Я начинаю вспоминать о поздней осени 2016 года и моей поездке в Китайскую Народную Республику. За прошедшие 6 лет я несколько изменил свое отношение к нашему великому восточному соседу. А началось это изменение именно с самостоятельной поездки с севера на юг Китая, от Пекина до Гуанчжоу.
В Китай я начал собираться примерно за 3 года до поездки. Для меня, человека увлекающегося историей, эта страна входит в первую пятерку самых интересных стран, наряду с Италией, Грецией, Египтом и Индией. Нашел уважаемый мной путеводитель Lonely Planet, издания 2012 года на русском языке и начал готовиться…
Египет, Италию, Индию и Грецию я уже успел посетить, даже по нескольку раз, а с Китаем что-то все не срасталось. Надо делать визу, почему-то мне тогда казалось, что Шенген сделать проще. Надо будет мучиться с иероглифами и тональным языком. Ну и главное: кругом будут больше миллиарда китайцев. А в ходе предыдущих поездок постоянно приходилось сталкиваться с китайскими туристами: ругаться с ними за возможность сфотографироваться во всех интересных местах от Парижа до Ангкора. Один раз даже попал в глупое приключение, поднимаясь на мулах по кальдере Санторини в одной группе с горячими китайскими наездниками и наездницами.
Еще одним обстоятельством, которое меня отвлекало от Китая было то, что я стараюсь совмещать познавательный туризм с пляжным, а в Китае, несмотря на протяженное побережье, не так много интересных пляжных мест.
Но в начале 2016 году я решил, что обязательно поеду осенью в Поднебесную. Сначала хотел поездить в сентябре в районе Пекина, Хуанхэ, побережья Желтого моря и Шанхая. Но увидел несколько фоток Бэйдайхэ и понял, что это не мое. На конец октября нашлись недорогие билеты родного "Аэрофлота" в Пекин/из Гуанчжоу. В Китае к этому времени уже закончится туристический сезон и значит толпы туристов будут уже поменьше (бедлам первой недели октября будет уже позади), а на Хайнани и в Гуандуне завершится сезон тайфунов.
Примерно за месяц до начала поездки купил на сайте "Аэрофлота" билет Тюмень –Москва - Пекин, Гуанчжоу – Москва – Тюмень. Максимально охватил 22 дня, вылет из Тюмени рано утром в субботу, прогулка по Москве, утром в воскресенье в Пекине. Обратно вылет днем в воскресенье и прилет в родной город рано утром в понедельник. В общем, оказалось как обычно, что самым оптимальным по времени и стоимости оказался вариант с пересадкой в Москве.
Маршрут
Первоначально, по "советам" Lonely Planet был составлен "костяк" маршрута: Пекин и его большая тройка (Гугун, Летний дворец, Храм неба), Великая Китайская Стена (далее сокращенно – ВКС), Сиань и Терракотовая Армия, Чунцин и Три ущелья, Хайнань (пляжный отдых) и Гуанчжоу (маленький шопинг). Потом начал нанизывать на маршрут попутные объекты и оказалось, что Китай еще интереснее. Между Пекином и Сианем вклинился Пинъяо (очень мне нравятся подобные исторические "резервации"). Между Ичаном и Саньей вообще полный жвах: напрашивались попасть в маршрут Чжанцзяцзе, Фэнхуан, Яншо, рисовые террасы Драконового Хребта и Бэйхай.
Для визы забронировал на Booking.сom гостиницы в Пекине, Сиане, Чунцине, Санье и Гуанчжоу и решил подождать получение визы, а потом завершить планирование маршрута.
Получение визы оказалось делом достаточно простым и несильно хлопотным. Воспользовался услугами визового сервиса компании "Пони-экспресс". Самостоятельно заполнил анкету, приложил копии паспортов, билеты на самолет и отменяемые бронирования букинга. Китайцы подняли стоимость визы и немного затянули выдачу из-за октябрьских праздников. В итоге за 5380 руб и через три недели я стал обладателем туристической визы в Поднебесную.
