Доброго дня, уважаемые подписчики и гости канала! Давайте продолжим разговор о реалиях, с которыми в текущем году предстоит столкнуться отечественной нефтяной отрасли. Вопросам особенностей ценообразования на чёрное золото, экспортируемое из России, была посвящена предыдущая публикация. Сегодня предлагаю обсудить тему возможного изменения объёмов продаж нефти за границу и её добычи.
Обманутые ожидания
Прогнозов по данному поводу сделано было немало. Но, ни один из них в точности пока не сбылся. Впрочем, и времени с момента введения главных нефтяных рестрикций не так много прошло, чтоб выводы делать. Однако, некоторые тенденции уже вполне оформились.
Стало ясно, к примеру, что экспорт черного золота из РФ просел совсем не так, как ожидали отечественные скептики и зарубежные доброжелатели. В декабре, правда, он сократился было на 200 тыс. баррелей в сутки по сравнению со среднемесячным значением 2022-го, но, сейчас восстановился до уровня апреля прошлого года. За счет увеличения поставок в Азию и Турцию.
Возникший тренд, скорее всего, сохранится и далее. Потому, скажем, что российская нефть очень нужна...ЕС. А как же эмбарго? Так нет препятствия, которое невозможно было бы обойти, если очень прижмет. Вот и континентальные союзнички с удовольствием покупают «серый» Urals, «узаконенный» смешиванием с другими эталонами в портах, скажем, Сингапура. Или в пути следования при перегрузке с одного танкера на другой. Дороже, чем могли бы, конечно. Но, тут уж не до жиру. Европе, скажем, хорошо не слишком. Зато китайцы, индусы и сингапурцы в приличном профите.
Нанесли ли ущерб эмбарго и ограничительные рестрикции нам? Безусловно. Но далеко не такой, как ожидали на Западе. Впрочем, оппоненты предпочитают игнорировать данность и на публике пытаются сохранять хорошую мину при не слишком удачной игре. Как глава МАЭ, к примеру, заявивший журналистам в Давосе, что:
Экспорт нефти из России сейчас сокращается, как мы и прогнозировали, и будет продолжать снижаться в первом квартале этого года и далее.
Ой ли, господин Бироль? Не ваше ли агентство пророчило несколько месяцев назад спад отечественного экспорта на 3 млн баррелей в день? Соврамши были, оказывается? Или ошиблись на полтора порядка, а теперь туману напускаете? Совсем как The Telegraph India?
Индийская карта
Упомянутое выше издание, напомню, опубликовало недавно «сенсационную» статью, согласно которой, Нью-Дели готов присоединиться к потолочным ограничениям на цену российского черного золота. Со ссылкой, по старинным британским традициям, на анонимный источник, «близкий к правительственным кругам». Никакой официальной рефлексии от индийских властей по данному поводу не последовало. Что породило множество кривотолков.
Одни, посчитали творение репортеров фейком, другие –тонким намеком РФ насчет попыток выпрыгнуть из-под потолка. Я же склонен считать публикацию обыкновенной провокацией. Совершенной с целью создания атмосферы недоверия между Дели и Москвой. В пользу данного утверждения, к примеру, говорит недавнее заявление профильного индийского министра, в котором нет ни слова о «потолке». Напротив, Хардип Сингх Пури дал ясно понять, что его страна будет приобретать нефть там, где предложат наиболее выгодные цены. А кто сейчас сможет перебить наш прайс?
Кроме того, Дели совсем не нужна конфронтация с Москвой еще и потому, что страны связывают взаимовыгодные военно-промышленные и энергетические проекты. Компания ONGC, скажем, владеет 15 и 20 процентами акций «Ванкорнефти» и проекта «Сахалин-1» соответственно, участвует в разработке месторождений на севере Томской области и в Якутии. Нашей «Роснефти», в свою очередь, принадлежит половина активов Essar Oil, владеющей НПЗ в Вадинаре и сетью АЗС (более 6 тыс. станций). А еще, в прошлом году Индия стала одним из главных покупателей отечественного энергетического угля, нарастив его импорт второе, и кокса (объем закупок увеличился в 10 раз).
Ради чего нашим партнерам всем этим рисковать? Напротив, они выражают желание расширять и углублять сотрудничество по всем направлениям. Как и Китай, предоставляющий свои супертанкеры для перевозки российской нефти. Что позволяет снизить затраты на доставку и нарастить объемы перевозок. Первое –бонус нам, второе –впечатляющие перспективы, открывающиеся перед азиатскими партнерами с пятого февраля.
Впрочем, о том, что изменится после вступления в силу эмбарго на экспорт в недружественные страны продуктов переработки отечественного черного золота и начала действия ценовых ограничений на российские нефтепродукты мы поговорим завтра. Тема данная, весьма интересна. Поскольку есть в ней интриги, конфликты интересов и прочие подоплеки.
Пока же зафиксируем –перспектив значительного падения объемов нашего нефтяного экспорта в ближайшей перспективе не просматривается. На российские тягучие углеводороды имеется устойчивый спрос. Который, скорее всего, сохранится и после превышения западных ценовых ограничений (что может случиться раньше, чем предполагалось, поскольку «садовники» собираются потолок пересмотреть). В случае если старые и новые азиатские партнеры не решат к санкциям присоединиться. Что в нынешней ситуации маловероятно. Слишком уж выгоден бизнес на европейской непредусмотрительности.
Есть, однако, гораздо более реальная угроза, действительно способная обвалить нефтяной экспорт. Это случится, если глобальная экономика погрузится в затяжную и глубокую рецессию. Вероятность подобного варианта развития событий, на мой взгляд, 50 х50. Что ж, поживем –увидим!
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.