Смены министров сельского хозяйства, смена политики и отсутствие качества — об этом подробно рассказали эксперты и казахстанские производители
Главное требование к котлетам McDonald’s — это доступ ко всем цепочкам поставок от фермы до ресторана. Кроме того, постоянный аудит и много нюансов, которые требуют постоянной прозрачности процесса. Так в России до ухода McDonald’s мясо производилось на мясном комбинате «Оренбиф» итальянской компании Cremonini. Она входит в первую тройку производителей мяса в Европе. Цех для производства полуфабрикатов находится в Подмосковье, то есть там, где больше всего потребителей мясных котлет. Кстати картошку фри для международного гиганта тоже производили в Московской области, на международном предприятии «Лэм Уэстон Белая Дача». Оттуда возили даже в рестораны сети на Дальнем Востоке. Сырой картофель сорта «Инноватор» покупали у фермерских хозяйств из российских регионов. В Казахстане картофеля, который бы прошёл через стандарты McDonald’s, не было и он также поступал из России.
История о том, почему в «мясной» мяса для McDonald’s нет
Член Мясного союза Казахстана Максут Бельтибаев пишет в Facebook, чтобы стать поставщиком McDonald’s, нужно вложить крупные инвестиции в оборудование, пройти сертификации и аудит.
«Сотрудники мясокомбината «Оренбиф» (Оренбург), которые поставляют мясо в McDonald’s, рассказывали, что аудиторы могут позвонить в любое время суток и запросить всю информацию по любой партии. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная система«, — пишет эксперт.
Разговоры о начале производства мясных продуктов с крупным и опытным иностранным производителем в Казахстане шли давно, даже на уровне президента, но построить ничего та же итальянская группа Cremonini так и не смогла. Тогда причиной стала несговорчивость главы Минсельхоза Аскара Мырзахметова, которого позже сменил Умирзак Шукеев. В 2018 году в Алматиснкой области даже прошла церемония закладки капсулы для строительства крупного мясного комбината (на суточный убой 500 голов крупного рогатого скота), который должен был заработать через 2 года, в том числе и для McDonald’s, но инвестор ушёл после того как сельхоз ведомство сделало упор на переработку мяса из личных подсобных хозяйств и строительство скотобоен в сёлах.
«Справедливости ради нужно отметить, что это не единственный ТНК-инвестор (транснациональной компании — прим.ред ), который отказался от работы в Казахстане, по причине нестабильности госполитики и смене векторов развития при каждой смене министра сельского хозяйства. Это и Тайсон Фудс (США), и Гранд Фарм (КНР), и Данбиа (Ирландия) и много других поменьше», — пишет Бельтибаев.
Продукцию комбината могли поставлять и в соседние страны, в качестве продукции сомнения бы не было. Но все осталось на уровне тожественных речей на начале строительства завода, которого нет.