Найти тему
1,4K подписчиков

Мы - люди Саламандрового века. Потребляем, воюем, ненавидим на пороге собственной гибели. 😑Провидец Чапек.

177 прочитали

А я продолжаю рассказывать о прочитанных книгах из своего длинного списка "99 антиутопий". Сегодня речь пойдёт о классной книге Карела Чапека "Война с саламандрами". Удивила меня форма повествования, актуальность поднятых проблем и провидческий дар автора. Но обо всём по порядку.

Отзыв на книгу "Война с саламандрами"
Отзыв на книгу "Война с саламандрами"

Газетные вырезки пана Повондры

Интересен тот факт, что роман выстроен как коллекция газетных вырезок пана Повондры, объединённая в хронологическом порядке с момента обнаружения саламандр и до того, как развернулась война водного и наземного мира. Пока я читала эту книгу, меня не покидало чувство, что я вернулась в детство и читаю приключенческий роман, особенно вначале. Но чем дальше, тем больше было понятно, что со сказкой эта книга не имеет ничего общего.

Этот роман был в моем списке антиутопий. А вот критики сочли его утопией, хотя сам автор категорически возражает против такого определения и называет его "современностью". Я могу добавить, что он описал не только "современность", но и будущее, и снимаю шляпу перед его талантом.

Эти иллюстрации из интернета мне очень нравятся
Эти иллюстрации из интернета мне очень нравятся

Читать книгу было очень интересно. Представьте, что вам рассказывается история с разных ракурсов. Завязка приключенческая. Потом история набирает обороты. Мы смотрим на саламандр и их развитие глазами работника зоопарка, журналистов, биологов, экономистов, политических и общественных деятелей. Единственное, чьи взгляды не высказываются в книги — это взгляды самих саламандр. Лишь только в конце мы узнаем их замысел. Когда я узнала о нём, меня охватило чувство ликования, потому что в моем понимании справедливость восторжествовала.

Карел Чапек о Бэйсике, банкирах, капитализме, потребительстве

В книге поднято много вопросов.

Фашизм. Когда я только взяла в руки книгу, я думала, что именно саламандры в ней - та самая чёрная чума, которая захочет уничтожить человечество и занять его место. Но чем дальше в лес, тем больше я понимала, кто на самом деле в этом противостоянии является носителем фашизма. Я читала и ужасалась тому, что люди делали с саламандрами. Это было похоже на концлагерь, где безобидных созданий угнетали, убивали, расчленяли, эксплуатировали, экспериментировали над мозгом. Даже движения в защиту саламандр были не искренними, а пропитанными брезгливостью и страхом.

Вот уж воистину нет существа более жестокого и глупого, чем человек!

И в конце книги внезапно стороны меняются местами. Казалось бы, саламандры теперь угрожают человечеству, но и здесь в их действиях я не вижу фашизма. Они всего лишь выживают, не деля людей на хороших и плохих, не восставая против своих сородичей. Скажем так, в силу вступает естественный отбор.

Роман обличает фашистскую идеологию и предостерегает мир. Карел Чапек написал книгу "Война с саламандрами" в 1935 году, за 4 года до начала Второй мировой войны. Это, я считаю, удивительно. Почти век прошел после той войны, а наше поколение забыло об опасности фашизма и нацизма, хотя мы знаем, сколько крови пролилось из-за таких воззрений. А Карел Чапек предупреждал нас всех заблаговременно.

Люди "изучают" саламандру
Люди "изучают" саламандру

Бэйсик. Не смогла я пройти мимо строк о том, как саламандр учили говорить на человеческом языке.

Отрывок из романа "Войны с саламандрами" про Бэйсик
Отрывок из романа "Войны с саламандрами" про Бэйсик

Карел Чапек, я думаю, неспроста упоминает здесь Бэйсик (я писала недавно про "basic-English" - прообраз Новояза, используемого Оруэллом в романе-антиутопии "1984"). Это упоминание указывает на то, что Чапек порицает не только немцев, где фашизм на тот момент поднимал голову, но и англичан. А Англия - это самая настоящая родоначальница нацизма и фашизма.

