В первых коробках пластинок с джазом, что мне удалось заполучить из-за океана был альбом некоего Максвелла Дэвиса берущегося за репертуар Дюка Эллингтона - принять решение о покупке (20$, как никак) помог конечно же указанный на обложке в качестве приглашенного вокалиста Б.Б. Кинг (который, как выяснилось, спел лишь одну из десяти мелодий и был таков) и эффектный натюрморт в темных тонах на конверте. О том, что внутри него меня ждет винил ярко-красного цвета я, разумеется, и не подозревал.
Тогда я днями любовался находкой будучи совершенно не в курсе, что к 'винилу' Crown имел довольно опосредованное отношение (лейбл знаменит массой крайне низкого качества), а цветной пластик был в тот период времени вполне себе распространен - многие стерео-издания лейбла начала шестидесятых печатались именно на красной пластмассе.
Обратил я внимание и на еще одну деталь - в отличие от большинства пластинок в коробке альбом не имел собственного внутреннего конверта (еще одна 'приятная' особенность Crown) и я смело погрузил его в один из простых белых бумажных, что оказались под рукой. Будто бы созданная специально для рассматривания этикеток прорезь на конверте оказалась избыточной - сигнализировала об этом светящаяся красным окантовка по кругу.
Так, сам того не подозревая, я впервые столкнулся с явлением, что в среде коллекционеров джаза на пластинках принято называть 'small labels', то есть маленькими этикетками.
Riverside и его 'small labels'
Несмотря на то, что вскоре о маленьких этикетках я стал регулярно слышать как от своих новоиспеченных коллег, так и замечать упоминания в редких текстах на тему, увязать то воспоминание с любопытными фетишистскими заключениями я не мог. В первую очередь из-за того, что касались они исключительно лейбла Riverside, одного из оплотов модерн-джаза, а вовсе не бюджетного и по большей части игнорируемого Crown.
В среде поклонников джаза на виниле есть десятки подобных коллекционерских фетишей и соответствующих им устоявшихся обозначений - 'шестиглазка', 'дипгрув', адрес', 'ухо', 'трубач'. 'Маленькие этикетки' же упоминаются гораздо реже и оттого имеют особый, подчеркиваемый вес - вспоминая о разнице в диаметрах тот или иной коллекционер настаивает на собственном статусе винилового гуру.
При этом стоит сразу обозначить, что речь идет про всего лишь примерно полсотни выпусков лейбла, случившихся с 279 по 333 номер каталога в период 1958-1960 годов - до и после этого этикетки Riverside имели привычный, десятисантиметровый диаметр.
Отличают их как с помощью того же нехитрого приспособления в виде стандартного внутреннего конверта (нет линейкам, все на глаз), либо по тому, как дип грув (канавка по кругу) безжалостно наезжает на текст и логотип.
Очевидно, что идут разговоры и о том, сколь благотворно сказывается уменьшенный диаметр этикеток на звуке пластинок - джазвиниловые фетиши, как известно, с легкостью берут верх над любыми законами физики.
Самый крупный же интернет-специалист в области этикеток известный в виртуальном пространстве как LJC (London Jazz Collector) в попытке разобраться в природе маленьких этикеток, напоминает о том, что пластинки Riverside печатались на двух заводах - Researchcraft в Лос-Анджелесе и Abbey в Нью-Джерси.
Впрочем, даже ему не удается выдать сколько-нибудь рабочую теорию о том ради чего был уменьшен размер этикеток - он предлагает присмотреться к сбегу некоторых изданий и в частности выбитому там номеру патента, предполагающему наличие специального уступа для безопасного использования пластинок в ченджерах.
Зачем для этого потребовалось обрезать восемь миллиметров голубых (или черных, в случае стерео) этикеток мне лично не очень понятно, разве что при определенных сдвигах печати большая этикетка могла бы попасть на специальную линию на сбеге, предназначенную для проигрывателей с авто-стопом. Впрочем, в результате, через пару лет от подобного размера этикеток отказались.
Jazzland и его 'small labels'
В среде коллекционеров пластинок принято забывать про младшего брата Riverside, лейбл Jazzland, на котором изначально планировалось выпускать переиздания с Riverside с новым оформлением и названием, дабы заработать доллар-другой на уже имеющемся материале. Спустя же время Jazzland вырос в полноценный лейбл с внушительным модерн-джазовым каталогом.
Несмотря на то, что к началу шестидесятых Riverside отказались от маленьких этикеток пластинки на Jazzland продолжали выходить в подобном виде - эта участь, судя по всему, ожидала первые 25 выпусков лейбла.
Как и в случае с Riverside, на Jazzland можно найти немало альбомов с маленькими этикетками в стерео - они также решены в черном цвете.
Почему только Riverside?
После одного из очередных обсуждений необъяснимой привлекательности маленьких этикеток я наконец задался справедливым вопросом почему эксклюзивным правом на подобный виниловый фетиш имеет по сути лишь один лейбл - вернувшись домой я обнаружил на полках десятки пластинок с тем же самым нюансом, на который прежде не обращал внимания. В том числе и упомянутый выше альбом Максвелла Дэвиса отпечатанный на красной пластмассе, и даже запись певицы Фрэн Уоррен на условно 'золотом' виниле.
Несмотря на бросающееся в глаза различие в цвете винила пластинка мисс Уоррен была устроена по схожему принципу - в столь ярком исполнении она выпускалась именно в стерео формате. Удалось рассмотреть и уже знакомую желтую окантовку, пространство, которое, по идее, должна была занимать традиционная этикетка в десять сантиметров диаметром.
Что любопытно, альбом певицы изначально появился с ее фотографией на обложке на лейбле Tops, который также не чурался уменьшенных этикеток. - в моей коллекции нашлось пара примеров, среди которых альбом пианиста Эрла Хайнса.
Главным же поставщиком маленьких этикеток на американском рынке очевидно был лейбл Decca и его подразделения Coral и Brunswick - во второй половине пятидесятых этикетки лейблов имели не только схожий дизайн, но и идентичный размер.
Более того, как всякий крупный лейбл Decca придумали и собственный уникальный внутренний конверт, который судя по расположению элементов дизайна был заточен именно под маленькие этикетки.
Как мы сюда попали
Задаваясь тем же вопросом, что и LJC о появлении маленьких этикеток я начал изучать имеющиеся в коллекции экземпляры в хронологическом порядке. Для начала стоило вспомнить, какого размера были этикетки во второй половине сороковых, эпоху господства шеллачных десятидюймовок. Для того, чтобы уместить логотип и всю необходимую информацию пластинкам было достаточно этикеток в 7,5 сантиметров в диаметре.
В первой половине же пятидесятых, с появлением LP, сохранились прежние размеры пластинок (для альбомов чаще всего использовалась пластмасса диаметром в десять и двенадцать дюймов), однако этикетки существенно увеличились - на свои пластинки та же Decca стала клеить уже десятисантиметровые этикетки.
Все попадавшиеся мне в руки маленькие этикетки случились в период 1956-1962 годов, с акцентом на конце пятидесятых - такие пластинки обычно имеют и дип грув, и отпечатаны на негнущейся пластмассе. В начале шестидесятых от маленьких этикеток отказались.
Любопытная история с пластинками на лейбле Jubilee - более ранние издания имеют дип грув и большие этикетки, версии попозже теряют дип грув и получают маленькие наклейки.
На месте и уже привычная 'окантовка'.
Наибольшую популярность маленькие этикетки имели среди бюджетных лейблов Pickwick, Design, Premier, Crown - напоследок еще несколько примеров найденных в моей коллекции.