Найти в Дзене

Мой календарь - 6 января. День памяти бегинки Гертруды ван Оостен.

Мой календарь. 6 января. День памяти бегинки Гертруды ван Оостен.
Geertrui van Oosten / Гертруда ван Оостен / Гертруда с Востока (ум. 06.01.1358) В католическом календаре 6 января Drie Koningen – или Явление волхвов. Из светских событий день 6 января богат событиями, открытиями, рождениями и смертями. Здесь есть пишмашинка, азбука Морзе, рождения Шлимана, Доре, Александра Скрябина и смерти Родольфо Крейцера и Рудольфа Нуриева. Из исторических событий самое яркое заключение Арраской унии (Unie van Atrecht) в 1579 г., с которой начался процесс объединения Нидерландов. Однако я остановлюсь на средневековом голландском персонаже, малоизвестном в России, на дне памяти монахини-бегинки Гертруды ван Оостен, или Дельфтской. Её культ сохраняется именно в Дельфте, где Гертруда считается местной святой, хотя к лику святых она не причислена католической церковью, оставаясь в ранге «блаженных». Эта проблема меня интересует в связи с желанием московского Ивановского монастыря канонизировать инокин

Мой календарь. 6 января. День памяти бегинки Гертруды ван Оостен.
Geertrui van Oosten / Гертруда ван Оостен / Гертруда с Востока (ум. 06.01.1358)

В католическом календаре 6 января Drie Koningen – или Явление волхвов. Из светских событий день 6 января богат событиями, открытиями, рождениями и смертями. Здесь есть пишмашинка, азбука Морзе, рождения Шлимана, Доре, Александра Скрябина и смерти Родольфо Крейцера и Рудольфа Нуриева. Из исторических событий самое яркое заключение Арраской унии (Unie van Atrecht) в 1579 г., с которой начался процесс объединения Нидерландов.

Однако я остановлюсь на средневековом голландском персонаже, малоизвестном в России, на дне памяти монахини-бегинки Гертруды ван Оостен, или Дельфтской. Её культ сохраняется именно в Дельфте, где Гертруда считается местной святой, хотя к лику святых она не причислена католической церковью, оставаясь в ранге «блаженных». Эта проблема меня интересует в связи с желанием московского Ивановского монастыря канонизировать инокиню Досифею, историей жизни которой я активно занимаюсь.

Отношение голландцев к Гертруде разное. К примеру, одна моя подруга, протестантка-аристократка, считает её святой, потому что в Дельфте находится скрипт королевской семьи, и она трепетно относится ко всему сопутствующему антуражу, находящемуся в центре королевских церемоний, и при каждом посещении города обязательно приводила меня к статуе Гертруды. Другая, тоже протестантка, но из потомков французских гугенотов, к памяти голландской католической монашки относится скептично: на моё предложение сходить к Гертруде при посещении Дельфта, который она совсем не любит, разразилась антиклерикальной филиппикой, обозвала монашку-бегинку дурой, а меня идиотом, и осталась ожидать меня в кафе, из которого не было видно ни саму Гертруду, ни даже Старой церкви, у стен которой установлена скульптура. А молодых тема вовсе не волнует, ни история, ни религия.

-2

Итак, о Гертруде. Родилась она в бедной семье, в большинстве источников говорится о её самом простом происхождении, а некоторые говорят о рождение в крестьянской семье в Фоорбурге, южном предместье Гааги. В юном возрасте она поступила в домашнюю прислугу в Дельфте, богатом средневековом городе в часе пешего хода от Фоорбурга. В сохранившихся воспоминаниях о Гертруде есть её позднее признание в том, что в молодости она была довольно «легкомысленной, хотя всегда хранила в сердце имя Христа». В свободное от обязанностей время Гертруда с подругами Лиэльтой и Диверой подрабатывали танцами в гостиницах и местах развлечений и пением на мостах через каналы и уличных перекрёстках. Там она познакомилась со своим женихом, перед самой свадьбой бросившим её ради одной из подруг. Источники не указывают имя разлучницы, Лиэльты или Диверы, но известно о том, что между подругами была сцена, в которой конкурентка клятвенно обещала Гертруде не отнимать его у неё. Тем не менее, тот не явился на свадьбу, а вскоре женился на другой. История говорит, что обманщица подруга была наказана за это. При приближении родов разлучница очень страдала от сильных болей, ребёнок не родился, и долго после этого она испытывала боли, пока не попросила Гертруду о прощении. Наша героиня помолилась Господу о её спасении, и молитва была немедленно услышана.

Это событие сильно подействовало на Гертруду, ставшую задумываться о том, что действительно важно в жизни. Вместе с Лиэльтой и Диверой Гертруда перебралась в дельфтский бегинаж, располагавшийся на южной стороне Ритфельда. Об ордене бегинок пишут достаточно много, в основном из любопытства. В своём большинстве бегинки имели самое простое происхождение, потому были малограмотными, и их религиозные представления зачастую были причудливыми. Католическая церковь сначала признала этот орден, а потом запретила из-за многочисленных расхождений в канонических вопросах.

Живя в бегинаже, Гертруда не была монахиней, связанной религиозными обетами, но жизнь в общине давала ей возможность созерцания и познания таинств церкви. Гертруда с подругами ежедневно обходила город и рынки, выпрашивая еду для бедных ради Христа, ставшего бедным ради людей. Она столь сильно верила в него, что стала отождествлять себя с ним в любви к бедным, и в своей молитвенной жизни получила стигматы на теле, благодаря чему прославилась при жизни.

Дельфт XIV века был очень набожным городом, где простой бегинке не просто было прославиться, стать действительно известной. В городе были большие богатые женские монастыри - Св. Агнеты, Св. Анны, Св. Барбары, Св. Марии Магдалены, Святого Духа и другие, и бегинаж был самым простеньким из них. Дельфтский монастырь Святой Барбары известен, к примеру тем, что монахини изгнали из него одиннадцать тысяч девственниц за неподобающее поведение. Тем не менее, в этой бурной религиозной жизни эпохи Гертруда заняла своё, и только своё место, оставшись в памяти единственной достойной упоминания через века.

-3

Гертруда была очень предана тайнам Воплощения, особенно Страстям Христовым. Считается, что она получила стигматы в Страстную пятницу 1340 года, «когда она лежала ниц перед распятием, из её запястий, ступней и бока начала хлестать кровь, и в тот день это повторялось семь раз в течение каждого канонического часа и в течение нескольких дней после». Гертруда молилась Богу, чтобы эта благодать была отозвана, и её молитва была исполнена, кровотечение прекратилось, оставив неоспоримые следы стигматов, называвшихся «пятью ранами Христа», и она стала второй, имевшей их набор после Святого Франциска.

После этого у Гертруды проявился и дар пророчества, а в ближайшую Пасху, согласно житию, когда она размышляла о Рождестве Иисуса, её грудь наполнилась молоком, и в дальнейшем это повторялось каждый раз в последующие 18 лет её жизни, отмеченные особым благочестием. Теперь Гертруда ван Оостен исцеляла молитвой, пророчила и помогала бедным и страждущим, привлекая верующих в город, который никогда не покидала, все дни проводя на улицах, а ночи в молитвах.

Я позволю себе процитировать «Жития святых и выдающихся благочестивых людей» 1864 года:

«Вместе с подругами Гертруда удалилась в дельфтский монастырь, где начала строить свою духовную жизнь с общей исповеди. Через много лет она проливала обильные слёзы при воспоминании о ранних годах своей юности. Когда она сочла себя достаточно очищенной, то начала усердно выполнять всё, о чем просил её Бог, и старалась выполнять это так, как, по её мнению, было лучше всего для её божественного супруга. Она радовалась тому, что родилась и что ей пришлось жить в бедности, потому что находила в этом родство со Спасителем, желавшим родиться и умереть бедным в этом мире. Жизнь, которую она вела долгие годы, была одной из самых тяжелых и тяжелых. Она отказывалась даже удовлетворять потребность в каком-либо отдыхе и старалась побороть сон бдением и поработить свое тело необычайными унижениями. Она довольствовалась небольшим количеством молока и другой очень простой пищей, которую ей подавали. Гертруда каждый день упражнялась в размышлениях о страстях Иисуса Христа и главных тайнах нашей веры в соответствии с порядком времён, когда Церковь их прославляла. Иногда она оставалась взаперти на шесть недель, чтобы возвысить свой взор и своё сердце до состояния высшей доброты и насладиться восхитительным чувством, которое душа испытывает в единении с божеством. Благодаря этим связям своей души с небом она получила знания и пути, которые Бог дарует простым и послушным его впечатлениям сердцам и которые он отказывает тем, кто ищет в своем разуме счастья и мудрости.

В ночь на Великий четверг 1340 года, когда она молилась перед своим распятием, она почувствовала, что на её руках, ногах и правом боку остались следы страстей Иисуса Христа. Каждый день семь раз по числу канонических часов она приходила в восторг, и из её ран текла кровь. Это не могло долго оставаться скрытым, и вокруг достопочтенной монахини собралось такое количество народа, что она едва могла заниматься своими духовными упражнениями, опасаясь, кроме того, поддаться какой-нибудь тщеславной мысли. Она молилась Богу, чтобы стигматы исчезли, и кровь остановилась, но остались только шрамы. У неё были сильные боли в области сердца, и всё время, пока её раны кровоточили, она теряла чувство удовлетворения, которым была пропитана раньше. У неё снова возникло горячее желание исцелиться, но Бог не внял этим молитвам. Автор "Латинской жизни" подробно рассказывает о её клеймах, а также о даре пророчества и откровениях, которыми Бог благоволил к Гертруде. У неё всегда было слабое и слабое здоровье, что не мешало ей продолжать вести строгий образ жизни и умерщвлять свои чувства и разум до дня своей смерти, наступившей 6 января 1358 года»
.

Гертруда стала также известна тем, что своим прекрасным голосом всегда и везде пела одну и ту же песню, ныне знаменитую как церковный гимн, так и средневековая народная песнь: «Het daghet in het Oisten», или «Свет идёт с Востока», что для меня, урождённого буддиста, имеет несколько свой потаённый смысл:

«Het daghet in den oosten
het lichtet overal.
Hoe luttel weet mijn liefken
och waer ick henen sal…»

или:
«Рассвет на востоке озаряет округу.
Моя возлюбленная не знает о том, что её ждёт…
Она не знает о самом желанном, самом сладостном…»

Считается, что благодаря этой песне при жизни она стала именоваться Гертрудой ван Оостен, являясь и автором этой песни. Текст песни зафиксирован в голландских и фламандских записях XV века.

-4

Как историк музыкального театра я легко представляю сценку на средневековой дельфтской улочке с поющей чудным голосом Гертрудой. И в сдержанном тексте песни скрывается тайное чувство большой любви, изложенную поэтичным стилем своего времени, XIV века, когда в Европе гремели доспехами рыцари, а Русь освобождалась от татарского ига. Я слышу, чувствую поэзию в этой нехитрой песне, отражение души простой наивной женщины.

Поэзию в песне увидели и голландские фольклористы, когда в первой половине XIX века принц Виллем Оранский, супруг великой книгини Анны Павловны, повелел открыть архивы и изучить историю страны. Уже в 1847 году в одном из трудов текст «Света с Востока», её поэтику и рифму сравнивали со «Стабат Матер», «Аве Марией» и псалмами, назвав стих не простой народной песней, а романсом о сверхъестественном и чувственной балладой. Не странно ли? Но в одной из книг, назвавшей песню старинной фламандской, разъясняет её тайную суть тем, что эту песню девочке пели, когда ей был годик, она подсознательно запомнила её и позже
«мистически применяла к своему божественному супругу Иисусу Христу...» Песня Гертруды «Свет идёт с Востока» заканчивается стихом:

«Теперь я хочу уйти и укрыться
в небольшом монастыре,
где становятся монахинями,
облачившись в чёрные одежды,
слыша голос той, что утонула (в крови)
с белеющими от порезов руками,
под звенящий колокольный звон»
.

