Видя "мчащийся" прямо на них поезд, извергающий клубы дыма, люди кричали, вскакивали со своих мест и убегали в противоположный конец зала, а некоторые, особенно "храбрые" даже выскакивали на улицу. Что же могло так напугать зрителей и почему совершенно "безобидный" документальный фильм, в содержании которого не было ничего пугающего, произвёл на них столь сильное впечатление?
6 января 1896 года состоялось знаковое событие в истории мирового кино: премьера 48-секундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», снятого братьями Люмьер. Как и все другие кинематографические произведения конца XIX века он был чёрно-белым и "немым". Но, несмотря на это произвёл на зрителей поистине незабываемое впечатление.
Всё дело было в мастерстве братьев Люмьер. Обладая весьма скромными средствами кинематографа, они смогли снять более чем убедительный фильм. Настолько убедительный, что у людей, которые его смотрели, возникало что-то наподобие когнитивного диссонанса. Зрители понимали, что чёрно-белое кино, демонстрируемое на экране, не может оказаться правдой, но были изумлены видом приближающегося локомотива и невольно верили в то, что поезд - настоящий.
Будучи талантливым фотографом, Луи Люмьер расположил при съёмке камеру, чтобы показать мчащийся поезд по диагонали. Сделай он это по-другому, покажи боковую или переднюю сторону локомотива, эффект был бы совершенно другим, куда менее ошеломляющим для зрителей.
Интересно и то, что с фильмом «Прибытие поезда» связано несколько распространённых заблуждений. Согласно одному из них, он входил в программу первого платного киносеанса на бульваре Капуцинок. Но на самом деле это не так. Премьера данного фильма состоялась на несколько дней позже, чем киносеанс.
«Прибытие поезда» также нередко считается первым в истории игровым фильмом. Мол, раз в нём снимались друзья и родственники его создателей, то кино явно было постановочным. Но и это утверждение не соответствует истине. Премьера "настоящего" первого в мире игрового фильма «Политый поливальщик» прошла девятью днями ранее.
Так почему же «Прибытие поезда» считается одним из главных фильмов в истории мирового кинематографа? Потому, что в нём впервые было продемонстрировано на экране движение приближающегося объекта в перспективе (от дальнего плана к ближнему), а люди, выстроившиеся вдоль железнодорожных путей, показывались одновременно крупным, средним и общим планами.
Это ещё не было "настоящее" кино в том смысле, как его понимаем мы, люди XXI века. Но для конца XIX столетия это был настоящий прорыв в будущее, заложивший основу всего современного кинематографа.