Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 50 лет фильму "Плохой хороший человек"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Сегодня мы вынужденно обойдемся без исторической "подкладки" к юбилею, ибо небольшой обзор событий 1973 года уже был на канале не так давно - в публикации о "Всаднике без головы". Значит, у нас останется больше времени и места для... Чехова.

  • Ах, какой я начал рассказ!.. Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увез от порядочного человека жену и пишет об этом свое мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке

Это письмо Суворину от ноября 1888 года, по-видимому, первое упоминание о "Дуэли". Впрочем, это был лишь замысел, эскиз, работа шла неспоро, В 1891 году Чехов пишет всё тому же Суворину:

  • ... Приеду я в Петербург, вероятно, 8 января. Буду у Вас писать, а если не буду, то уеду. Так как в феврале у меня не будет ни гроша, то мне нужно торопиться кончить повесть, которую я начал. В повести есть кое-что такое, о чем мне надлежит поговорить с Вами и попросить совета

"Утомительным рассказом" называет "Дуэль" Чехов 10 августа 1891-го. "В рассказе больше 4 печатных листов. Это ужасно. Я утомился, и конец тащил я точно обоз в осеннюю грязную ночь: шагом, с остановками — оттого и опоздал". Нелюбитель "больших форм" (а Чехов искренне полагал, что они ему не даются, оставив нас без единого романа, о чём приходится лишь сожалеть), Антон Павлович, верно, не мог предполагать, какие разнополярные оценки выпадут на долю "Дуэли". Помимо восторженных отзывов (вроде "лучшей повести Чехова") будут в том числе и такие: "самое слабое и неудачное из его произведений", или даже такое: "Я не хочу умалять таланта г. Чехова, но, право же, его последние творения пахнут литературным дон-кихотством... Правда столь же далека от „Дуэли“ г. Чехова, как далеко задуманное им от действительного". Или ещё - вот так: "Неспособность Чехова сочинять „большие вещи“ сказалась в ней так же ясно, как и в „Степи“.

Что тут можно сказать? Было уже такое... всё XIX столетие, да... И Пушкин у Белинского исписался. И Достоевский создавал "литературного урода". И Гончарова раскатали в пыль за "Обрыв". И Лесков с Салтыковым-Щедриным остались непонятыми публикою с последними своими вещами. Критика позапрошлого века не всегда была объективною, она принуждена была зачастую играть роль приманки в печатной периодике - для привлечения аудитории. Более того - в "журнальных войнах" столетия зачастую именно критика была в свежем нумере главным манком для читателя, а статьи таких авторов как Белинский, Добролюбов и Писарев и вовсе иной раз читывались вперёд беллетристического контента. Критика - критикой, но есть всё же один - и весьма значительный! - нюанс. Если ироничное злоумие критики демократов Белинского и Добролюбова зачастую было оправдано крестным походом этих двоих на дворянское "искусство ради искусства" и авторское отрицание прогресса, то чем же можно оправдать нападки на Чехова всяких... Амфитеатровых? Уже только по процитированным выше выдержкам из критики конца столетия заметно лишь одно: нестерпимое - вроде зуда - желанье высказаться и оправдать тем самым своё существование (а, как известно, на одного Чехова приходится не менее пары дюжин булгаковских Латунских, питающихся исключительно кровью и плотью авторов. Ежели бы чеховых или хоть тургеневых более у нас не рождалось, они бы стали критиковать сами себя - такое уж племя). В итоге по факту: кто сейчас может признаться, что читал хоть один из примерно тридцати (!!!) романов Амфитеатрова? А крупные вещи Чехова - "Степь", "Дуэль" и "В овраге" - вот они...

А теперь можно бы и начать поздравленья самому юбиляру!

-2
  • "Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе или чай. Иван Андреич Лаевский, молодой человек лет 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купаться, застал на берегу много знакомых и между ними своего приятеля, военного доктора Самойленко.С большой стриженой головой, без шеи, красный, носастый, с мохнатыми черными бровями и с седыми бакенами, толстый, обрюзглый, да еще вдобавок с хриплым армейским басом, этот Самойленко на всякого вновь приезжавшего производил неприятное впечатление бурбона и хрипуна, но проходило два-три дня после первого знакомства, и лицо его начинало казаться необыкновенно добрым, милым и даже красивым. Несмотря на свою неуклюжесть и грубоватый тон, это был человек смирный, безгранично добрый, благодушный и обязательный. Со всеми в городе он был на ты, всем давал деньги взаймы, всех лечил, сватал, мирил, устраивал пикники, на которых жарил шашлык и варил очень вкусную уху из кефалей; всегда он за кого-нибудь хлопотал и просил и всегда чему-нибудь радовался. По общему мнению, он был безгрешен, и водились за ним только две слабости: во-первых, он стыдился своей доброты и старался маскировать ее суровым взглядом и напускною грубостью, и во-вторых, он любил, чтобы фельдшера и солдаты называли его вашим превосходительством, хотя был только статским советником..."

