Перу духовного прадеда нашей культуры, Аристотелю, принадлежит труд по этике, в котором греческий философ излагает свои идеи о том, что такое хорошо, а что такое — плохо. Предполагается, что этот труд он посвятил своему сыну — Никомаху, поэтому работу называют “Никомаховой этикой”. Создана она была около 300 года до н.э.
Добродетель, по Аристотелю, есть внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку. Добродетель, сказывающаяся в страстях и поступках, есть середина между двумя видами порочности, одна из которых идёт от избытка, другая — от недостатка того или иного качества. Золотая середина — добродетель, по Аристотелю, выглядит следующим образом.
По отношению к страху — Мужество — есть золотая середина между трусостью и бессмысленным геройством/безрассудностью.
По отношению к получению удовольствия — Благоразумие/Умеренность — есть золотая середина между бесчувствием и распущенностью.
По отношению к мелким деньгам и вещам — Щедрость — есть золотая середина между скупостью и мотовством/расточительностью.
По отношению к крупным деньгам и вещам —Великолепие — есть золотая середина между безвкусицей/мелочностью и безвкусной пышностью.
По отношению к чести — Величие души/Величавость — есть золотая середина между малодушием и тщеславием/спесью.
По отношению к гневу — Сдержанность — есть золотая середина между безгневием/кротостью и вспыльчивостью.
По отношению к людям — Дружелюбие — есть золотая середина между сварливостью/угрюмостью и подобострастием/лестью
По отношению к правде о себе — Правдивость — есть золотая середина между самоуничижением и хвастовством.
По отношению к поведению в обществе — Остроумие — есть золотая середина между хамством/неотёсанностью и буффонадой/шутовством.
Источники:
https://bookap.info/okolopsy/aristotel_nikomahova_etika/gl2.shtm