Найти тему

ЯКУТСКИЕ ГАДАНИЯ... НЕМНОГО О ТАНХА



А что означает у саха ТАНХА?
В древней мифологии саха существует триада богов рока и судьбы – Дьылга Хаан, Танха Хаан, Билгэ Хаан. Дьылга Хаан – это наше прошлое, связь с далекими предками. Танха Тойон – это знание своего настоящего и определение жизненного пути согласно своему предназначению. Билгэ Хаан – это наше будущее, которое определяется нашими действиями в прошлом и настоящем. Все в жизни человека взаимосвязано, без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.
Издавна ли гадали саха в так называемые времена Танха?
Многие считают, что зимние гадания появились у саха позже, связано это с приездом русских и принятием православия.
Как и у всех народов, у саха были свои способы гадания и различные бытовые приметы и суеверия.
У Вацлава Серошевского в труде «Якуты» находим: «Кроме описанного выше гадания у проруби употребляются якутами на Новый год и Крещение многие гадания, по преимуществу русского происхождения…».
Дальше автор описывает интересное гадание:
«В Намском улусе я видел очень оригинальную ворожбу с помощью шила. Для этого на столе чертят углем два концентрических круга, один маленький, другой большой. Маленький зовется солнце, кюн, большой – дом, дже. Затем проводят линии, соответствующие частям света, садятся над рисунком, подперев голову руками, локти упирают на стол с обеих сторон, на малые пальцы рук, которые прижаты ко лбу, подвешивают на длинной нитке шило и читают заклинание: «Сюльлюкюн, дух открытой земли, дух воды… Иголка-иголка, колдунья, шило-шило, колдун, пусть мое сказанное слово сделает тебя с душой! Чахчи-бачи! Истинно! Ни о ком не думаю, о Боге не думаю, тебя вопрошая! Истинно тебя вопрошаю, о тебе думаю…» - в конце прибавляется имя того, чью судьбу желают узнать. …Подвешенное на пальцах шило начинает дрожать и колыхаться… если линия движения совпадает с одной из дорог, то, значит, лицу этому предстоит то, что там написано: счастье, несчастье, богатство смерть…
Ворожить, узнавать будущее якуты вообще очень любят; для этого у них масса примет и способов. Самый обычный способ ворожить по падению ложки; шаман ворожит по падению колотушки бубна; девушки охотно ворожат по падению угля, для чего расщепляют палку, в расщепы вставляют лучинку и поджигают посередине: куда полетит уголь, выброшенный давлением расщеп, оттуда придет ожидаемый человек, исполнится или не исполнится желание. Это очень популярная ворожба».
В книге «Вилюйский округ» Ричарда Маака написано: «Якуты весьма охотно, преимущественно о святках, занимаются гаданием. На кумысных праздниках в большом ходу гадание посредством ложки. При еде саламаты, любимого своего угощения, якуты подбрасывают кверху ложку, и если она упадет на землю так, что вогнутая сторона ее будет обращена к небу, то это предвещает обилие корма для скота, здоровье и умножение его и вообще избыток и счастие во всем».
В работе А.Ф.Миддендорфа «Путешествие на север и восток Сибири» находим несколько видов гаданий:
«1). Слушание. Выходят на перекресток, на прорубь или к коновязи, очерчиваются и прислушиваются. Если девица услышит с какой-нибудь стороны лай собаки, то, значит, оттуда приедет ее жених и высватает ее. Полет маленькой птички предвещает, что у нее будут дети. Стук топора – скорую смерть ее или родственника.
2). Замораживание воды в чашке. Замораживают в чашке воду и смотрят, как она замерзла: если ровно, как стояла, то будет хорошее житье, если вздуется – то худое. Если вода вспенится, и во льду окажутся пузыри, то это предвещает обилие скота.
3). Заставляют ходить торбас. Берут торбас и обращают его попеременно то носком, то пяткой вперед и, перемещая, таким образом, доходят до порога. Если торбас дойдет до порога носком, то девица в этом году выйдет замуж или парень женится, если пяткой – то нет. Хождение начинается с переднего столба.
4). Ложатся спать на ночь под стол или к порогу на венике. Если хороший сон приснится – хорошее житье, если худой сон – худое житье.
5). Просовывают руку в пустую юрту или амбар. Если оттуда схватит теплой рукой – хорошее житье, если холодной – неблагополучие».
Александра Прокопьева - известный этнограф, старший преподаватель СВФУ им. М.К.Аммосова приводит одно из старинных гаданий, которое проводилось во времена Танха:
«В якутской культуре гадания довольно жесткие и опасные, часто связаны с высоким риском. Если человек выдаст себя, то «потусторонние» составляющие гадания могли жестоко отомстить, вплоть до лишения жизни.
…Гадание на старинном столе. Это гадание, известное по фольклорным данным, пожалуй, самое рискованное. Для проведения гадания нужен был старинный якутский трехногий стол, сделанный без единого гвоздя. Гадание мог провести только человек в возрасте, имеющий достаточный авторитет и проживший полную жизнь. Поверхность стола грели при огне камелька, натирали сливочным маслом и при этом упрашивали стол предсказать судьбу собравшихся. Постепенно, если просьба была услышана, стол начинал медленно передвигаться по жилищу. Постепенно он становился все быстрее и начинал настолько быстро «бегать», что его трудно было остановить. В самом конце, необходимо было ударить по его поверхности якутским ножом. Будущее трактовали по его движениям и перемещениям. К сожалению, на данный момент практически забыты трактования и весь процесс проведения этого гадания. Фольклорные данные сохранили в памяти народа то, что часто это гадание могло привести к грустному исходу. Так, если при гадании стол ломал ногу, то кто-то должен был умереть, если треснет его поверхность – большое несчастье, если загонит в угол человека, тоже к его печальной участи.
Как видно из вышеописанного, якутские гадания были довольно экстремальными. Но человеческая природа такова, что все равно хочется заглянуть в будущее».
Вот такие старинные виды гаданий существовали у саха.
Варвара КОРЯКИНА,
г.Нерюнгри.