Это уж я не удержался и привёл начало из самой повести - до чего же хорошо!

"Плохой хороший человек" - ярчайший образчик из того редкого созвездия экранизаций не только Чехова, но и русской классики вообще, в которых, кажется, нет вообще ни малейших изъянов. И дело здесь не только в блистательной авторской первооснове. И не в несомненном мастерстве постановщика - Иосифа Хейфеца, которому отечественный кинематограф, да и все мы, обязаны гениальной "Дамой с собачкой", "В городе С," по "Ионычу" (этот киноюбилей мы, кстати, отмечали в рамках цикла в позапрошлом году), "Асей" и "Шурочкой" по купринскому "Поединку". И даже не в уникальнейшем актёрском ансамбле "на сто миллионов" из Даля, Папанова, Высоцкого и Максаковой. Мало бывает (а теперь - так и просто не бывает!) исторических кинорепродукций, в которых остро ощущается Эпоха - без ужасных париков, без вынужденно однообразной (снимать негде!) натуры, без новодельных, только что пошитых, костюмов... Даже пресловутая болтающаяся на ниточке пуговица на сюртуке фон Корена - верная примета того, как снимать надо и должно. Этому не учат. И научить невозможно. Так порою случается, когда счастливо совпадают люди, знающие, "как нужно" и "что они хотят". Творцы, сами прочувствовавшие и пропустившие через себя первоисточник.

— Знаешь что, Ваня? — сказал Самойленко, и лицо его вдруг приняло грустное и умоляющее выражение, как будто он собирался просить о чем-то очень сладком и боялся, что ему откажут. — Женись, голубчик!                                                                                        — Зачем?
— Исполни свой долг перед этой прекрасной женщиной! Муж у нее умер, и таким образом само провидение указывает тебе, что делать!..
— Знаешь что, Ваня? — сказал Самойленко, и лицо его вдруг приняло грустное и умоляющее выражение, как будто он собирался просить о чем-то очень сладком и боялся, что ему откажут. — Женись, голубчик! — Зачем? — Исполни свой долг перед этой прекрасной женщиной! Муж у нее умер, и таким образом само провидение указывает тебе, что делать!..

Вспоминая "Плохого хорошего человека" невозможно не упомянуть (с благодарностью режиссёру) единственную работу Высоцкого, за которую он получил прижизненную награду - на Фестивале Наций в Таормине 1974 года "За лучшую мужскую роль". Не так уж много у него было - при всём его потенциале и харизматичности - действительно знаковых работ в кино. Да чего там - просто ничтожно мало! Но своим ницшеанцем фон Кореном он мог гордиться по праву. Ах, что же это за вкуснейший персонаж! И как же изумительно по-чеховски, уникально попадая в текст, произносит Высоцкий свои монологи, выписанные Антоном Павловичем с исключительными мастерством, остроумием и глубиною!

  • "— ...Я понял Лаевского в первый же месяц нашего знакомства, — продолжал он, обращаясь к дьякону. — Мы в одно время приехали сюда. Такие люди, как он, очень любят дружбу, сближение, солидарность и тому подобное, потому что им всегда нужна компания для винта, выпивки и закуски; к тому же, они болтливы, и им нужны слушатели. Мы подружились, то есть он шлялся ко мне каждый день, мешал мне работать и откровенничал насчет своей содержанки. На первых же порах он поразил меня своею необыкновенною лживостью, от которой меня просто тошнило. В качестве друга я журил его, зачем он много пьет, зачем живет не по средствам и делает долги, зачем ничего не делает и не читает, зачем он так мало культурен и мало знает — и в ответ на все мои вопросы он горько улыбался, вздыхал и говорил: «Я неудачник, лишний человек», или: «Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества?», или: «Мы вырождаемся...» Или начинал нести длинную галиматью об Онегине, Печорине, байроновском Каине, Базарове, про которых говорил: «Это наши отцы по плоти и духу». Понимайте так, мол, что не он виноват в том, что казенные пакеты по неделям лежат не распечатанными и что сам он пьет и других спаивает, а виноваты в этом Онегин, Печорин и Тургенев, выдумавший неудачника и лишнего человека. Причина крайней распущенности и безобразия, видите ли, лежит не в нем самом, а где-то вне, в пространстве. И притом — ловкая штука! — распутен, лжив и гадок не он один, а мы... «мы люди восьмидесятых годов», «мы вялое, нервное отродье крепостного права», «нас искалечила цивилизация»... Одним словом, мы должны понять, что такой великий человек, как Лаевский, и в падении своем велик; что его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют явление естественно-историческое, освященное необходимостью, что причины тут мировые, стихийные и что перед Лаевским надо лампаду повесить, так как он — роковая жертва времени, веяний, наследственности и прочее. Все чиновники и дамы, слушая его, охали и ахали, а я долго не мог понять, с кем я имею дело: с циником или с ловким мазуриком? Такие субъекты, как он, с виду интеллигентные, немножко воспитанные и говорящие много о собственном благородстве, умеют прикидываться необыкновенно сложными натурами"
И ведь застрелил бы... Нет сомнений!
И ведь застрелил бы... Нет сомнений!