Маршрут я так и не добил до конца перед поездкой. В отличие от других стран в Китае все стремительно меняется. Четырехдневный круиз по Янцзы из Чунцина явно не вписывался во временные рамки моего маршрута. Решил проплыть на судне на подводных крыльях (hydrofoil). В Лоньке 2012 года гидрофойл отправлялся из Ваньчжоу, в Лоньке 2013 уже из Фенцзе. А при изучении нынешнего состояния дел я понял, что гидрофойл ушел в прошлое. Китайцы проложили вдоль Янцзы автодороги с мостами. В 2016 году вроде еще ходили пассажирские паромы из Чунцина в Ичан, но Три ущелья они проходили ночью.. Все-таки решил не исключать Чунцин из маршрута, а по месту решить как посмотреть на Янцзы: на пассажирском пароме, если удастся купить билет, или небольшим вечерним круизом в Чунцине и поездкой на дамбу Трех ущелий из Ичана. Из-за неопределенности с Чунцином полетел весь остальной маршрут. На момент начала поездки твердо было запланировано начало: пять дней четыре ночи в Пекине с посещением "Стены" и концовка: одна ночь в Гуанчжоу. Основным был вариант маршрута: Пекин и ВКС – Пинъяо - Сиань – Чунцин – Ичан – Чжанцзянзе (Фенхуан) – Яншо (через Лючжоу) – Хайнань (Санья) – Гуанчжоу.
В ходе поездки маршрут был скорректирован, исходя из моего физического состояния, настроения и погодных условий.
По факту маршрут получился такой: Пекин + ВКС (5 дней, 4 ночи) – ночной переезд в скором поезде – Пинъяо (2 дня, 1 ночь) – дневной переезд в скоростном поезде – Сиань (3 дня, 2 ночи) – ночной переезд в скором поезде в Чунцин (2 дня, 1 ночь) – перелет в Гуйлинь, переезд автобусом в Яншо – Яншо (4 дня, 3 ночи) – дневной переезд автобусом в Гуанчжоу, ночной переезд автобусом + паром в Санью – Санья (6 дней, 5 ночей) – ночной переезд в скором поезде в Гуанчжоу – Гуанчжоу (2 дня, 1 ночь). Время пребывания надо считать по ночам (21 ночь или 22 дня).
Предварительные затраты (билет на самолет, виза и страховка) составили 36750 руб
Далее остановлюсь немного на туристическом инструментарии
Междугородний транспорт в Китае
Передвигаться по стране первоначально я планировал на поездах.
По факту получилось попутешествовать и на поездах, и на самолете, и на автобусах и даже на кораблике:
1. Три ночных переезда в скорых поездах: один раз в купейном вагоне (полный аналог нашего купейного поезда), два раза в плацкартном вагоне (шесть полок в купе, боковых нет, эти вагоны мне понравились больше купейных)
2. Два дневных переезда на скоростных поездах во втором классе: впечатляло, когда поезд набирал 230 км/ч, но лучше выбирать первый класс, второй класс это проходной двор, сильно суетливо, много людей едет стоя на небольшое расстояние.
3. Один внутренний перелет авиакомпанией "China Southern": чуть хуже организация перелета, чем у "Аэрофлота", но все на приличном уровне.
4. Три междугородних автобуса: если на китайских железных дорогах царит почти полный социалистический порядок, на самолетах почти полный капиталистический порядок, то на автобусах почти полный капиталистический бардак, расписание не соблюдается, долго собирают пассажиров, остановки по требованию, можно нарваться на грузопассажирский вариант (это вообще жвах). Но автобусы в неплохом состоянии и контролируются полицией. Второй раз в жизни ехал в спальном автобусе, оказалось в принципе прилично в плане чистоты.
5. Паром на Хайнань: туда было старое корыто, хуже даже чем в Индонезии, обратно ехал в поезде, ничего не видел, кроме стенки корабля.
Городской и пригородный транспорт: метро, городские и пригородные автобусы, немного такси
С этим делом в местах моего посещения было все нормально и честно сказать получше, чем у нас. Вполне себе европейский уровень.
Первый раз в одной стране ездил на метро сразу в четырех городах: Пекин, Сиань, Чунцин, Гуанчжоу. Во всех случаях уровень метро выше московского (на 2016 год), кроме, естественно, внутреннего убранства станций. Без проблем билеты покупал в специальных аппаратах, которые переводил на английский язык. Один раз попал в «ужас тихий» в метро Гуанчжоу. А так все вполне терпимо в плане толчеи (Китай все-таки).
