Найти в Дзене

Портретные работы Петрова-Водкина

В первой публикации рассказывалось о творческим пути художника Кузьмы Сергеевича. Настало время поговорить о портретной живописи.

Автопортрет. 1921.
Автопортрет. 1921.
Фрагмент полотна «1919 год. Тревога».1934.
Фрагмент полотна «1919 год. Тревога».1934.

В раннем детстве, находясь в гостях у соседей-старообрядцев мальчик увидел древние иконы, поразившие его воображение. Позднее он имел возможность наблюдать за работой иконописца «древнего обычая» Филиппа Парфеныча. А уже потом, в юности, Кузьма подрабатывал тем, что расписывал церкви. Длительный поиск своего стиля и цвета художником привёл к определённой формуле в живописи, как трёхцветной палитре: красный-синий-желтый.

Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника. 1909.
Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника. 1909.
Портрет мальчика. 1913.
Портрет мальчика. 1913.
Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915.
Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915.

В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, руководителем живописной мастерской. В его портретах появились новые интересные мотивы. Он стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, портретные изображения становятся олицетворением связи космических сил. Например: портрет Ахматовой написан в простой и благородной манере, как её стихи.

Портрет А.А. Ахматовой. 1922.
Портрет А.А. Ахматовой. 1922.
Этюд. Голова юноши. 1916.
Этюд. Голова юноши. 1916.
Этюд. Голова Ангела. 1915.
Этюд. Голова Ангела. 1915.
Этюд. Микула Селянинович. 1918.
Этюд. Микула Селянинович. 1918.

В целом в портретах Кузьмы Сергеевича легко угадать кисть мастера-автора. Отличительной особенностью его работ является размер головы модели, которая нередко занимает почти всю картинную плоскость и размерами превосходит натуру. Минимальное количество внешней экспрессии. Поворот головы, как правило в три четверти или анфас. Взгляд модели направлен на зрителя, немного отрешён и смотрит вдаль, как-бы «поверх» или «сквозь» него.

Голова мальчика-узбека. 1921.
Голова мальчика-узбека. 1921.
Женский портрет (Жёлтое лицо). 1921.
Женский портрет (Жёлтое лицо). 1921.
Портрет дочери. 1923.
Портрет дочери. 1923.
Автопортрет. 1918.
Автопортрет. 1918.

В заключении привожу высказывание Петрова-Водкина, которое точно всё объясняет. «Трудность портрета главным образом в том, чтоб объединить в нём декоративную и психологическую сущность. Происходит это в силу понятного внимания и уважения выразительности высшей на земле формы-как человеческое лицо. Главное отличие портрета от прочих «сюжетов», мне кажется, в том, что «портрет» не требует окружающего, т.е. идеал окружающего в портрете-быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе.»

Портрет Л.М. Эренбург. 1924.
Портрет Л.М. Эренбург. 1924.
Портрет С.Н. Андрониковой. 1925.
Портрет С.Н. Андрониковой. 1925.
Портрет С.Д. Мстиславского. 1929.
Портрет С.Д. Мстиславского. 1929.
Портрет Андрея Белого. 1932.
Портрет Андрея Белого. 1932.

У Петрова-Водкина были и другие, не менее неожиданные высказывания, заставляющие задуматься и правильно посмотреть на работы художника. «Человек знает круглоту земли, её движение на оси и по окружности центра-солнца, но он никак не ощущает этого: его глаз не видит, ухо не слышит своей планеты. А дальше, ощущаем ли мы направление стран света? Ощущаем ли в любое время дня и ночи противоположение солнца земле? А мертвый предмет-магнитная стрелка ощущает страны света, а неграмотный петух ощущает положение солнца.»

Автопортрет. 1926—1927.
Автопортрет. 1926—1927.
Девушка в сарафане. 1928.
Девушка в сарафане. 1928.

Вашему вниманию предложена 21 портретная работа художника.

Дочь рыбака. 1936.
Дочь рыбака. 1936.
Девушка у окна. 1928.
Девушка у окна. 1928.

P.S. В публикации использованы репродукции из книги «Кузьма Петров-Водкин» издательства Аврора 2011 года выпуска.

Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии. Поддержите автора-подпишитесь на канал "Путешествия и не только".