Найти тему
Просветитель

От серафима до ангела. Иерархия ангелов в христианстве.

Иудеи, мусульмане, христиане верят в ангелов, бестелесных существ, являющихся посредником между Богом и людьми.

Ангелы являются бестелесными духами. Те чувственные образы, в которых они предстают людям есть их временное состояние, по необходимости, а не их сущность. Ангелы вечны, но были созданы Творцом, который существовал всегда. Вечность ангельского мира не тождественна вечности Бога, поскольку они были созданы, то есть имеют начало, в отличие от бесконечности Бога.

Ангелы и люди были созданы по образу Бога, но по-разному. Ангелы наделены разумом и свободой воли, но у них нет внешних органов чувств, поэтому они способны непосредственно познавать вещи, напрямую, боговидной силой, без посредства внешних органов чувств, как люди. В этом они более совершенны, чем род человеческий. Но ангелы, в отличие от людей, не способны к творчеству. Ангел, как чистый дух, не имеет творческой силы. Именно телесность человека, соединение духовного и материального, духовное преодоление телесности является той творческой силой ,что делает человека более совершенным, чем ангелы.

Систематизацией ангелов богословы занимались с первых веков христианства, но ангельская иерархия, предложенная в позднеантичной работе “О небесной иерархии”, со временем стала неформально признанной систематизацией ангелов в христианской церкви, включая православную. Примечательно, что у столь фундаментального произведения для церковной истории, до сих пор не установлен ни точный автор, ни точное время написания. Предположительное время создания относится в концу V века, а автор скрывается за полуобезличенным именем Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Дело в том, что раньше авторство приписывалось Св.Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла и первому епископу Афин.

Итак, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, существуют девять чинов ангелов, разбитых на триады, от наиболее близких к Богу, до наиболее близких миру людей:

серафимы, херувимы, престолы

господства, силы, власти

начала, архангелы, ангелы

Все девять ангельских чинов на иконе 1757 года. Музей православного искусства, Мишкольц, Венгрия. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Все девять ангельских чинов на иконе 1757 года. Музей православного искусства, Мишкольц, Венгрия. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Первая триада ангельских чинов находится в непосредственной близости от Бога. Первая триада, или епархия, — это серафимы, херувимы и престолы.

Серафимы — высший ангельский чин, вечно пребывающий около Бога. Они имеют шесть крыльев. Одной парой крыльев они закрывают ноги, другой — лицо, а третью используют по прямому назначению — для полета. Согласно своему названию, от древнееврейского — пылающий, серафимы, как языки пламени, бесконечно движутся вокруг Бога, непрестанно восхваляя Его, трепеща от пламенной любви к Нему. На иконах их, как правило, изображали красным цветом — символом пламени и безгреховности (в западном искусстве — голубым). Бог для серафимов — пламенеющая Любовь.

Серафимы. Слева: Барельеф с изображением серафима на здании Спортивного центра в Иерусалиме, филиале международной “Ассоциации молодых христиан”. Источник: Sandra Cohen-Rose & Colin Rose, via Wikimedia Commons. Справа: Серафим кисти Васнецова В. М. 1885г. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Серафимы. Слева: Барельеф с изображением серафима на здании Спортивного центра в Иерусалиме, филиале международной “Ассоциации молодых христиан”. Источник: Sandra Cohen-Rose & Colin Rose, via Wikimedia Commons. Справа: Серафим кисти Васнецова В. М. 1885г. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Херувимы — многооки. У них шесть крыльев, как у серафимов, поэтому их иногда трудно отличить друг от друга на иконах, но бывает и четыре крыла, и два. Бог поставил херувимов стражами на восточной стороне Эдема, для недопущения возвращения человека в рай и к древу жизни. В отличие от пламенных серафимов, херувимы, в иконографии, изображались, как правило, в голубых или золотисто-желтых тонах. В западном искусстве популярно было изображать херувимов в виде крылатых младенцев, почему-то ассоциируя их с языческим греко/римским богом купидоном/эросом. Если серафимы отличаются пламенной любовью к Богу, то херувимы — способностью познать Его, видеть Его величие, и делиться знанием с нижними ангельскими чинами. Они ангелы-просветители, поэтому иногда изображаются с книгой в руках. Бог для херувимов — Премудрость.

Изображение херувима, эмаль по позолоченной меди, 12 век, Лувр. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Изображение херувима, эмаль по позолоченной меди, 12 век, Лувр. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Престолы — третий ангельский чин. Изображались они огненно-красными, в виде многооких крылатых колес. Изображение престолов встречается почти исключительно на центральной иконе деисусного ряда иконостасов — Спас в силах, где Господь “восседает” на них как на троне (престоле). Престолы созерцают и воспевают величие Бога как Творца всего, сами исполняются Его величием и передают ощущение этого величия нижестоящим ангелам и людям. Бог для престолов — Царь Славы.

