Найти тему
Мир кораблей

Преступление и наказание капитана U-852. Как война меняет людей

Конфликты и войны всегда были частью человеческой истории. И, разумеется, как только люди начали покорять моря и океаны планеты, они перенесли свои разногласия и туда. Однако море полно опасностей, и выживание в нём — весьма нетривиальная задача. Поэтому появились некоторые нормы поведения на воде, будь то мирное время или военное.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Помочь утопающему всегда и во все времена считалось обязанностью каждого. А оставить человека на милость ветра и волн вдали от берега расценивалось, как крайняя жестокость. Конечно, правила нарушались, ведь во время #войны люди ожесточаются, однако нормы действовали несмотря и на это. Может быть, не всегда и не везде, но действовали. Потому неудивительно, что к тем, кто нарушал подобные договорённости, относились соответственно.

К 1944 году стало ясно, что для стран Оси война проиграна. Союзники и СССР теснили Германию с двух сторон, а на Тихом океане США, окончательно завладев инициативой, захватывали один остров за другим, неотвратимо продвигаясь к домашнему архипелагу Японии. Тем не менее немецкие субмарины продолжали совершать рейды на морские коммуникации неприятеля.

U-505. Субмарина того же типа, что и U-852. На сегодняшний день выставлена в музее в США
U-505. Субмарина того же типа, что и U-852. На сегодняшний день выставлена в музее в США

U-852 была субмариной типа IXD2, она вошла в строй 15 июня 1943 года. В начале 1944 года она вышла в свой первый и, как оказалось, единственный боевой поход. Командовал субмариной капитан-лейтенант Гейнц-Вильгельм Эк (Heinz-Wilhelm Eck). Перед выходом в море он был проинформирован ветеранами подводных сил Кригсмарине об особенностях своего корабля. Дело было в том, что данный тип подлодок считался одним из самых тихоходных и тяжёлых среди всех прочих. А значит следовало уделять особое внимание скрытности при крейсерстве. Ведь воздушная разведка союзников была на высоте и стала причиной того, что немецкий флот уже потерял в том районе четыре субмарины этого типа. Наставления ветеранов быть максимально скрытным и не оставлять следов после атаки, скорее всего, и стали причиной случившегося в дальнейшем.

18 января 1944 года U-852 вышла из порта, обогнула Шотландию с севера и, оказавшись в северной Атлантике, направилась к побережью Африки. Этот переход она осуществила с максимальной скрытностью, соблюдая радиомолчание и всплывая лишь ночью для подзарядки батарей. В таком режиме #субмарина спустя два месяца достигла экватора.

13 марта подлодка заметила транспортный корабль. Это произошло примерно на 500 миль севернее островов Вознесения и в 700 милях южнее Фритауна. Этим кораблём был греческий пароход «Пелеус» (SS Peleus). Решив атаковать, подлодка увеличила ход и начала преследование, растянувшееся на два с половиной часа. Только в 19:40 наконец-то удалось выйти на удачный ракурс для атаки и пустить в пароход две торпеды. На «Пелеусе» заметили следы от них и начали перекладывать руль, чтобы попытаться уклонится, однако сделать это не успели.

SS Peleus
SS Peleus

Обе торпеды попали в цель в районе центра и кормы судна. Гибель корабля была столь стремительной, что, по свидетельствам выживших, времени не хватило даже для того, чтобы надеть спасательные жилеты. «Пелеус» скрылся под водой за пару минут. Однако на поверхности оставалось множество плавающих обломков, и, кроме того, несколько спасательных плотов всё же оказались освобождены от креплений и также плавали на поверхности. Именно за эти обломки и плотики держались спасшиеся члены экипажа. Капитан U-852 Вильгельм Эк, находясь на мостике всплывшей подлодки, приказал приблизиться к обломкам и допросить нескольких выживших. Узнав, что пароход был греческим и следовал в Буэнос-Айрес, он заявил, что они будут спасены англичанами, и закончил допрос. Однако у него, всё ещё помнящего указания ветеранов из штаба, оставалась одна крайне беспокоящая его мысль, которой он и поделился с несколькими своими офицерами.

Дело было в том, что обломки, оставшиеся после гибели парохода, начали расползаться по поверхности воды. А это означало, что английские самолёты, плотно патрулировавшие район, очень быстро их обнаружат, сделают соответствующие выводы и начнут искать подлодку. Вильгельм Эк заявил своим офицерам, что ради безопасности они должны уничтожить все следы потопления парохода, а значит вместе с этим и всех выживших.

