Буквально на днях я рассказывал о двух домах на Тверской улице, соединенных между собой полукруглой въездной аркой. Арка эта ведет в тихий – даже не верится, что ты в самом что ни на есть центре Столицы – Брюсов переулок.
Об этом переулке, а также о некоторых других местечках вокруг и возле него я обязательно сделаю даже не одну статью. Интересна и удивительна история и стоящих здесь зданий, и живших в них людей. Но сегодня мой короткий рассказ будет об этом внешне совсем небольшом православном храме, стоящем в глубине переулка.
И это…
…Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке
Возможно, по внешнему виду он мало чем выделился бы на фоне множества храмов, выстроенных в том же стиле московского барокко. Да и, может быть, история его, утопающая в веках, не столь удивительна, как, к примеру, история храма Успения в Казачьей слободе или собора в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Но, исследуя в своих фото-прогулках Закоулки Московских Историй, не рассказать про него я не могу. И он действительно стоит того, чтобы о нем рассказать (6 фото).
Раньше здесь, как водится, стоял деревянный храм. Первый раз документы упоминают о нем еще в 1548 году. Причем уже тогда он имел то же самое название, что и сегодня.
И, в самом начале нашей истории, думаю, необходимо рассказать о том…
…Что означает название этой церкви
Всем известно, что главной архитектурной святыней христианства считается храм Воскресения Христова (он же – Храм Гроба Господня) в Иерусалиме. Он был построен на Голгофе в 335 году в честь обретения Креста Господня Константином Великим и его матерью, царицей Еленой.
А в память об окончании строительства и освящении того храма был установлен праздник, который с тех пор ежегодно празднуется Церковью в сентябре, накануне праздника Воздвижения Креста Господня. И «Воскресение Словущее» в названии освященных в эту честь церквей обозначает, что те храмы слывут, или прозываются, Воскресенскими.
Как бы выходит, что храмы эти – побратимы храма Гроба Господня, освященные в память обретения Креста Господня и возрождения того, Иерусалимского, храма.
Даже богослужение в этих церквях 13 (по старому) или 26 (по новому стилю) сентября совершается точно такое же, как и на Пасху.
Я впервые попал в этот храм в будний день, практически посреди недели. Но что удивило – народу было немало.
Я, гуляя, фотографируя и описывая затем многие храмы и монастыри Москвы и Подмосковья, редко встречаю такое количество в будни. Видимо, подумал я, храм среди своих прихожан популярен. И хотя бы поэтому точно нужно разузнать его историю…
…А история именно этого храма такова
Построенный в дереве, как я упомянул выше, храм существовал на этом же самом месте еще в шестнадцатом веке. В конце шестнадцатого века он даже был указан на Петровском плане Москвы, вычерченном в 1596-1598 годах.
В 1629 году в большом московском пожаре и этот храм, и весь район, где он стоял, сгорели дотла. Однако совсем скоро на пепелище начались строиться новые дома и новые, каменные храмы. К примеру, возрождение храма Воскресения Словущего в Успенском вражке состоялось в 1634 году, хотя многие по ошибке считают годом его каменного строительства все тот же 1629-й. Даже в табличке на фасаде храма запечатлена та же самая неточность...
Дело в том, что в летописях было указано:
«Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной»
Но это относилось ко времени гибели деревянного храма, а не постройки нового. Истинная же дата – 1634 год – указана в записи из архивов патриарха Иосафата Первого:
«142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола»
Интересно, что в семнадцатом веке некоторые московские храмы являлись не только приходскими, но и числились как монастырские, хоть и не были приписаны ни к одной из существовавших обителей. Просто возле обычной приходской церкви строились две-три кельи, в каждой из которых могло обитать по нескольку человек. В основном это были нищие или убогие, часто старики. Причем они даже не всегда фактические были монахами.
Вот и о Воскресенском храме в Переписной книге 1638 года было сказано:
«на Воскресении же на монастыри… келья, живут старицы нищие»
А еще возле храма Воскресения Словущего стояла небольшая деревянная церковь пророка Елисея, которую построили в 1620 году в память о том, что на этом самом месте государь Михаил Федорович встретил своего отца – патриарха Филарета (в миру Федора Никитича Романова), вернувшегося из польского пленения. Тот храм также был перестроен в камне и простоял до девятнадцатого века. По разным сведениям он был не то упразднен по ветхости в 1850-1860-х, не то безвозвратно пострадал в войне 1812 года. Но, так или иначе, существовавшие в нем престолы перенесли в Воскресенский храм, переосвятив его южный, Покровский придел в Елисеевский, а северный – в память мученика Иустина Философа. Впрочем, скоро последний переосвятили еще раз, теперь уже в честь Николая Чудотворца (8 фото).
В 1816-1820 годах к храму была пристроена трапезная и установлена колокольня, заменившие собой прежние трапезную и колокольню, пострадавшие от пожара 1812 года.
А в самом конце девятнадцатого столетия архитектор Александр Мейснер перестроил верхний полукруглый ярус колокольни, придав ему тот вид, который дошел до нас, соединив прежние элементы барокко с московским ампиром.
Но более всего удивительна…
…История храма в двадцатом веке
Представьте: самый центр Москвы. Самая сердцевина Советского Союза. Тридцатые годы, знаменитая пятилетка богоборчества, в которую закрылось большинство московских церквей и множество монашеских обителей, а огромное количество священнослужителей сослано, заключено в тюрьмы или, того паче, расстреляно.
И небольшая церковь в самом сердце Москвы – в районе, где проживает столичная творческая интеллигенция. Многие – в том самом доме, облицованном «гитлеровским» гранитом.
При этом значительная часть той интеллигенции как раз являлась прихожанами этой церкви. И вот когда очередь на разграбление и закрытия практически дошла до Воскресенского храма, множество его знаменитых прихожан обратилось к правительству с просьбой оставить им церковь. И… правительство прислушалось. Храм так никогда и не был закрыт – ни во времена самых тяжких гонений на веру, ни позднее за все годы Советской власти. С храма лишь сняли колокола. Зато в него были перенесены многие святыни из других окрестных храмов, которым повезло значительно меньше (10 фото).
Конечно же, росписи сводов и стен храма я по традиции покажу отдельной галереей (12 фото).
Совсем рядом находится Дом композиторов, Дом художников и Консерватория. А на богослужениях в старинном храме среди его прихожан – в самый разгар Советской власти – певец Иван Козловский, Константин Станиславский и Иннокентий Смоктуновский, звезды Российской оперы братья Пироговы, солистка Большого театра Мария Максакова и многие другие. В нем же после кончины отпевались Бондарчук и Евстигнеев…
Служители и старожилы церкви рассказывают, что каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в Пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что в Пасхальном богослужении 1944 года здесь приняло участие две с половиной тысячи человек!
Чуть позже я рассказу о происхождения названия Успенский вражек, а заодно и историю самого Брюсова переулка. Кажется, в моих празднично-новогодних работах без сна и отдыха начал появляться некий просвет, а значит – гулять буду чаще и снова стану чаще находить темы для новых московских историй!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!