Найти в Дзене
джазовые пластинки

Джазвиниловый фетишизм. Маленькие этикетки (small labels).

В первых коробках пластинок с джазом, что мне удалось заполучить из-за океана был альбом некоего Максвелла Дэвиса берущегося за репертуар Дюка Эллингтона - принять решение о покупке (20$, как никак) помог конечно же указанный на обложке в качестве приглашенного вокалиста Б.Б. Кинг (который, как выяснилось, спел лишь одну из десяти мелодий и был таков) и эффектный натюрморт в темных тонах на конверте. О том, что внутри него меня ждет винил ярко-красного цвета я, разумеется, и не подозревал. Тогда я днями любовался находкой будучи совершенно не в курсе, что к 'винилу' Crown имел довольно опосредованное отношение (лейбл знаменит массой крайне низкого качества), а цветной пластик был в тот период времени вполне себе распространен - многие стерео-издания лейбла начала шестидесятых печатались именно на красной пластмассе. Обратил я внимание и на еще одну деталь - в отличие от большинства пластинок в коробке альбом не имел собственного внутреннего конверта (еще одна 'приятная' особенность C
Оглавление

В первых коробках пластинок с джазом, что мне удалось заполучить из-за океана был альбом некоего Максвелла Дэвиса берущегося за репертуар Дюка Эллингтона - принять решение о покупке (20$, как никак) помог конечно же указанный на обложке в качестве приглашенного вокалиста Б.Б. Кинг (который, как выяснилось, спел лишь одну из десяти мелодий и был таков) и эффектный натюрморт в темных тонах на конверте. О том, что внутри него меня ждет винил ярко-красного цвета я, разумеется, и не подозревал.

Альбом Максвелла Дэвиса 'Compositions Of Duke Ellington And Others', выпущенный на лейбле Crown в 1960 году
Альбом Максвелла Дэвиса 'Compositions Of Duke Ellington And Others', выпущенный на лейбле Crown в 1960 году

Тогда я днями любовался находкой будучи совершенно не в курсе, что к 'винилу' Crown имел довольно опосредованное отношение (лейбл знаменит массой крайне низкого качества), а цветной пластик был в тот период времени вполне себе распространен - многие стерео-издания лейбла начала шестидесятых печатались именно на красной пластмассе.

Обратил я внимание и на еще одну деталь - в отличие от большинства пластинок в коробке альбом не имел собственного внутреннего конверта (еще одна 'приятная' особенность Crown) и я смело погрузил его в один из простых белых бумажных, что оказались под рукой. Будто бы созданная специально для рассматривания этикеток прорезь на конверте оказалась избыточной - сигнализировала об этом светящаяся красным окантовка по кругу.

Этикетка пластинки
Этикетка пластинки

Так, сам того не подозревая, я впервые столкнулся с явлением, что в среде коллекционеров джаза на пластинках принято называть 'small labels', то есть маленькими этикетками.

Riverside и его 'small labels'

Несмотря на то, что вскоре о маленьких этикетках я стал регулярно слышать как от своих новоиспеченных коллег, так и замечать упоминания в редких текстах на тему, увязать то воспоминание с любопытными фетишистскими заключениями я не мог. В первую очередь из-за того, что касались они исключительно лейбла Riverside, одного из оплотов модерн-джаза, а вовсе не бюджетного и по большей части игнорируемого Crown.

В среде поклонников джаза на виниле есть десятки подобных коллекционерских фетишей и соответствующих им устоявшихся обозначений - 'шестиглазка', 'дипгрув', адрес', 'ухо', 'трубач'. 'Маленькие этикетки' же упоминаются гораздо реже и оттого имеют особый, подчеркиваемый вес - вспоминая о разнице в диаметрах тот или иной коллекционер настаивает на собственном статусе винилового гуру.

Слева маленькая (диаметр ~92мм) этикетка, справа обычная (~100мм)
Слева маленькая (диаметр ~92мм) этикетка, справа обычная (~100мм)

При этом стоит сразу обозначить, что речь идет про всего лишь примерно полсотни выпусков лейбла, случившихся с 279 по 333 номер каталога в период 1958-1960 годов - до и после этого этикетки Riverside имели привычный, десятисантиметровый диаметр.

Отличают их как с помощью того же нехитрого приспособления в виде стандартного внутреннего конверта (нет линейкам, все на глаз), либо по тому, как дип грув (канавка по кругу) безжалостно наезжает на текст и логотип.

Очевидно, что идут разговоры и о том, сколь благотворно сказывается уменьшенный диаметр этикеток на звуке пластинок - джазвиниловые фетиши, как известно, с легкостью берут верх над любыми законами физики.

Самый крупный же интернет-специалист в области этикеток известный в виртуальном пространстве как LJC (London Jazz Collector) в попытке разобраться в природе маленьких этикеток, напоминает о том, что пластинки Riverside печатались на двух заводах - Researchcraft в Лос-Анджелесе и Abbey в Нью-Джерси.

Слева альбом Телониуса Монка 'Brilliant Corners', напечатанный на восточном побережье США, справа - на западном. Надписи на сбегах заметно отличаются
Слева альбом Телониуса Монка 'Brilliant Corners', напечатанный на восточном побережье США, справа - на западном. Надписи на сбегах заметно отличаются

Впрочем, даже ему не удается выдать сколько-нибудь рабочую теорию о том ради чего был уменьшен размер этикеток - он предлагает присмотреться к сбегу некоторых изданий и в частности выбитому там номеру патента, предполагающему наличие специального уступа для безопасного использования пластинок в ченджерах.

Зачем для этого потребовалось обрезать восемь миллиметров голубых (или черных, в случае стерео) этикеток мне лично не очень понятно, разве что при определенных сдвигах печати большая этикетка могла бы попасть на специальную линию на сбеге, предназначенную для проигрывателей с авто-стопом. Впрочем, в результате, через пару лет от подобного размера этикеток отказались.

Jazzland и его 'small labels'

В среде коллекционеров пластинок принято забывать про младшего брата Riverside, лейбл Jazzland, на котором изначально планировалось выпускать переиздания с Riverside с новым оформлением и названием, дабы заработать доллар-другой на уже имеющемся материале. Спустя же время Jazzland вырос в полноценный лейбл с внушительным модерн-джазовым каталогом.

Альбом квинтета Херби Манна 'Featuring Jack Sheldon', выпущенный лейблом Jazzland под номером JLP 5 в 1961 году. На Riverside эта пластинка выходила за четыре года до этого с названием 'Great Ideas Of Western Mann' и другой обложкой. Издание на Jazzland имеет маленькие этикетки.
Альбом квинтета Херби Манна 'Featuring Jack Sheldon', выпущенный лейблом Jazzland под номером JLP 5 в 1961 году. На Riverside эта пластинка выходила за четыре года до этого с названием 'Great Ideas Of Western Mann' и другой обложкой. Издание на Jazzland имеет маленькие этикетки.

Несмотря на то, что к началу шестидесятых Riverside отказались от маленьких этикеток пластинки на Jazzland продолжали выходить в подобном виде - эта участь, судя по всему, ожидала первые 25 выпусков лейбла.

На некоторых изданиях можно заметить характерную окантовку отделяющую этикетку от сбега.
На некоторых изданиях можно заметить характерную окантовку отделяющую этикетку от сбега.

Как и в случае с Riverside, на Jazzland можно найти немало альбомов с маленькими этикетками в стерео - они также решены в черном цвете.

Почему только Riverside?

После одного из очередных обсуждений необъяснимой привлекательности маленьких этикеток я наконец задался справедливым вопросом почему эксклюзивным правом на подобный виниловый фетиш имеет по сути лишь один лейбл - вернувшись домой я обнаружил на полках десятки пластинок с тем же самым нюансом, на который прежде не обращал внимания. В том числе и упомянутый выше альбом Максвелла Дэвиса отпечатанный на красной пластмассе, и даже запись певицы Фрэн Уоррен на условно 'золотом' виниле.

Альбом Фрэн Уоррен изначально доступный на лейбле Tops с названием 'Hey There!' (1958), а спустя год перевыпущенный на лейбле Venise. Стерео-версии пластинки встречаются на 'золотом' виниле.
Альбом Фрэн Уоррен изначально доступный на лейбле Tops с названием 'Hey There!' (1958), а спустя год перевыпущенный на лейбле Venise. Стерео-версии пластинки встречаются на 'золотом' виниле.

Несмотря на бросающееся в глаза различие в цвете винила пластинка мисс Уоррен была устроена по схожему принципу - в столь ярком исполнении она выпускалась именно в стерео формате. Удалось рассмотреть и уже знакомую желтую окантовку, пространство, которое, по идее, должна была занимать традиционная этикетка в десять сантиметров диаметром.

