4-ый номер раздела "ИСКУССТВО" журнал СКАЗКА И МИФ | №2 ЗА 2020 (4)
"Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, –
Голубиный лёт…
Что мгновенные бессилья?
Время – легкий дым…
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!"
А. Блок. 1904
«В 1890 году Москва увидела «молодую уныло-задумчивую фигуру» Демона, сидящего среди цветов-кристаллов. Этой картиной Врубель бросал вызов современникам, сознавая, что тему «прорабатывали» и до него. «Демон» стал первым фундаментальным творением Врубеля. К картине мало кто из современников художника отнесся равнодушно. Кого-то образ «Демона» волновал, кого-то он возмущал. Из-за этого произведения Врубеля ценители искусства порой ссорились и скандалили.
Не все почувствовали, что на художественном небосклоне взошла звезда небывалой величины – мастер новых форм и романтического мироощущения, мастер стихийного таланта, преображающий реальность. «Демон» был выполнен в необычной манере. Даль расцвечена огнями заката, цветочное царство проложено лиловыми, розовыми и сиреневыми плоскостями, а торс юноши, будто язычески осязаемый, теплел золотисто-оливковыми красками. В этот период в живописи мастера появились наиболее сочные, насыщенные, способные повергнуть в мажорное состояние цвета. Живопись становилась для него стихией. Врубель перестал воспринимать краски как источник цвета, как материал. Они волновали его своей собственной сущностью. Мастер стремился овеществить цвет, а живописный строй сделать выразительным независимо от жизненной конкретики. Каждый мазок и его грань превращались у Врубеля в драгоценность.»
«Состояние влюбленности было необходимо Врубелю. По поводу внезапных увлечений художника острили его друзья.»
«На смену увлечениям к Михаилу Александровичу пришла любовь. После венчания в июле 1896 года Врубель и Забела были неразлучны. Художник сопровождал ее на каждом концерте, выступлении. Оперу «Садко», где Надежда Ивановна исполняла партию Волховы, Михаил Александрович слушал 90 раз.
Он собственноручно одевал жену «с чулка до головного убора». Забела – вторая, и последняя, любовь и страсть Врубеля после Э. Л. Праховой.»
«Прахову Врубель идеализировал. Забела в этом не нуждалась. Михаил Александрович писал портрет за портретом Надежды Ивановны. На многих она изображена в своих сценических образах – «Волхова», «Царевна-лебедь», «Снегурочка», «Весна».
Позже образ жены у Врубеля трансформировался в фантастический ангельский облик и получился графический портрет Надежды Ивановны с обнаженными плечами, написанный художником в 1904 году. Лицо Забелы легко было узнать и в другой картине того же года «Шестикрылый Серафим». Чем больше Михаил Александрович писал портреты жены, тем больше ею пленялся. Для него она была грезой наяву.»
«Появившуюся у Врубеля цветовую гамму этого периода называют перламутрами, опалами, «лучезарным родником». Женитьба значительно изменила все стороны жизни Михаила Александровича.»
«В 1900 году на хуторе Ге в селе Плиски Врубель написал пейзаж «К ночи». Изначально художник назвал картину «Лошади», а Надежда Ивановна – «Степь». В ней соединились и чеховские настроения, и впечатления от вечерней прогулки в полях, и печальное состояние художника, уже ощущавшего над собой раскаты «грозового неба».
Напряжение догорающей зари звучало подобно симфонии. Дочь П. М. Третьякова А. П. Боткина нарекла этот пейзаж «Красной картиной». Малиновый огонь шапок чертополоха, медные развевающиеся волосы цыгана и рыжие конские гривы – горячие цвета на этом полотне Врубеля пылали также ощутимо, как за год до этого веяло холодком тускло-серой гаммы от картины «Пан». Достичь колористического богатства Врубелю удалось звучанием тонов. По слиянию с природой этих косматых героев, по той целеустремленности, с какой художник сплетал между собой растительные формы, пейзаж, лица и тела, эти работы соотносились с поисками модерна, с общеевропейскими идеями языческого пантеизма на рубеже веков.