В начале XIII появился союз, живущий по совсем иным законам, чем окружающие его королевства.
Средневековье с феодализмом в обыденном представлении — это кровь, грязь и полный беспредел, который творили мелкие и крупные феодалы на своих землях. Тем удивительней, что в эти темные времена на севере Европы возник и около 500 лет просуществовал союз, живущий по совсем иным законам. Его название — Ганза.
Купеческая сила
Название «Ганза» происходит от очень старого, еще готского слова «Hansa», которое впервые встречается в так называемой Готской Библии IV века — первом литературном произведении на германском языке. Означает оно «отряд, компания, множество». Что полностью соответствует сути Ганзейского союза.
В XII веке средневековая Северо-Западная Европа представляла собой довольно аморфный конгломерат государственных и полугосударственных образований, входящих в Священную Римскую империю. Не будем вдаваться в подробности, скажем только, что бардак на всех уровнях власти в этой так называемой «империи» творился тот еще.
Все постоянно воевали со всеми, и дошло до того, что король или, допустим, герцог больше полагались на наемные войска, чем на армию собственных вассалов. В сложившихся условиях рост старых и возникновение новых городов, а вместе с этим усиление роли купечества были спасением для всех.
Просто потому, что город, как хорошо укрепленное место, давал защиту своим гражданам от бесчисленных нападений, а купцы, как торговые люди, имели хорошие связи повсюду и обладали сводом правил, которые старались не нарушать (нарушишь или обманешь — в следующий раз товар не продашь).
Постепенно купеческие гильдии набирали все большую силу, и даже короли с императорами не стеснялись занимать у них деньги.
Торговля не терпит ограничений и хаоса, для нее важны строгие, но всем понятные и, хотя бы относительно, справедливые правила, в которые не могут вмешиваться по своему усмотрению власть имущие — будь то феодалы или архиепископы.
Именно поэтому в начале XIII века один за другим на северо-западе Европы, в Германии, начали появляться вольные города, которые тем или иным способом освободились от власти феодального сеньора, а также епископа или архиепископа и перешли на самоуправление. Они и стали костяком для будущего Ганзейского союза, Ганзы.
Империя без армии и налогов
Первыми городами будущей Ганзы стали Любек и Гамбург — два богатых германских портовых города. Случилось это в 1249 году, когда купцы этих городов договорились о контроле над торговлей соленой рыбой.
Постепенно к этому союзу стали присоединяться другие портовые города, и в 1356-м в Любеке состоялся съезд, на котором была определена и утверждена структура Ганзейского союза.
Со временем Ганза превратилась в самую настоящую империю, без участия которой не совершалась ни одна крупная торговая сделка во всей Северо-Западной Европе. Включая, к слову, и наш Господин Великий Новгород, имевший с Ганзейским союзом теснейшую торговую связь.
Впрочем, еще до Ганзы Великий Новгород вовсю торговал с Европой с помощью предшественника Ганзы — Готландского сообщества.
Так, знаменитый Готский двор в Великом Новгороде — место, где жили иноземные купцы, обладавшее абсолютным правом экстерриториальности (полная защита даже в случае войны со странами, откуда купцы прибыли) — был основан в 1189 году, почти за 200 лет до образования Ганзы.
Но мы отвлеклись. В момент наивысшего расцвета в XV веке Ганза объединяла более 160 городов. Еще около 3 тысяч городов и населенных пунктов по всей Европе находились под ее влиянием. Это была самая настоящая империя. Только без армии и… налогов.
Да, представьте себе, купеческие гильдии Ганзы не только не платили никаких налогов и пошлин, а, напротив, освобождались от них и получали массу привилегий. Если же Ганзе срочно требовались деньги, то их собирали со всех на общих съездах.
Кроме этого купцы Ганзейского союза имели мощную информационную поддержку (торговые сводки — устные и письменные), а также свободно могли становиться на постой в любом гостином дворе ганзейского города.