Городские и пригородные автобусы – основная проблема была иметь мелкую наличность, т.к. надо озвучить правильно куда едешь, деньги показать водителю или кондуктору и опустить в ящик (борьба с коррупцией по-китайски - ни в коем случае не в потные руки китайских служащих). Качество подвижного состава примерно соответствовал моей родной Тюмени, но всегда имелся кондиционер.
Такси пользовался очень редко, официальным только на Хайнани. Всякое бывало. Одному парню даже на чай оставил, очень мне помог.
Ориентирование на местности
Гугловские приложения в Китае без VPN не работали. Я заморачиваться VPN не стал, открыл ящик на mail.ru, ориентировался по офлайн-картам Maps.me. Проблемы возникали только при поиске отеля, забронированного в букинге, т.к. на этом сайте установлена связь с картами Гугл.
Деньги
Первоначально планировал купить сразу юани в Тюмени, неплохой курс был в ВТБ-24. Но когда понял что купюр больше 100 юаней (1000 руб вв 2016 году) нет, то решил купить на первое время юани и взять доллары на базовую сумму предполагаемых расходов. На шопинг и излишества имеется одна карточка, на черный день - другая. В итоге пару раз платил карточкой (оплата номера в пекинской гостинице, за билет на самолет). Обмен долларов на юани производил три раза в банке Bank of China. Курс хороший, немного затянута процедура оформления бумаг, но терпимо. Один раз на Хайнани обмен производил через автомат, это было вообще очень быстро. Карточками в магазинах не пользовался, по причине падения курса рубля в ходе поездки. Выгоднее было платить наличными.
Языковый барьер в виде тонального языка и письменности
Немного меня страшил. Но я наделал бумажные надписи с нужными географическими названиями: упрощенными иероглифами, пиньинем (это такая система романизации китайского языка) и Палладием (это система транскрипции китайского на русский). Этого вполне хватало. В ходе поездки немного привык к тональному языку и вполне нормально ориентировался. Хотя китайцы существенно упростили жизнь туристам, т.к. вся транспортная информация дублируется пиньинем. Больших проблем у меня в этом плане не было.
Китайцы
Организованные китайские туристы были до короновируса "традиционными врагами" каждого туриста из другой страны. И вот я оказался, так сказать, на их территории. Лично я после этой поездки стал относиться к китайским туристам заграницей с пониманием. Все выкрутасы их поведения происходят из двух вещей: а) так они привыкли вести себя в своей стране и только так можно вести себя при нахождении в толпе во время "поточного" китайского организованного тура; б) их так учит местная пропаганда: мы представителю бывшей и будущей сверхдержавы. Мне было, честно говоря, жалко местных организованных туристов-провинциалов, когда они стайками сидели на отдыхе между экскурсиями. А иногда забавно было наблюдать их непосредственность. Я стойко переносил интерес к своей ярко выраженной северной еврофизиономии, позволял фотографироваться с собой. Наверное больше тысячи семейных фотоальбомов украсило мое изображение.
А вот поведение нетуристической части китайского общества оставило двоякое впечатление.
С одной стороны спокойные, нешумливые пекинцы, чунцинцы и жители Гуанчжоу, а с другой буйная масса остального китайского населения, которая сорит, плюет, орет, дерется и от соседства с которой можно просто оглохнуть. Иногда меня брала оторопь, иногда раздражение. Хотя, если честно сказать лично меня ни разу никак не обидели. Наоборот, рядом часто оказывались местные жители, которые искренне хотели помочь. Поэтому в конечном счете к китайцам я привык.
Безопасность
К постоянному контролю я также привык быстро и меня это честно не напрягало. Наоборот я чувствовал себя под постоянной защитой местной власти.
Мое общение с местной полицией свелось к нечастым моим обращениям за справочной помощью.
Честно сказать я даже немного излишне расслабился. На фоне предыдущей поездки в Бразилию, меня охватило ощущение полной безопасности.
Меня только удивляло то обстоятельство, что все окна были тщательно зарешечены, на некоторых многоэтажных домах с первого по последний этаж.
В ходе поездки ничего страшного со мной не произошло.
Гостиницы
Все гостиницы я забронировал на "Букинге". Проблем не было никаких. Причем больше половины бронирований были произведены уже в ходе поездки, а остальные брони я скорректировал.
