Найти тему

Семейские Забайкалья в фарфоровой серии "Народности России".

Еще в 1842 году этнограф, известный исследователь и собиратель «русской старины» В.А. Дашков написал следующие слова о России, которые не потеряли своей актуальности и к началу XX века: «Для каждого из Русских без исключения любопытно ознакомиться с тем, что находится в нашем пространном отечестве. Изучать страны и народы чужеземные есть дело полезное и важное, но вовсе непростительно не знать страны родной, не быть знакомому с ее коренными обитателями, не пользоваться запасом сведений о прежнем составе отечества и быта своих предков. При исполинских успехах России на поприще просвещения, наши ученые, в благородном стремлении догнать и потом опередить просвещением ученый Европейский мир, углубляются в новые предметы изучения, а это отвлекает их внимание от многих непочатых страниц своего Русского царства. Между тем, время изглаживает памятники отечественной старины, и достояние истории скудеет, бесполезно пропадая в темных архивах. Последствия сего очевидны: годы проходят, а с ними исчезает и Русская старина, драгоценная Русскому сердцу».

Поэтому администрацией Императорского фарфорового завода было принято решение создать целый ряд фигур, представляющих крестьян российских губерний. Именно представителей этого сословия, поскольку на протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, «чужедальние гости тоже были редки, поэтому в крестьянской одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, внутренняя суть коренного русского человека». А после знаменитых указов Петра, регламентирующих внешний вид подданных, все, кроме крестьян и духовенства, стали носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали пользоваться традиционным костюмом. «Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! — пишет А. Лебедева. — Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом». Такая же красочная, нарядная «ярмарка» русских крестьянок была создана и в фарфоре. Ни одна другая народность не воспроизводилась в фарфоре столько раз, сколько русские женщины — веселые и грустные, танцующие и задумчивые. Художники искренне и с любовью расписывали эти «хрупкие куколки», после революции — часто не соблюдая историческую точность в передаче того или иного орнамента сарафанного или поневного комплекса, но бережно вкладывая в эту роспись всю свою душу.

Фарфоровые скульптуры народностей России – это уникальная серия. Первые статуэтки такого рода были сделаны еще в 1770-е годы в подарок Екатерине Великой. Образцами для фарфоровых фигур большой серии "Народности России" послужили манекены Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и Русского музея императора Александра III. Эскизы фигур составил выпускник Императорской Академии художеств скульптор Павел Каменский. Серия изображала 74 народности и народных типа и отразила многонациональный состав населения Российской империи.
Фарфоровые скульптуры изготавливали методом литья. Потом их украшали росписью и раскрашивали — большинство фигурок расписывала художница Мария Герцак. Ей приходилось учитывать, что после глазуровки и двойного обжига многие оттенки красок изменялись. Высота больших скульптур составляет от 38 до 45 сантиметров.

Над всей фарфоровой серией «Народности России» мастера трудились 10 лет. Эта серия оказалась самым масштабным циклом по производству фарфоровых статуэток. Всего изготовили 146 форм для отлива статуэток, 74 оригинальные фигурки и их копии — их позже подарили этнографическим музеям.  Начиналась работа над этой фундаментальной серией в 1907 году, закончилась - в 1917 году, но единичные копии выпускали даже после революции в качестве дипломатических подарков. Большая часть исторической коллекции сегодня хранится в Музее фарфора Государственного Эрмитажа и Государственном этнографическом музее. В наиболее полном виде серия представлена в Музее фарфора Государственного Эрмитажа, в коллекции же Российского Этнографического музея находится часть серии из 47 фигур.

-2

В 1909 году Каменский создал модель «Семейская женщина». Семейские представляют собой особую группу крестьян Забайкалья — от Селенги до Амура: «старообрядцы, называемые семейскими за их религиозные воззрения, получили характерное народное название по той причине, что, в противоположность большинству ссыльных других разрядов, приходили в Сибирь с семьями». Переселившись за Байкал более двухсот лет назад, семейские принесли с собой и сохранили быт и одежду, которые, несомненно, имеют этнографическую общность с материальной культурой центральных русских и северорусских областей. Одежда старожилов-сибиряков подверглась сильному городскому влиянию, переселенцы также воспринимали городские моды. Исключение составляли семейские, не знавшие городских форм одежды второй половины XIX — начала XX века.

В силу приверженности старине по религиозным мотивам у семейских очень долго сохранялись старинные формы традиционного костюма. Их одежда представляла своеобразный вариант русского народного костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой двух других старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. На фарфоровой статуэтке изображен праздничный костюм молодой женщины-старообрядки Забайкальской области. Ее наряд состоит из рубахи с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надет яркий цветной, отделанный лентами сарафан на «проймах» (лямках) из прямых полотнищ, с собранными сзади в сборку полотнищами. Его шили из фабричного набивного ситца темно-синего цвета с красными стилизованными цветами. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости «добрый», то есть из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Именно такой сарафан и изображен на фарфоровой статуэтке. Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запан» — фартук с грудкой из цветной, однотонной или в цветочный рисунок, хлопчатобумажной или шелковой ткани, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.

Шея и грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами — «янтарями», которые очень ценились. Порой их набиралось до двенадцати нитей, а отдельные «янтарины» были столь массивны, что получили название фунтовых. На фарфоровой статуэтке изображены три : нитки стеклянных бусин голубого цвета. Кашемировый платок у семейских также повязывался особым образом — наподобие чалмы с кичкой внутри, что с точностью передано на фарфоровой статуэтке. Распространенным видом женской обуви у забайкальских семейских были старинного кроя башмаки «чирки» из кожи, без каблука, обшитые поверху бархатом или другой тканью.

-3

ИФЗ начал выпуск повторов знаменитой серии с 2007 года. 36 скульптур (из 74) были восстановлены в наше время мастерами ОАО «Императорский фарфоровый завод» А. А. Даниловым, Г.А Белаш, А. П. Трофимовой, С. В. Плаховым, С. М. Яшниковым, О. М. Грушиной. В 2012 году было решено продолжить серию — был открыт проект «Народности. Коллекция XXI».

-4

В 2013 году силами Российского этнографического музея и музея Антропологии РАН (Кунсткамера) в здании РЭМ была проведена совместная выставка «Образы народов России», на которой фарфоровые статуэтки были выставлены рядом с костюмами, послужившими для них образцами, либо с их аналогами (56 с ними костюмных комплексов и отдельные вещи из собраний РЭМ и МАЭ).

Подготовлено Варанкиной Е.В. по материалам сайтов: https://antiqueland.ru/, https://www.ipm.ru/, https://ru.wikipedia.org/.