Вокруг этикетки заметен круг - похоже подобная 'приподнятая' зона действительно спасала пластинки от порчи на ченджерах
Вокруг этикетки заметен круг - похоже подобная 'приподнятая' зона действительно спасала пластинки от порчи на ченджерах

Что любопытно, альбом певицы изначально появился с ее фотографией на обложке на лейбле Tops, который также не чурался уменьшенных этикеток. - в моей коллекции нашлось пара примеров, среди которых альбом пианиста Эрла Хайнса.

Альбом Эрла Хайнса на лейбле Tops, 1957 год
Альбом Эрла Хайнса на лейбле Tops, 1957 год

Главным же поставщиком маленьких этикеток на американском рынке очевидно был лейбл Decca и его подразделения Coral и Brunswick - во второй половине пятидесятых этикетки лейблов имели не только схожий дизайн, но и идентичный размер.

Этикетки Decca, Brunswick (промо-копия), Coral и промо-копии Coral конца пятидесятых годов.
Этикетки Decca, Brunswick (промо-копия), Coral и промо-копии Coral конца пятидесятых годов.

Более того, как всякий крупный лейбл Decca придумали и собственный уникальный внутренний конверт, который судя по расположению элементов дизайна был заточен именно под маленькие этикетки.

Внутренний конверт Decca с пластинкой Эла Хибблера 'Starring Al Hibbler', 1956 года выпуска.
Внутренний конверт Decca с пластинкой Эла Хибблера 'Starring Al Hibbler', 1956 года выпуска.

Как мы сюда попали

Задаваясь тем же вопросом, что и LJC о появлении маленьких этикеток я начал изучать имеющиеся в коллекции экземпляры в хронологическом порядке. Для начала стоило вспомнить, какого размера были этикетки во второй половине сороковых, эпоху господства шеллачных десятидюймовок. Для того, чтобы уместить логотип и всю необходимую информацию пластинкам было достаточно этикеток в 7,5 сантиметров в диаметре.

Этикетка альбома Имы Сумак 'The Voice Of Xtabay', шеллак, десять дюймов, 1950 год.
Этикетка альбома Имы Сумак 'The Voice Of Xtabay', шеллак, десять дюймов, 1950 год.

В первой половине же пятидесятых, с появлением LP, сохранились прежние размеры пластинок (для альбомов чаще всего использовалась пластмасса диаметром в десять и двенадцать дюймов), однако этикетки существенно увеличились - на свои пластинки та же Decca стала клеить уже десятисантиметровые этикетки.

Слева десятидюймовка лейбла Decca (~1950 год, этикетка ~100мм), справа этикетка упомянутого выше альбома Эла Хибблера (~1956 год, этикетка ~92 мм).
Слева десятидюймовка лейбла Decca (~1950 год, этикетка ~100мм), справа этикетка упомянутого выше альбома Эла Хибблера (~1956 год, этикетка ~92 мм).

Все попадавшиеся мне в руки маленькие этикетки случились в период 1956-1962 годов, с акцентом на конце пятидесятых - такие пластинки обычно имеют и дип грув, и отпечатаны на негнущейся пластмассе. В начале шестидесятых от маленьких этикеток отказались.

Любопытная история с пластинками на лейбле Jubilee - более ранние издания имеют дип грув и большие этикетки, версии попозже теряют дип грув и получают маленькие наклейки.

Слева оригинальное издание альбома Меда Флори 'Jazz Wave', справа более позднее.
Слева оригинальное издание альбома Меда Флори 'Jazz Wave', справа более позднее.

На месте и уже привычная 'окантовка'.

Этикетка альбома Меда Флори 'Jazz Wave', издание судя по всему на стыке 1950-1960 годов
Этикетка альбома Меда Флори 'Jazz Wave', издание судя по всему на стыке 1950-1960 годов

Наибольшую популярность маленькие этикетки имели среди бюджетных лейблов Pickwick, Design, Premier, Crown - напоследок еще несколько примеров найденных в моей коллекции.

Другие примеры маленьких этикеток - слева сверху красные винил, лейбл Sand, справа сверху японское издание пятидесятых на лейбле Coral, снизу пластинки бюджетного лейбла Design
Другие примеры маленьких этикеток - слева сверху красные винил, лейбл Sand, справа сверху японское издание пятидесятых на лейбле Coral, снизу пластинки бюджетного лейбла Design