73K подписчиков

Один курсант из БЛУГА. Выживание - это не романтика!

5,9K прочитали
Ил-76МД. JetPhotos Oneofthecrowd
Ил-76МД. JetPhotos Oneofthecrowd

Потекло время. Выполнили ещё ряд полётов по России, в основном по северам нашей необъятной и могучей. Описывать каждый, вырисовывая тонкой кисточкой детали каждого из них – дело неблагодарное ввиду полной амнезии автора по прошествии стольких лет, поэтому предлагаю общий обзор крупными мазками наиболее памятных из них.

Начну с отступления: в этот период как раз таки начался вход в банкротное пике недавно рожденного банка «Горный Алтай», через который были проведены 1,2 млрд рублей на приобретение трёх самолётов Ил-76 от имени Центробанка РФ для государственной авиакомпании г. Барнаула. То есть нашей. Для тех, кто любит ковыряться в прошлом, подробная предыстория от журнала "Коммерсантъ-Деньги"

Со стороны работников авиапредприятия ситуация выглядела так: самолеты летали, деньги в поте лица зарабатывались, а долговая петля затягивалась все туже. Видимо, кошелёк был худым и деньги – разумеется, сами собой - сыпались в никуда… Конечно, были и злые языки, которые поговаривали, что, всему виной, мол, личный интерес отдельных нехороших лиц и – новое на тот момент понятие - оффшоры.

А мы летали. Круг заказчиков ширился, потихоньку росла и география полетов. Но об этом позже. А сейчас вспомнилась мне одна из командировок моего экипажа – в Раменское, на смену другому экипажу нашего борта, уже там выставленного.

-------------------------------------------------------------
От автора канала "Небесные истории"

Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-00-х годах, настоятельно рекомендую начинать знакомство с предыдущих рассказов, прежде чем читать новые публикации:

Один курсант из БЛУГА
Второй пилот Ан-2
Аварийная посадка
Босоногое детство
Молодой командир Ан-2
Стюардесса по имени Галя
Переучивание на Ан-24
Полёты в "хлебный город"
Дорога в командиры Ан-24
Командир Ан-24
"Этот замечательный самолёт"
Второй пилот Ту-154. Томский период
Дорога в командиры Ту-154
Сочи, Симферополь и "зайцы"
Наступили девяностые
Рейс на Камчатку
Рейс на Камчатку - продолжение
Рейс в Магадан
------------------------------------------------------------------------

Для всех нас этот опыт был интересным и познавательным. Еще бы нет – ведь это был экспериментальный (испытательный) аэродром Раменское на базе летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова! Помимо имевшихся на перроне интереснейших достижений советского авиапрома, аэродром имел основную полосу 12/30 длиной 5,4 километра и шириной 100 метров, предназначенную для испытаний новой авиационной техники. Именно здесь на летающей лаборатории, созданной на основе самолета Ту-154Б с бортовым номером 85024, отрабатывалась техника снижения по глиссаде советского корабля многоразового использования «Буран». Будучи командиром Ту-154, я имел честь познакомиться с Игорем Волком. В непринужденной беседе с ним узнал, что для имитации глиссады «Бурана» снижение с высоты 10 километров производилось при включенном реверсе тяги двигателей, выпущенных шасси и интерцепторах – таким образом создавалось воздушное сопротивление, необходимое для полета по глиссаде с углом наклона порядка 30 градусов к горизонту. Чтобы читателю стало понятнее, поясню: сегодня в гражданской авиации стандартным углом наклона глиссады является 3 градуса, а в бытность мою пилотом и того меньше – 2 градуса 40 минут. Глиссада с наклоном 5 градусов считается весьма крутой- полет по ней требует непривычно высокой вертикальной скорости, при этом самолет снижается чуть ли не на малой тяге, не оставляя большого пространства для маневра. А 30 градусов – для нас это что-то запредельное.

Ан-224 "Мрия" с "Бураном" в полете...
Ан-224 "Мрия" с "Бураном" в полете...

Всё это я пишу, чтобы продолжить: тогда в Раменском мы увидели как летающую лабораторию на базе Ту-154, так и сам « Буран» в виде летающей лаборатории. Последний в дальнейшем станет ключевым экспонатом в Техническом музее в немецком городе Шпайер. К сожалению, оригинальный «Буран», после единственного космического полета в автоматическом режиме успешно приземлившийся в Байконуре, утерян по причине обыкновенного российского раззвиздяйства, когда для ремонта прохудившейся кровли цеха, где он стоял на хранении, сосредоточили большое количество тяжеленного материла в одном месте, крыша в конце концов рухнула, похоронив символ советской космической эпохи.

Прошу прощения за невеселое отступление.

Жить нас поселили в Звёздном городке – то ли в гостинице, то ли в профилактории для небожителей космического ранга, недалеко от Центра подготовки и тренажёрного комплекса. Что интересно, пропускной режим на территорию Звёздного городка был режимным довольно условно: будка на въезде с охранником внутри при наличии дыр в заборе по периметру.

Так мы его и звали за глаза: охранник будки.

