В первой публикации рассказывалось о творческим пути художника Кузьмы Сергеевича. Настало время поговорить о портретной живописи.
В раннем детстве, находясь в гостях у соседей-старообрядцев мальчик увидел древние иконы, поразившие его воображение. Позднее он имел возможность наблюдать за работой иконописца «древнего обычая» Филиппа Парфеныча. А уже потом, в юности, Кузьма подрабатывал тем, что расписывал церкви. Длительный поиск своего стиля и цвета художником привёл к определённой формуле в живописи, как трёхцветной палитре: красный-синий-желтый.
В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, руководителем живописной мастерской. В его портретах появились новые интересные мотивы. Он стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, портретные изображения становятся олицетворением связи космических сил. Например: портрет Ахматовой написан в простой и благородной манере, как её стихи.
В целом в портретах Кузьмы Сергеевича легко угадать кисть мастера-автора. Отличительной особенностью его работ является размер головы модели, которая нередко занимает почти всю картинную плоскость и размерами превосходит натуру. Минимальное количество внешней экспрессии. Поворот головы, как правило в три четверти или анфас. Взгляд модели направлен на зрителя, немного отрешён и смотрит вдаль, как-бы «поверх» или «сквозь» него.
В заключении привожу высказывание Петрова-Водкина, которое точно всё объясняет. «Трудность портрета главным образом в том, чтоб объединить в нём декоративную и психологическую сущность. Происходит это в силу понятного внимания и уважения выразительности высшей на земле формы-как человеческое лицо. Главное отличие портрета от прочих «сюжетов», мне кажется, в том, что «портрет» не требует окружающего, т.е. идеал окружающего в портрете-быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе.»
У Петрова-Водкина были и другие, не менее неожиданные высказывания, заставляющие задуматься и правильно посмотреть на работы художника. «Человек знает круглоту земли, её движение на оси и по окружности центра-солнца, но он никак не ощущает этого: его глаз не видит, ухо не слышит своей планеты. А дальше, ощущаем ли мы направление стран света? Ощущаем ли в любое время дня и ночи противоположение солнца земле? А мертвый предмет-магнитная стрелка ощущает страны света, а неграмотный петух ощущает положение солнца.»
Вашему вниманию предложена 21 портретная работа художника.
P.S. В публикации использованы репродукции из книги «Кузьма Петров-Водкин» издательства Аврора 2011 года выпуска.
Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии. Поддержите автора-подпишитесь на канал "Путешествия и не только".