В праздничном убранстве и внутренняя часть собора.
Главный собор Кургана украсили к празднику Рождества Христова: на прихрамовой территории появился символ рождественского праздника – вертеп.
«Сосновые ветки переплетены с гирляндами из разноцветных сверкающих шаров и лент. Сверху спускаются тонкие светильники, имитирующие сосульки. Всё это великолепие в тёмное время суток сияет и переливается, создавая непередаваемо праздничную атмосферу. Жители Кургана с удовольствием фотографируются возле и выставляют фотографии в социальных сетях», — рассказали в епархии.
Там отметили: украшение кафедрального собора началось ещё до Нового года, когда расцветили огоньками гирлянд входные кованые ворота и металлическую ограду, живые ели, установили светящиеся фигурки зверей и красиво оформленные подарочные коробки.
В праздничном убранстве и внутренняя часть собора. Здесь украшены паникадила, аналой, клиросные иконы. Украшением собора занимались священнослужители, храмовые служащие, работники епархиального управления, прихожане.
Для справки
Вертеп в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос.
Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения.
Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.
Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.
Прошло время, и из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.
Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»).
В России, в храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.
Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями.
Фото: Курганская епархия