"Никто не знает настоящей правды!" Финал снят в полном соответствии с повестью. Лаевский, принявшийся за работу с желанием выплатить все долги и живущий теперь "хуже нищего", не похож сам на себя, а более всего напоминает совершившего некогда страшное преступление, а теперь раскаявшегося и выпущенного на поселение убийцу. Фон Корен смущён увиденным и хочет поскорее отплыть. Вышедшая проститься Надежда Фёдоровна держит руки "как гимназистка, которой делают выговор". Неловко всем. Неловко даже зрителю, будто присутствующему при какой-то интимной сцене... Поразительно точный здесь Олег Даль будто предвидит будущую свою роль Зилова в "Утиной охоте" - другого "потерянного человека". Грустно...

«...Да, никто не знает настоящей правды...» — думал Лаевский, с тоскою глядя на беспокойное темное море.
«Лодку бросает назад, — думал он, — делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет всё вперед и вперед, вот уж ее и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...»
— Проща-а-ай! — крикнул Самойленко.
— Не видать и не слыхать, — сказал дьякон. — Счастливой дороги!
Стал накрапывать дождь"
"Фон Корен не знал, что еще можно и нужно сказать, а раньше, когда входил, то думал, что скажет очень много хорошего, теплого и значительного. Он молча пожал руки Лаевскому и его жене и вышел от них с тяжелым чувством"
"Фон Корен не знал, что еще можно и нужно сказать, а раньше, когда входил, то думал, что скажет очень много хорошего, теплого и значительного. Он молча пожал руки Лаевскому и его жене и вышел от них с тяжелым чувством"

Филигрань актёрских работ в "Плохом хорошем человеке" и спустя много лет после просмотра оставляет ярчайшие воспоминания: и странный смех дьякона в исполнении Геннадия Корольчука, и надменно-солдафонское "Паааслушайте, Аааачкасов!" пристава Кирилина (великолепная роль незаслуженно забытого ленинградца Анатолия Азо)... И, конечно, сам Чехов, даже не перенесённый на экран - визуализированно прочитанный силами уникальной съёмочной группы. Если и есть за что ностальгировать по СССР - то за такие картины.

— Однако, подувает... брр! — сказал Самойленко. — В море, должно быть, теперь штормяга — ой, ой! Не в пору ты едешь, Коля. 
— Я не боюсь морской болезни.

— Не в том... Не опрокинули бы тебя эти дураки...
— Однако, подувает... брр! — сказал Самойленко. — В море, должно быть, теперь штормяга — ой, ой! Не в пору ты едешь, Коля. — Я не боюсь морской болезни. — Не в том... Не опрокинули бы тебя эти дураки...

Любопытно, кстати, что в 1961 году "Дуэль" уже экранизировалась режиссёрами Татьяной Березанцевой и Львом Рудником. Самая известная киноработа первой - постановка пьесы Арбузова "Старомодная комедия" 1978 года с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым. Рудник же и вовсе в основном известен как главный режиссёр Московского театра-студии киноактёра. Главные роли там исполнили Олег Стриженов и Владимир Дружников.

-7
Дьякон Победов умудрился затесаться сразу на обе фотографии
Дьякон Победов умудрился затесаться сразу на обе фотографии

Даже по тому, что фильм не очень-то памятен (и дело здесь вовсе не в 12-летней разнице), можно судить о его достоинствах. Всё вполне академично... И Стриженов. И Дружников. Но вот не цепляет. В Стриженове нет оголённого нерва и издёрганности Олега Даля, а фон Корен со своим знаменитым дружниковским поставленным баритоном слишком театрален. Иначе говоря, ранняя версия более напоминает солидный, в золоте, том, неизменно десятилетиями пылящийся на полке, поздняя же - затрёпана и даже с треснувшим корешком, но это - именно что достоинство. Значит - читают!

Я намеренно сегодня "не лонгриден"... просто заранее решил, что лучше всего сами о себе расскажут фотографии и... Чехов. Мне к нему добавить нечего. Рад, если наши с вами, уважаемый читатель, мнения совпали.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании