Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,9
- IMDb - 7,9
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
13 лет! Все ждали 13 лет! В Азкабане! Возможно, и не все, но Джеймс Кэмерон задал большую планку по поводу своих «Аватаров». За годы работы спесь убавилась, аватары превратились в мемы, а на сегодняшний день в ожидании остались только преданные зрители и деятели кино. Конечно, можно долгий срок списать на то, что режиссёр снимал сразу 4 сиквела, даты релизов последующих частей тоже об этом говорят. Так чем же привлекает «Путь воды»? Возвращаемся на Пандору!
Перед просмотром сиквела пришлось вкратце вспомнить первый фильм, но экспозиция второго сразу начинается после того, как Джейк проснулся в теле аватара и стал вожаком лесного племени. Команда Джейка во главе с полковником Кворичем прибыла на Пандору, и это стало только первой попыткой колонизации планеты, поэтому красоту флоры и фауны нарушили новые небесные захватчики. Лёгкий пересказ финала и приписка человеческого детёныша, а-ля Маугли, чтобы продвигать сюжет дальше. Причём довольно предсказуемо.
Семья Джейка и Нейтири впечатлила, а тем временем люди покоряли Пандору новыми технологиями. Цель землян: добыча ресурсов. Поэтому Кэмерон сталкивает два мира: технологический и природный. Визуально это выглядит превосходно, не зря фильм рекомендуется для просмотра в IMAX. Красота Пандоры радует яркими цветами, переливанием природных оттенков: зелёные деревья, жёлто-оранжевые птицы, красные цветы, синие жители – многообразие красок действительно вызывает наслаждение. В тоже время строительство робототехники, мощные технические возможности и быстрое обустройство базы людей оставляет свой стратегический интерес, словно скоростная модернизация в компьютерных играх.
Но вот цель землян внезапно после поиска ресурсов набирает глупый оборот. Шпионские игры с аватарами были интересны, захват врага в его же логове при помощи маскировки также не нововведение, но смотрелось всё красочно и опасно. Вот только если вам нужны ресурсы, зачем конкретно гнаться за Джейком и его семьёй? Личная вендетта? Жажда справедливости? Глупые задачи поставлены на карту. Выглядит всё драматично, эпично и мощно, а учитывая события прошлого года, то фильм попал прям в точку. Вряд ли Джеймс Кэмерон подстраивался под реалии современного мира, когда снимал сиквелы, но аллегория очевидна.
Именно глупости сюжета по поимке главного героя фильм раскрывают для зрителя другие локации Пандоры. Снова переливание цветов, многообразие оттенков и встреча нового племени Воды. Видать, «Аватар» не успокоится, пока не соберёт все 5 стихий. Оставим пока глупое преследование, когда у захватчиков есть все возможности по добыче ресурсов, и окунёмся в воду. Картина встречает нас социальными проблемами, демонстрацией силы и подростковым травлением. Синие прибыли на земли бирюзовых.
По сути, у нас повторение сюжета первого фильма, только вместо травянистых джунглей прозрачная гладь воды. Новое племя, новые традиции, новые особенности. Прекрасное сочетание цвета и открытой природы, морских существ, подводного пространства. Картина затягивает в это пиршество цветов и красок, строя неплохой, но типичный конфликт подростков, который позволяет раскрыть героев.
Но возвращаясь к вышеупомянутому Маугли, делаем акцент, что он человек, что ему ближе земляне, чем пандорцы. На этом плане вырисовывается выбор между своими и чужими, сочетание правды об отце, возможностями землян и опасным существованием на другой планете (невозможно находиться человеку без кислородной маски), ставит на чашу весов верность и происхождение.
Встреча с военными, понимание того, что захвату подвергается вся планета, все племена, а не только племя На’ви, дарит красивый экшен в финальной схватке. Эпичные сражения на воде, на корабле, в воздухе. Драма и осмысление истинных ценностей. В этом и заключается яркая кульминация сиквела. Мы расширились, мы узнали больше о планете. Жестокость людей по отношению ко всем обитателям Пандоры и силы коренных жителей создали увлекательное и опасное приключение.
Но хронометраж в 3 часа – это слишком. Понимаешь, что часть фильма можно было бы вырезать, и ничего бы никто не потерял из повествования. Джеймс Кэмерон, безусловно, подарил визуальный шедевр, яркий и красочный, но даже эффекты не перекрывают простой и предсказуемый сюжет. Режиссёр хотел, чтобы вселенная «Аватара» была такой же обширной, как и «Звёздные войны», чтобы мир новой планеты всё время удивлял, и зрители традиционно бы пересматривали франшизу. Вот тут можно поспорить. Во-первых, это только второй фильм за 13 лет; во-вторых, с таким хронометражем сомневаюсь, что его можно будет пересматривать часто по праздникам; в-третьих, персонажи все одинаковые (синие и бирюзовые), конкретно выделить для себя исключительных не выйдет, у нас семья главного героя и окружающие племена.
Это красивое кино. Это великолепное визуальное произведение. Это культовость, обретённая долгим ожиданием сиквела. Но это простой сюжет, очевидные стороны конфликта и предсказуемые повороты сценария.