Предыстория нашей командировки была следующей. Два брата, новоявленные бизнесмены, один из которых, Александр М. (директор конторы), и второй, ведомый первым, - Виктор в роли летающего менеджера с не очень высоким, как оказалось впоследствии, чувством ответственности за порученное дело, арендовали наш борт под программу грузовых рейсов в Норильск, Тикси, Анадырь. Рейс в Норильск запомнился конфликтной ситуацией: я не уступил Александру в его настойчивом желании провезти бесплатным бонусом к оговоренной сумме десятерых азербайджанцев, после чего получил от него «жёлтую карточку» нежелательного командира и угрозу закопать меня в снег по прилёте в Норильск. Последнее, естественно, отбило у меня желание выполнять рейс от слова «совсем».

Лишь после того, когда я на пальцах объяснил, чем чреват его словесный беспредел и заявил, что иду звонить моему командованию на предмет провозки «левых» пассажиров и угроз в адрес экипажа, он притормозил, остывая, но обиду затаил. Позже, по возвращении, я узнал, что этот мой «лучший друг после Троцкого» звонил в Барнаул с просьбой заменить экипаж, на что ему резонно было замечено: всех менять начнём – с кем работать будете, и за чей счёт обратные билеты экипажу – лететь-то им пассажирами.

Ил-76ТД в Норильске. Фото из сети
Ил-76ТД в Норильске. Фото из сети

Второй наезд случился по прилёте из Тикси. Снижение и заход на посадку в Раменском выполнялись ночью в сложных метеоусловиях, в болтанку и при наличии обледенения. И то ли курсо-глиссадная система сбойнула, то ли штурман зевнул, но вышли мы на ложный курс с левым боковым уклонением в районе дальней приводной радиостанции. Учитывая условия полета, я решил не заморачиваться и выполнил уход на второй круг для повторного захода. Со второй попытки успешно приземлились, я бы и забыл про этот случай, но…

Чуть позже выяснилось, что посадка-посадкой, а рейс еще не окончен. История получила продолжении. Товарищ Александр М. поставил на уши и местного РП, и моё командование в Барнауле: мол, командир ваш летать не умеет и чуть ли не разорил его своим повторным заходом на посадку. В общем, пришлось мне писать объяснительную, иметь разговор с пилотом-инструктором, прибывшим для улаживания конфликта на пустом месте, а потом вдвоём тыкать Александра носом в НПП ГА-85, где чёрным по белому было написано (дословно), что «уход на второй круг должен расцениваться как грамотное решение командира воздушного судна».

Не уверен, что понимание было достигнуто (скорее нет, чем да), но конфликт в итоге притушили.

| Ссылка на книгу "Взлет разрешен!" на Читай-Город

Далее был рейс в Анадырь. Отдых в гостинице прямо в аэровокзале, наш менеджер Виктор, который «гусь свинье не товарищ», а Александр М. – родной брат и даже не гусь, уединился в отдельном номере, ну и в отрыве от экипажа сам себя сначала «вознаградил», а затем и наказал: нажрался «барин» как свинья, до состояния равноценному понятию «никакой». Нам надо на вылет идти – а его нет. Благо дверь номер была не заперта, я зашёл… Ба! Спит наш барин аки младенец сном непробудным, на столе огрызки еды, граненый стакан и… пистолет Макарова. Честно говоря, пришлось почесать репу: ладно его на самолёт мешком погрузим, но что делать с ПМ? Пришлось разоружать и звонить «главному бандиту» в столицу: так и так, твой брат кривой как турецкая сабля, разбудить не можем, пистолет изъяла милиция, деньги пропали, назревает скандал - грядёт задержка рейса на Москву.

А что? Месть для данного «учителя летать» должна была быть неотвратимой. Хорошо хоть «кошелёк» с полётными деньгами никто не прихватил – дипломат валялся в тумбочке с закрытым на код замком.

В общем, милее друга на том конце провода я больше в жизни не встречал!

Шутка.

| Видео: "Глазами пилота. Посадка в индийском Мумбаи"

В итоге, несмотря на казус, улетели практически без задержки - пока самолёт обслуживали , заправляли и прочая, прошло почти два часа, Витю взяли под белы рученьки, довели до самолёта, а что касается ПМ – выяснилось, что разрешение на ношение оружия у него имелось. Что не отменяет удивительного факта наличия его при себе в самолете.

В 90-е годы много чего было удивительного.

Послесловие от автора канала "Небесные истории"

После публикации предыдущей части появились комментарии: мол, как же так, вы летали с риском! Ай-ай! Так же нельзя! Дорогие мои, потому и делится мой отец воспоминаниями о неприглядной стороне истории нашей авиации, дабы на примере «выживших» думающий читатель проникся, что так, как было – жить и работать нельзя! Нельзя ставить пилотов (да вообще никого!) в условия выбора: либо соглашайся и корми семью, либо на твое место придут другие. Простите, если недостаточный писательский навык навел вас на мысль о романтизации этого периода. Выживание – это не романтика. Беспредел – это не норма жизни! Все это плохо, очень плохо. Не дай бог повторения!

С наступившим Новым Годом! Пусть все будет хорошо!

Продолжение

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

| Boosty Sky Stories: мои эксклюзивные рассказы и видео

| "НЕБЕСНЫЕ ИСТОРИИ" - книги о полетах и пилотах, о романтике рабочих будней и изнанке летной работы:

Электронные и аудио книги на ЛитРес
Печатные книги на Читай-Город
Печатные и электронные книги на Ридеро

Потекло время. Выполнили ещё ряд полётов по России, в основном по северам нашей необъятной и могучей.-5