В течение следующих пяти часов, уже в темноте, он, а также несколько офицеров из его команды, вели #огонь из ручного оружия, пулеметов и даже использовали несколько гранат, чтобы уничтожить спасательные плотики и цепляющихся за них людей. Однако несмотря на все его усилия, результат оказался почти нулевой. Даже будучи изрешечёнными пулями, плоты продолжали оставаться на поверхности, а более мелкие обломки лишь всё больше расползались в разные стороны. Эти действия привели к гибели и ранениям всё ещё пытавшихся сохранить свою жизнь моряков с потопленного «Пелеуса». Лишь ближе к рассвету Эк понял тщетность своих действий и на максимальной скорости начал уводить подлодку на юг. На поверхности среди обломков остались четверо чудом уцелевших после расстрела греческих моряков. Им предстояло провести ещё 39 дней на плоту, прежде чем их наконец спас португальский пароход, проходивший через этот район. До спасения дожили три человека, которые оказавшись на берегу, дали показания о случившемся. Англичане, патрулировавшие этот район, узнали о произошедшем лишь 13 марта.

Гейнц-Вильгельм Эк, фото 1934 года
Гейнц-Вильгельм Эк, фото 1934 года

U-852 продолжила следовать на юг. По записям капитана, команда была проинформирована о произошедшем постфактум. Это привело к крайне низкому моральному состоянию, о котором Эк пишет в судовом журнале, отмечая, что это не обошло и его. 1 апреля U-852 торпедировала пароход Dahomian, не став задерживаться и разбираться с выжившими членами экипажа. Англичане уже знали, благодаря радиоперехвату, что в этом районе действует немецкая субмарина, и начали за ней охоту, в которой принимали участие даже два эскортных авианосца — HMS Begum и HMS Shah. В конце апреля одним из патрульных самолетов U-852 была обнаружена южнее Аденского залива. 2 мая в этот район были направлены бомбардировщики «Веллингтон», которые в этот же день застали субмарину в надводном положении.

Из-за сброшенных бомб субмарина получила тяжёлые повреждения и утратила возможность погружаться. 3 мая, после очередной атаки у берега Сомали, капитан решил «выброситься» на мелководье. Через сутки он и его экипаж были захвачены в плен десантной группой с английских кораблей.

Британский бомбардировщик Vickers Wellington
Британский бомбардировщик Vickers Wellington

Исходя из показаний свидетелей, а также записей в судовом журнале, Эка решили судить, но разбирательство отложили до капитуляции Германии. Дело Эка в рамках так называемого «Малого Нюрнберга» — то есть суда над военными преступниками меньшего ранга, чем руководители Третьего рейха прошло в октябре 1945 года в Гамбурге. Эк, три офицера и матрос-ефрейтор были признаны виновными в расстреле безоружных. Экс-капитан пытался оправдаться тем, что расстреливал лишь обломки и не приказывал стрелять по людям, однако всё равно был признан виновным. Ещё два офицера, принимавшие участие в этом, были признаны виновными и казнены. Несколько человек из команды, также замешанные в произошедшем, однако отказавшиеся стрелять по морякам, были приговорены к различным срокам заключения.

Дело субмарины U-852 стало единственным, когда дело о военных преступлениях на море дошло до суда и закончилось расстрелом виновных. Подобное случаи случалась и раньше, и не только с германскими подлодками. Так, к примеру, в 1940 году британцами были расстреляны около двухсот немецких военнослужащих с потопленного ими эсминца Z-12. Этот #факт был использован в суде над Эком, как аргумент в оправдание капитана, однако английские защитники парировали его, объяснив случившееся «оперативной необходимостью». Рассмотрение дела о гибели «Пелеуса» было секретным и долгое время оставалось неизвестным общественности. Два юриста, защищавшие Эка на суде, погибли вскоре после окончания процесса. Один покончил жизнь самоубийством, а второй погиб в автокатастрофе. Оба случая расследовались британской военной полицией, однако результаты оказались под грифом «секретно».

Затопленная U-852 у побережья Сомали
Затопленная U-852 у побережья Сомали

На войне случаются разные ситуации, и, конечно, чем дольше она продолжается, тем сильнее ожесточаются люди, находящиеся по разные стороны конфликта. В 1942 году немецкий подводник Вернер Хартенштайн в схожей ситуации после потопления «Лаконии» поступил по-другому, выйдя на связь в прямой эфир и начав спасательную операцию. Однако спустя два года его коллега поступил иначе.

-8

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: