых дней замужества свекровь Веры допускала обесценивание и оскорбление в адрес невестки. Будучи молодым специалистом, Вера смогла диагностировать психоэмоциональные проблемы матери мужа, причём муж принял диагноз спокойно и рассказал о том, как мать унижала и оскорбляла его с раннего детства. Когда родилась дочь, оба родителя приняли решение ограничивать общение ребёнка с токсичной бабушкой и не допускать их общения без присутствия родителей, чтобы обеспечить максимальную защиту от травм, которые были у мужа Веры.
Девочка выросла в любящей семье и демонстрировала уникальные достижения в развитии. Она получила два престижных высших образования, со временем возглавила крупную коммерческую компанию и была максимально удовлетворена своей жизнью. Вскоре она вышла замуж за перспективного молодого предпринимателя, очень интеллигентного, хорошо воспитанного и талантливого. И вдруг выяснилось, что этот прекрасный, искренне любимый дочерью мужчина очень сдержанно, но весьма однозначно высказывает обесценивающие суждения в адрес молодой жены.
"Если бы я позволила Алёнке общаться с бабушкой без нашего с отцом присутствия, она бы столкнулась с оскорблениями и обесцениванием ещё в детстве, а мы бы смогли помочь ей это распознавать, выдерживать и справляться с токсичным поведением бабушки. Но я была молодым специалистом и не знала, что на полевом уровне всё, что вытесняется из семейной модели, прилетает обратно в семейную модель "через заднее крыльцо". То, что мы игнорируем, от чего защищаемся, возвращается с удвоенной силой".
Мир не должен быть стерильным
Недавно я написала статью о скандально известном блогере "Вероника Степанова: пять симптомов психологических проблем". И один из подписчиков в соцсети написал мне, что я зря потратила время на обсуждение этой шарлатанки, что она вводит в заблуждение людей, вредит их психоэмоциональному здоровью и навязывает токсичные модели поведения наивным читателям с низкой степенью психологической грамотности.
Я тоже замечаю немало авторов, которые транслируют искажённые или вовсе псевдонаучные идеи, выдавая их за научную психологию. Много раз обсуждала это явление с квалифицированными психологами и психотерапевтами. Профессионалы полагают, что тексты публикаций не могут травмировать читателей или нанести читателям какой-то непоправимый урон. Все основные психотравмы происходят не в результате чтения публикаций, а в отношениях с реальными людьми, причём самыми близкими, такими, как мать и отец. И львиная доля всех психотравм происходит в раннем детстве, в возрасте от 0 до 6 лет.
Мир не может быть стерильным, но задача эмоционально зрелых, ответственных родителей - позволить детям столкнуться с вирусами и бактериями в прямом и переносном смысле, помочь детям распознавать эти бактерии и справляться с напряжением во время столкновения.
А задача взрослых людей - научиться распознавать здоровые и токсичные модели поведения, если этому не научили родители. И не только распознавать, но и осознанно выбирать - что читать или не читать, с кем общаться или не общаться, с кем сближаться или не сближаться. Если не различать болезнь и здоровье, здоровым остаться сложно.