Соотношением качества и цены китайских гостиниц я полностью доволен. Небольшие проблемы были в двух случаях, но на ходе поездки это никак не отразилось. Во всех гостиницах был кондиционер, телевизор, ванная комната, чайник. Стоимость ночи проживания - от 750 руб в Чунцине до 2000 руб в Пекине. Гостиницы я выбирал исходя из близости к транспортной инфраструктуре или достопримечательностям. Некоторые гостиницы имели "историю" или "псевдоисторию"
Еда
И здесь у меня было все в порядке, видимо сказался опыт других поездок. В период адаптации кушал овсяную кашку по утрам. Когда надоедала местная кухня посещал вполне приличные "Макдональдсы" и КFC. Мой утренний хит были паровые пирожки "баоцзы" (любовь к ним вспыхнула в Пекине и продлилась до Хайнаня). Днем я кушал что-то быстрое, чаще всего лапшу или пельмени. А вечерний хит у меня – утка по-пекински, ничего более вкусного я в Китае не ел.
В плане здоровья всякое бывало, но ничего ужасного не произошло.
А теперь сама поездка…
В ходе поездки лето я все-таки догнал в Гуанчжоу и на Хайнане. Сначала была поздняя осень в Пекине (от 0 до +10), похожее на наше "бабье лето" погода в Пинъяо и Сиане, слякоть в Чунцине, что-то похожее на нашу весну в Яншо. Далее хайнаньская жара и солнце, я даже умудрился сгореть за пять дней. А в завершении аналогичная нашей позднеавгустовской погода в Гуанчжоу, весь город был усыпан опавшими цветами.
Начало путешествия у меня случилось через столицу и я его использовал в качестве подготовки к основной части.
И оно, т.е. начало, было утилитарно привычным. Почти бессонная ночь сборов, такси до аэропорта Рощино. В отличие от предыдущей поездки в Бразилию «Аэрофлот» был основным моим авиаперевозчиком. Все четыре перелета прошли на высоком уровне. Багаж при перелете в Китай у меня приняли сразу до Пекина. Поэтому по прилету в Шереметьево я налегке сел в дешевый городской автобус и поехал «прогуляться по Москве».
Я посмотрел на место размещения памятника князю Владимиру. Странный памятник, ведь Владимир к Москве никакого отношения не имел, но в нашей славной стране и ее не менее славной столице ничему удивляться не приходится. А вот очередное «творение» нашего «оленевода» порадовало. Прогуливаясь под легким дождичком по обновленной Тверской, я вспоминал ее ущербный вид времен «пчеловода» в начале моей туристической биографии, когда я рыскал по обменникам в поисках польских злотых. «Большой завтрак» съел в Маке №1 на Большой Бронной. Самое смешное было то, что я немного запутался здесь в названиях кофе, а вот в Сиане, в аналогичном заведении у меня все прошло гладко. Погода стояла мерзкая и я решил прокатиться на новом для меня виде московского общественного транспорта и сделал почти круг на МЦК. Последнее время Москва на меня оказывает только положительное впечатление, что помогает настроиться на положительный лад для дальнейшего путешествия.
Сравнивая Москву с Пекином, могу с уверенностью констатировать, что Москва выглядит как настоящая имперская столица, а вот Пекину, чтобы дотянуться до такого же уровня надо уничтожить два «обкома» на площади Тяньаньмэнь и все хутуны (но тогда это будет уже и не Пекин).
В Пекин стартовали с небольшим опозданием, но это даже было к лучшему. Я никуда не торопился. На борту самолета «Аэрофлота», доставившего меня в Пекин, больше половины пассажиров составляли граждане Поднебесной с их суетой, термосами и прочими атрибутами организованных китайских туристов. Я дождался, когда самолет пролетит мимо родного города и благополучно уснул.
Привет Пекин...
Примерно около 5 утра самолет благополучно приземлился в аэропорту Шоуду (он же Столичный) и причалил к терминалу 2. Я немного опасался очередей на паспортный контроль, все-таки это второй по пассажиропотоку аэропорт мира. Но все было в пределах разумного. Китайские власти только обеспечили, чтобы их граждане проходили паспортный контроль быстрее иностранцев. Еще в самолете раздали простенькую миграционную карту. Я сразу заполнил обе части (въездную и выездную), что совсем не обязательно. Выездную можно заполнить уже при отъезде. Моя личность интереса у пограничников не вызвала и я благополучно был пропущен в Китай. При прохождении зеленого коридора таможни весь багаж просветили, но ничего не проверяли.
Итак, нихао Китай!