Наемники и санкции
Как же без армии, спросите вы? Да очень просто. Для защиты караванов и судов брали профессионалов-наемников, а политические вопросы решали с помощью… торговых санкций.
Все то же самое, что и сегодня, только с лучшим результатом, учитывая долю европейской торговли, которую контролировала Ганза. Так что ссорится с ней тому или иному государю было себе дороже.
Тем не менее ссорились. В особенности Русь, постоянно воевавшая с Тевтонским орденом, который был связан с Ганзой теснейшим образом. В ответ получала очередной запрет на экспорт меди, железной проволоки, свинца и серы, а также, например, пушек, коней и военного снаряжения для конницы. Ничего не напоминает?
Секрет успеха Ганзы
Если разобраться, именно Ганза сформировала современную Европу, однако в своих действиях эта империя обладала гораздо большей свободой, чем нынешний ЕС, поскольку не имела не только налогообложения и армии, но и бюрократии, общей казны и конституции.
Одни только грамоты-договоры, прецеденты и обычаи, которые со временем менялись. Ну и конечно, твердое купеческое слово.
Деловая этика, клубы для обмена торговым опытом, новые технологии производства тех или иных товаров, школы для ремесленников и купцов… даже здоровый образ жизни — все это пришло от Ганзы. Но главный секрет успеха Ганзейского союза — дешевизна массовых перевозок.
Ганзейцы отлично умели налаживать удобные торговые пути, развивать логистику, и сравниться с ними в скорости доставки товаров, их безопасности в дороге и качестве не мог никто.
Конторы, язык, товары, деньги
Как у всякой империи, у Ганзы была своя столица — вольный город Любек, а ее интересы по всему миру. обеспечивали конторы, торговые посты и фактории. Контор было всего четыре: в Лондоне, Брюгге, Бергене и Великом Новгороде.
Задача контор — обеспечить ганзейским купцам защиту, ночлег, питание и неукоснительное соблюдение всех их торговых привилегий.
В период наибольшего расцвета в конторе Великого Новгорода одновременно проживали и вели дела около 200 купцов. При этом у них было все необходимое для нормальной жизни и работы, включая старосту, систему охраны, постоялый двор, торговые ряды, канцелярию с архивом и кассой, склады, пивоварню, помещение для больных, тюрьму, церковь и даже кладбище. И так было во всех ганзейских конторах.
Международным языком, по примеру нынешнего английского, служил в Ганзе средний саксонский (он же средний нижненемецкий) язык. Впрочем, купцы Ганзы, как правило, владели несколькими языками, включая русский, поскольку контора в Новгороде приносила самую большую прибыль.
«Золото» Ганзы
Их было великое разнообразие. Все, что производила, добывала и ловила тогдашняя Европа, было в продаже у ганзейских купцов. Но главное место занимала соль.
Она была настоящим ганзейским «золотом», поскольку была необходима при заготовке сельди, консервации сливочного масла, пивоварении, выделки мехов и во множестве других случаев. Так что богатство крупнейших ганзейских городов, включая Любек, было основано на соли.
Что до денег, то частенько торговые сделки осуществлялись на бартерной основе, в иных случаях имели хождение любые монеты из серебра и золота, а также серебро и золото в чистом виде.
Прообраз будущего?
Некоторые исследователи полагают, что, хотя Ганза и прекратила свое существование в XVII веке, проиграв силам, стремившихся к усилению централизованной власти в государствах Европы, ее опыт вполне может пригодиться в Европе будущего.
Судите сами. Матричный принцип организации вместо иерархичного. Полная добровольность участия. Контроль над торговыми путями (коммуникациями) вместо контроля над всей территорией, что гораздо дешевле.
Баланс торговых интересов выше баланса политических и военных сил. Гибкость, умение приспособиться к любым обстоятельствам против жесткого подхода и бюрократии во всех ее проявлениях. И так далее и тому подобное. Преимущества — налицо.
Что же, поживем — увидим. Однажды Ганза опередила свое время и, вполне может быть, сделает это снова.