Изображение престолов, фрески церкви Св. Иоанна Крестителя, г. Кратово, Македония. XIX век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Изображение престолов, фрески церкви Св. Иоанна Крестителя, г. Кратово, Македония. XIX век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Спас в силах, икона XIX века. Источник: https://gallerix.ru/pic/_UNK/4221350301/2213009552.jpeg
Спас в силах, икона XIX века. Источник: https://gallerix.ru/pic/_UNK/4221350301/2213009552.jpeg

Средняя триада ангельских чинов является соединительным звеном между чисто духовным, вневременном миром Бога и его созданным творением. Средняя триада, или метархия, — это господства, силы и власти.

Господства распределяют обязанности между ангелами, выполняют волю Бога и направляют деятельность ангелов низших чинов. Это ангелы-лидеры, регулирующие обязанности ангелов, сообщая заповеди Бога. Изображают их в короне, со скипетром, как символом власти над низшими ангелами. Господства — незримые наставники поставленных от Бога земных правителей. Они также помогают людям укрощать свои страсти. Господства созерцают Бога в Его управлении, попечении, промышлении о созданном мире. Бог для господств — Промыслитель.

Господства на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Господства на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Силы наделены властью совершать чудеса и ниспосылают эту благодать на праведников и угодников. В апокрифах они появляются при Вознесении Христа и сопровождают его на небо. Изображают их иногда с белыми лилиями или красными розами в руках, символах Страстей Господних. Силы созерцают Бога, творящего чудеса. Бог для сил — Чудотворец.

Власти ответственны за гармонию в созданном мире, за баланс сил. Слуги Божьей власти, они сражаются с демонами и поддерживают отчаявшихся. Власти — суть ангелы-воины против зла, защищающие космос и борющиеся с бесами, сеющие хаос через людей. Поэтому их изображают в военных доспехах. Бог для властей — Всемогущий.

Власти на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Власти на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Третья триада ангельских чинов — самая близкая к созданному миру и людям. К ней относятся начала, архангелы и ангелы.

Начала названы так потому, что им вверено начальство над стихиями природы. Они повелевают законами созданной вселенной и управляют всей природой. Они ответственны за времена года, звезды, луну и тд. Начала являются покровителями народов и стран, времени и исторических эпох. Они следят за выполнением Божьей воли на земле, передавая Его волю низшим ангельским чинам.

Начала на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Начала на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Архангелы — провозвестники божественного и посланники, доводящие волю Бога до ангелов, и тем самым до людей. Архангелы — посланники Бога в критические моменты истории и спасения, как в Благовещении и Апокалипсисе. Архангелы — учителя небесные, они своего рода “переводчики”, позволяющие людям понимать волю Бога. Архангелы являются покровители наций и городов. Православная церковь признает восемь архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Иегудиила, Варахиила, Селафиила, и Иеремиила.

Архангел Гавриил, новгородская икона XII века. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Архангел Гавриил, новгородская икона XII века. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Ангелы стоят на низшей ступени небесной иерархии, ближе всего к человеку. Если архангелы наставляют человека на путь Божий, ангелы же ведут человека по этому пути, охраняя его от отклонения или падения. После крещения каждому человеку предоставляется ангел-хранитель, который ведет душу его к спасению.

Ангелы, архангелы и серафимы на иконе Собор Архангелов и Ангелов, 1816 год, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. Источник: https://www.culture.ru/s/ikony/#!/tab/515873163-4
Ангелы, архангелы и серафимы на иконе Собор Архангелов и Ангелов, 1816 год, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. Источник: https://www.culture.ru/s/ikony/#!/tab/515873163-4

Небесная иерархия ангелов выполняет функцию передачи Божьих даров от высших чинов — низшим, и в конце концов — человеку. Эта цепочка от серафимов до ангелов — есть соединительная нить между Богом и людьми.

Девять ангельских чинов на греческой иконе XVIII века. Фрагмент иконы. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Девять ангельских чинов на греческой иконе XVIII века. Фрагмент иконы. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Источники:

Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. Москва: Интербук-бизнес, 2005

D. Keck, Angels and angelology in the Middle Ages (Oxford university press, 1998)

Chenu, M.-D., Nature, man and society in the twelfth century: essays on new theological perspectives in the Latin West, eds. & trans. J.Taylor & L.K.Little (University of Toronto press, 1997)

https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=138434

https://pravoslavie.ru/28363.html

https://foma.ru/angelyi-devyat-chinov-infografika.html

https://www.pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyinoy-ikonografiya-angelov-video/

https://www.pravmir.ru/angely/