Один из самых привлекательных моментов любого путешествия заграницу - это вот так оказаться одному на «пороге» другой страны, культуры, нравов и обычаев.
Переодеваться в другую одежду и менять обувь не было нужды, т.к. в Москве и Пекине была примерно одинаковая температура. Обмен валюты в аэропорту меня не интересовал, я достал красную сотку и пошел искать терминал аэроэкспресса до города.
Первоначально в Пекине я планировал остановиться в районе Дунчэн к востоку от Запретного города, в главном районе дислокации западных вольных путешественников. Я себя в принципе к ним не причислял, но старался селиться поблизости из-за понятной туристической инфраструктуры, которая сопутствует таким местам. Рядом находится Запретный город. Запретный город хоть и низенький, совсем не доминантный, но именно вокруг него крутится все в Пекине. Даже коммунисты не решились затмить величие дома двух императорских династий. Но потом я все-таки решил переместиться на юг от площади Тяньаньмэнь. Там в районе торговой улицы Дашилар расположен второй «очаг западников». Мной был забронирован номер в небольшой старинной гостинице Qianmen Courtyard Hotel, которая расположена в хутуне Shijia, немного южнее Дашилар.
Из аэропорта до гостиницы я добрался без больших проблем примерно за 1,5 часа. Сначала я доехал на полупустом аэроэкспрессе до станции метро Dongzhimen.
Здесь я должен был перейти на метро. Стоимость проезда в пекинском метро в 2016 году зависла от расстояния. Билеты можно было купить в кассе или в автомате. В кассе надо внятно сказать что хочешь. Поэтому я направился сначала к автомату. Первая попытка купить билет таким способом обернулась неудачей. Хотя вроде все просто: находишь действующий аппарат, переводишь его на english касанием к экрану, выбираешь касанием к экрану нужную линию метро, нужную станцию, появляется сумма к оплате, суешь в приемник банкноту в 5 или 10 юаней, или одноюаневые монеты, в кармашек сыплется сдача и карточка-билет. Ан нет, первый раз аппарат никак не хотел принять у меня банкноту. Только потом я понял, что аппарат то китайский, а по конфуцианской традиции надо все делать спокойно, не надо деньги пихать в аппарат, он сам их проглотит, когда проверит. В первый же раз мне пришлось воспользоваться вариантом №2 – взять бумажку с надписью Qianmen и пойти в кассу. Молоденький китаец в кассе понял меня и выдал билет. Далее проходишь обязательный досмотр багажа , карточку прикладываешь к турникету и вперед, в метро. Карточку надо сохранить до выхода, без нее метро не покинешь. Вроде бы можно было купить пополняемую много разовую карточку, которой пользуются пекинцы, но она стоит 10 юаней и ради 5 дней я заморачиваться не стал. Второй раз я уже купил билет в автомате без больших проблем. Еще не надо пихать в автомат двадцатки и более значимые купюры и цзяо (бумажки и монетки). У меня была бумажная цветная карта пекинского метро, поэтому я быстро сориентировался. На кольцевых линиях надо знать следующую станцию, на остальных – конечную. Ну и еще при выходе надо смотреть на буквенное обозначение выхода, т.к. можно уйти очень далеко от нужного места.
Итак, ранним воскресным пекинским утром ваш покорный слуга нарисовался у величественного пекинского новостроя - внешних ворот Цяньмэнь.
Вернее у этого сооружения есть правильное название, но я привык их называть так. За ними была видна самая известная китайская площадь, т.е. Тяньаньмэнь, но она пока подождет, и я направился на юг по еще одному пекинскому новострою - торговой улице Цяньмэнь.
Попросил проходившую мимо китаянку сфоткать мою счастливую (именно так) физиономию на фоне ворот.
Далее я сориентировался по maps.me и пошел по Цяньмэнь в сторону нужного хутуна. Улица Цяньмэнь конечно «китайщина» (т.е. стилизация под традиционную китайскую архитектуру), но выглядит очень прилично, в самый раз для первого взгляда на Пекин.
Даже "Зара" имеется...
У Цяньмэнь есть более скромная параллельная соседка, на которой я впоследствии столовался и отоваривался. В Shijia хутоне шла реконструкция дорожного полотна, я с трудом пробрался в гостиницу.
Ну пока достаточно…
Надеюсь я вас не утомил…
Продолжение следует…
Я расскажу каково это жить в пекинском хутуне…