Письмо от Марии Петровны.
Замуж я вышла рано, в семнадцать лет. Почему-то у нас в селе так было положено. В двадцать лет уже считалась старая дева. Муж был на пять лет старше. Жили с Мишиными родителями. Свекор ко мне относился нормально, даже иногда защищал, а вот свекровь меня, честно говоря, ненавидела. Она и не скрывала этого. Ведь меня мать растила одна. Время было послевоенное, мужчин было мало, а женщинам хотелось ласки. Вот от такой ласки родилась я. Свекровь, с моей мамой не общалась. Она все боялась, что свекор уйдет к ней. Хотя повода так думать, не давала ни одна из сторон. Но свекровь была уверена, что мама хочет заполучить ее мужика.
Свекровь лезла в наши отношения с Мишей. Твердила ему, что не ту себе выбрал. Ни кожи, ни рожи. И не баба вовсе, а грязное животное с пятачком. Что я слов нормальных не понимаю, поэтому он должен был лечить меня кулаком.
Пока свекор был жив, он не позволял Мише на меня поднимать руку. А когда его не стало… Про это и писать страшно. Мишу не удерживало, то что с утра я на работу шла с синим лицом. Не удерживали детские крики.(Я ему ведь троих детей родила). Зато свекровь вся сияла, какой у нее сын молодец и продолжала проклинать меня.
Потом Миша стал похаживать на сторону, стал выпивать, потом уходить в запои.
Старшему сыну было тринадцать лет, когда я больше не смогла так жить. Каюсь, грешна перед Богом, я хотела наложить на себя руки. Именно сынок и спас меня, уговорив уйти в мамин домик (мамы в то время уже тоже не стало). Хотя это наше убежище назвать было сложно домом. Он был весь перекошен, крыша как решето… Хорошо было лето, мы с детьми кое-как его заделали.
Но свекровь все равно не давала мне покоя. То на работу придет, начнет орать, что я позорница. То нам ночью, во двор выльет помои.
Михаил приходил пару раз, все грозился, если я не вернусь, то он дом подожжет. Но потом все же отстал от нас.
Зима для нас было сложной, даже очень. Но все равно было лучше, чем жить во страхе.
На другой год, совхоз мне с детьми построил новый дом. В совхозе я работала кладовщицей. Вот где было радости.
Смогла я выучить детей. Не пропала, как сулила мне свекровь, не сгинула. Я даже уже вынянчила внуков и жду правнучку. Внуки вот научили меня пользоваться смартфоном и ноутбуком, чтобы мне не было одной одиноко.
Сейчас уже нет свекрови и бывшего мужа. Хотя однажды она ко мне пришла в новый дом. Просила меня приютить, а то Миша стал ее поколачивать. Я отказала, даже не почувствовав угрызения совести.
Сейчас я счастлива, у меня замечательные дети, самые лучшие внуки! Но чтобы было, если бы сын не настоял, чтобы мы ушли…