Найти тему

Как жили (или выживали) крестьяне в России в к.19 - н.20вв.

Фото автора
Фото автора

Интерес к жизни крестьян к.19 - н.20 вв.

Мне всегда было интересно, как жили деревенские люди до революции. Родители мне об этом рассказать не могли, ведь жили гораздо позже. Дедушки-бабушки и рассказали бы что-нибудь, что знали от своих родителей и бабушек, да, когда они были живы, у меня не случилось подобных вопросов. 🤷‍♀️ Так вот драгоценное время и ушло безвозвратно... А жаль!

Благо - сейчас найти нужную информацию не проблема. До нас дошло много материалов: и документы, и статистические данные, и воспоминания современников, и произведения искусства.

И что же выясняется? А выясняется, что была эта крестьянская жизнь весьма и весьма плачевной. Если не сказать ужасающей. Беспросветная нищета, уродливый быт, болезни...

Зарисовки из жизни крестьян.

Лев Толстой в конце 19 века проехал по деревням разных уездов. Вот кое-что из его записей:

"Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором… Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей…"

И. Репин. Крестьянский дворик, 1879 https://aria-art.ru/0/K/Krest%27jane/1.html
И. Репин. Крестьянский дворик, 1879 https://aria-art.ru/0/K/Krest%27jane/1.html

Другой русский писатель, много лет проживший в деревне, помогавший, чем мог, несчастным крестьянам, который организовывал столовые в деревнях разных губерний, раздавал продовольственные ссуды, - В.Г. Короленко тоже оставил душераздирающие записки о жизни этих обездоленных людей:

"У меня была надежда, что, когда мне удастся огласить все это, когда я громко на всю Россию расскажу об этих дубровцах, пралевцах и петровцах, о том, как они стали «нежителями», как «дурная боль» уничтожает целые деревни, как в самом Лукоянове маленькая девочка просит у матери «зарыть ее живую в земельку», то, быть может, мои статьи смогут оказать хоть некоторое влияние на судьбу этих Дубровок, поставив ребром вопрос о необходимости земельной реформы, хотя бы вначале самой скромной".

Доведённые до отчаяния люди бросали свои дома, бежали в города в надежде, что там они смогут что-то заработать или хоть подаянием прокормиться. По пути ошалевшие от голода люди воровали и попрошайничали. В дороге многие и умирали.

Для того чтобы сдержать эти массы обезумевших людей, правительство вводило войска в деревни. Крестьян или не выпускали вообще, или разрешали уйти только тем, у кого был паспорт.

Зачастую полиция и казаки не могли сдержать бегущих. Тогда, в 90-х годах 19 века, решено было давать крестьянам продовольственные ссуды. Но их надо было возвращать. А чем?

Борьба крестьян за хлеб.

Царское правительство, чтобы получить хлеб, вводило жёсткие меры: увеличивало налог, взыскивало недоимки, силой изымало излишки... Вся тяжесть этих мер ложилась на бедноту, потому что богатые откупались взятками. Крестьяне прятали хлеб. Их мучили, избивали, пытаясь любыми способами хлеб у них отобрать.

Самое омерзительное заключается в том, что хлеб в стране был. Но его за золото продавала за границу кучка монополистов. И чихали они на свой голодающий народ.

"Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси" - писал в своих "Письмах из деревни" А.Н. Энгельгардт, учёный-химик и агроном.

Семья русских крестьян конца 19 века. https://istoriki.su/istoricheskie-temy/rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke/610-ekonomicheskoe-polozhenie-krestyan-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-v.html
Семья русских крестьян конца 19 века. https://istoriki.su/istoricheskie-temy/rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke/610-ekonomicheskoe-polozhenie-krestyan-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-v.html

Попытки достучаться до верхов.

А.С. Ермолов, директор департамента неокладных сборов, написал докладную записку министру финансов при Александре III Вышнеградскому, где указал на катастрофические последствия голода в России. На что высокопоставленный чиновник изрёк крылатую фразу: "недоедим, но вывезем". Конечно, недоедали-то одни, а вывозили - другие...

Да и сам Александр III при слове "голод" приходил в дурное расположение духа. Поэтому он приказал запретить употребление этого слова и заменить его словом "недород". Строжайший циркуляр тут же разослали по Руси.

А у его преемника, Николая II, при разговорах о голоде случалось, видимо, несварение, так как он требовал не слышать "про это, когда оне изволили обедать".

Даже фанатичные приверженцы царского режима признавали питание крестьянина очень плохим, приводящим к истощению и различным заболеваниям. Например, М.О. Меньшиков писал в 1909 году: "С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной…Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы… Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, — вот причины физического истощения…Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне…"

Жатва. Владимирская губерния. Фото 1910х годов https://istoriki.su/istoricheskie-temy/rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke/610-ekonomicheskoe-polozhenie-krestyan-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-v.html
Жатва. Владимирская губерния. Фото 1910х годов https://istoriki.su/istoricheskie-temy/rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke/610-ekonomicheskoe-polozhenie-krestyan-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-v.html

Крестьянские бунты.

Когда же все попытки достучаться до правительства были исчерпаны, крестьяне в начале 20 века стали бунтовать. За 1905 год было зарегистрировано 3228 крестьянских протестов. Царское правительство удивилось: терпели, голодали и вдруг - на тебе!

Немедленно приструнить наглецов!

Приказ министра внутренних дел П. Дурного киевскому генерал-губернатору: "…немедленно истреблять, силою оружия бунтовщиков, а в случае сопротивления — сжигать их жилища… Аресты теперь не достигают цели: судить сотни и тысячи людей невозможно". Или, например, распоряжение тамбовского вице-губернатора полицейскому командованию: "меньше арестовывайте, больше стреляйте…"

А царская семья со товарищи жили припеваючи: ели, пили, развлекались, привечали Гришек Распутиных... И даже перед лицом катастрофы 1917 года они ничего не замечали... Или не хотели замечать?

Всем мира и добра!

Благодарю за помощь в создании статьи сайт "Военное обозрение"