В 1863 году английский учёный доктор Джеймс Хант  (James Hunt) выступил в Королевском научном обществе в Ньюкасле с сенсационным докладом, в котором он заявил, что после многолетних исследований ему удалось выделить особый вид животных, которые занимают промежуточную ступень между обезьяной и человеком, и называются они – негры...
Славянские народы, по мнению британских учёных того времени, по интеллекту стояли выше негров, но не настолько, чтобы ставить их в один ряд с англосаксами или даже немцами.

В Англии же зародилась евгеника, целью которой было выведение идеальной расы человека, и идеи этой науки до сих пор активно продвигаются. Олдос Хаксли в прошлом веке мечтал о создании людей с заданным генотипом в "дивном новом мире", а сейчас мы близки к этому, как никогда.

Британская элита активно воплощает в жизнь планы насчет "золотого миллиарда", и нам, простым людям, уготована в этом плане роль рабов (если выживем).

Ну а "бэйсик", представляющий собой упрощенную версию английского языка, должен был по задумке Черчилля свести к минимуму умственные способности рабов, ведь словарный запас и мышление связаны между собой. Белка не должна думать, она должна крутить колесо.

Рабство. Сильно меня зацепил следующий отрывок:

Права саламандр
Права саламандр

То есть саламандр поработили, пересчитали, зарегистрировали, а затем еще заставили их платить аренду, налоги, пошлины. А учитывая, что денег у саламандр нет, их стали просто меньше кормить. Вам это ничего не напоминает? Мне напоминает устройство современного капиталистического мира.

Можно, конечно, возразить и сказать, что мы сейчас живём в лучших условиях. Но если посмотреть на статистику, то на 1 июля 2021 года общее количество заемщиков в России достигло 43 млн человек по данным РБК, это треть грубо говоря (данные устарели, но в целом картина видна). Понятно, что кредит — это каббала. А ведь есть еще категория людей, которая живет за гранью бедности и которой кредиты не выдают.

Да и так, посмотрев по сторонам, скажите, много ли людей живет в своё удовольствие? Я вокруг себя вижу борьбу за выживание. Таково устройство капиталистического мира и стратегия самых богатых банкиров мира. Рабы должны думать только о хлебе и крыше над головой.

А я продолжаю рассказывать о прочитанных книгах из своего длинного списка "99 антиутопий". Сегодня речь пойдёт о классной книге Карела Чапека "Война с саламандрами".-6

Потребительство. Как насадить людей на кредитный крючок и завлечь их в вечное рабство? Повесить перед носом морковку. Агрессивная реклама и навязывание ложных ценностей рождают в человеке манию обладания вещами: люди жаждут постоянного апгрейда гаджетов, обновления гардероба, новых блюд.

Саламандровый век
Саламандровый век

Здесь Карел Чапек говорит об активном производстве и потреблении, которые так свойственны нашей эпохе. В книге люди видели в саламандрах в первую очередь источник дешевой рабочей силы и обогащения, и лишь затем разумных существ. Изначально относились как к животным, рабам, низшей касте, не смотря на их уникальный интеллект и способность к обучению.

И это еще одна черта капиталистического мира. Господам не нужны рабы-личности, им нужны взаимозаменяемые детальки, которых легко обучить одной операции и потом извлекать из них постоянную прибыль.

Войны. Пророческие строки:

Будет ли война
Будет ли война

Тут без комментариев. Войны, наверное, на земле никогда не прекратятся, если только человечество само себя не уничтожит вместе с планетой. Ну а о поставках оружия нейтральными странами в зону конфликта - это сейчас вообще актуальная тема.

Впечатления

Я читала "Войну с саламандрами" Карела Чапека, и буквально на каждой страничке находила что-то интересное, проводила параллели с реальностью. А сколько сатиры, какой тонкий, изящный юмор! Мне понравилось. И я очень рекомендую прочитать эту книгу. Она оригинальна и актуальна.

Ссылка на Литрес

Спасибо за внимание к моему отзыву. Если вас интересует жанр антиутопии, подписывайтесь на мой канал, также приглашаю в группу Вконтакте "Внутри антиутопии". Там я делюсь мыслями по ходу чтения, скидываю цитаты и аннотации. Стараюсь выпускать один пост в день, чтобы сильно не надоедать подписчикам (нас там целых 17 человек 😉). Меня зовут Екатерина, буду рада с вами познакомиться.