-5

Гертруда ван Оостен умерла в Дельфте в день Driekoningen (явления волхвов), или в праздник Богоявления 6 января 1358 года, 665 лет назад, и была похоронена на кладбище для бедных у церкви Святого Ипполита в Делфте, поскольку у бегинажа не было собственной церкви или кладбища. Заботой об этом кладбище занимались сёстры Святого Духа, потому сейчас улица, где оно находилось, называется улицей Святого Духа, а сам погост отмечен как Свято-Духовым кладбищем.

Имя Гертруды ван Оостен не вписано в римский мартиролог, хотя её поминают в различных источниках, а в одном из многотомных трудов «Жизнь Марии, матери нашего Господа», благодаря своим стигматам, доказывающим её великую любовь к Всевышнему, она упомянута наряду с самими известными мучениками католического пантеона, и её культ является чисто местным дельфтским. В последствии Гертруда была официально беатифицирована, т.е. причислена к лику блаженных, и является одной из покровительниц домашней прислуги. Она изображается бегинкой в молитвенной позе, с разведёнными руками и обращённым к небу взглядом, иногда на её образах на руках и ногах показаны стигматы. В Дельфте рядом со Старой церковью на Хайлихе-Гест-Керкхоф, недалеко от предполагаемого места её захоронена, в 1958 году установлена статуя, упоминавшаяся в начале. Взгляд Гертруды обращён на восток.

-6

Кроме этой скульптуры, сто лет назад её именем названа улица в дельфтском квартале Het Heilige Land (Святая земля), в восточном районе города, который принадлежал Католической жилищной ассоциации.

-7

Я не голландец, свободный от забот о прошлом или будущем, и простота и наивность жизни этой простой женщины меня трогает. В России много таких же почитаемых блаженных, но для меня Гертруду ван Оостен отличает то, что её внутренний мир был обращён на восток, и это зафиксировано в текстах и в этой столь же простой и наивной скульптуре. Моя подруга не поняла, почему я, урождённый буддист, приходил сюда и долго стоял, сначала перед Гертрудой, а затем вместе с нею смотря на восток, где рождается заря, где рождается мир, где рождается разум.

И я не одинок. Через полтысячелетия после смерти Гертруды знаменитый голландский писатель, поэт, журналист, историк, философ, эстет и член Королевской академии наук Якоб ван Леннеп, чьё имя можно встретить на стене заандамского Домика Петра, в своём труде о жизни и традициях народной жизни упомянул песню «Свет с Востока» так:

«Если мы хотим вспомнить средневековые песни, то первой на память приходит «Свет с Востока», которую даже хотели включить в свод церковных, придав этой песне духовное применение. Об этом писал судья Ван Рин, а также Ван Хессен в «Хрониках Кеннемерланда» и Дирк Бургер в «Хрониках Схореля». Гертруда ван Фоорбург, которая была бегинкой в Дельфте в первой половине XIV века, ежедневно пела эту песню, поэтому её саму звали Гертрудой ван Оостен. Однажды случилось так, что два студента из Утрехта хорошо погуляли в гостинице в Ютфаасе, но не имели достаточно денег расплатиться. Они сбежали до наступления дня и росы, оставив надпись на столе, чтобы утешить хозяйку:

«Рассвет на востоке озаряет округу.
Но моя возлюбленная не знает о том, что её ждёт…»

Мы спешим добавить, что это произошло почти двести лет назад, в XVII столетии, когда студенты пели совсем другие песни, а сегодня случай, подобный описанному выше, был бы невозможен, потому что студенты больше не знают эту песню...»

-8


© 6 января 2023 г., Балакаев Цецен Алексеевич.
Цикл «Голландские исторические миниатюры».