Найти тему
В движении

Общественного транспорта рискуете не дождаться.

Оглавление

Сегодня поговорим о Ярославле. В этом древнем городе пару лет назад решили серьёзно реформировать общественный транспорт. И если начали, как говорится, за здравие, то закончили...

Фото: https://static.tonkosti.ru/tonkosti/table_img/g192/1c1c/263840053.jpg
Фото: https://static.tonkosti.ru/tonkosti/table_img/g192/1c1c/263840053.jpg

Первая реформа

Всё началось с того, что решено было серьёзно сократить число маршрутных такси, одновременно увеличить число низкопольных автобусов среднего, большого и особо большого классов, ввести регулируемый тариф. Подробнее об этом я писал здесь: https://dzen.ru/media/id/5f15ff65aeb3d4194b7fd258/kak-ubit-obscestvennyi-transport-sovet-iz-iaroslavlia-61ebb28b1671922f8ac3c61e

Патп-1 города Ярославля закупило несколько десятков новых автобусов:

Фото взято с сайта Фотобус, автор САНЁК 76 RUS
Фото взято с сайта Фотобус, автор САНЁК 76 RUS

А также получила несколько десятков автобусов, переданных из Москвы:

Фото взято с сайта Фотобус, автор Белов Александр
Фото взято с сайта Фотобус, автор Белов Александр

Перевозчики-частники тоже дружно "наряжали" свои автобусы в бренд:

Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И
Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И

Вместе с тем, к трамваям реформа не имела никакого отношения, а троллейбусы лишились одного из своих депо, правда, обещали новое, но об этом позже...

Перед закрытием 1-ого троллейбусного депо, март 2020 года. Фото взято с сайта Трансфото, Ahtung_23.
Перед закрытием 1-ого троллейбусного депо, март 2020 года. Фото взято с сайта Трансфото, Ahtung_23.

Реформу провели, правда, например, местные коммунисты были этим не очень довольны. На самом деле, общественность не разобравшись в принципах реформы завалила тогдашнего губернатора Дмитрия Миронова жалобами, и он, не желая вникать в суть дела (впрочем, не впервые), поручил внести некоторые корректировки, благодаря которым вместо полноценной пересадочной сети, получилась местами задублированная система, с частью маршрутов, которые проходят от одной окраины к другой. Хотя популярна стратегия, что чем длиннее маршрут в городе, тем больше, допустим, автобусы, попадают в заторы и пробки, и следовательно, тяжелее соблюдать интервалы.

Но впрочем, после реформы и устранения некоторых проблем, с транспортом ситуация действительно улучшилась, сократился фактор дублирования маршрутов, в сравнении с дореформенным положением.

Фото: https://yarkprf.ru/wp-content/uploads/2020/12/06-6.jpg
Фото: https://yarkprf.ru/wp-content/uploads/2020/12/06-6.jpg

Местное ПАТП-1 нарастило выпуск автобусов, вышло на новые маршруты, освоило капитальный ремонт автобусов и даже другое предприятие - Яргорэлектротранс заказывали ремонт троллейбусам.

Ремонт автобусов. Фото: https://city-yaroslavl.ru/upload/iblock/172/11.jpg
Ремонт автобусов. Фото: https://city-yaroslavl.ru/upload/iblock/172/11.jpg
Троллейбус, прошедший капитальный ремонт на ПАТП-1. Фото взято с сайта Трансфото, автор  Ahtung_23.
Троллейбус, прошедший капитальный ремонт на ПАТП-1. Фото взято с сайта Трансфото, автор Ahtung_23.

Новые управленцы

В октябре 2022 года по модной ныне российской традиции, в Ярославскую область прислали очередного управленца на роль губернатора, им стал Михаил Евраев, а предыдущего, Миронова, "забрали в Кремль".

Фото: https://sun9-70.userapi.com/sun9-2/impg/fCsDhSuLJHp9xCLLPKMdtOPXZj7T6qQdjAOV-Q/g1es3cZBQbs.jpg?size=1000x678&quality=96&sign=7e8db1193f80f4dd075f7777063c0b74&c_uniq_tag=TNCyEvcWkz2m12x2o156IY8C6756H4sAZQejveGhbI0&type=album
Фото: https://sun9-70.userapi.com/sun9-2/impg/fCsDhSuLJHp9xCLLPKMdtOPXZj7T6qQdjAOV-Q/g1es3cZBQbs.jpg?size=1000x678&quality=96&sign=7e8db1193f80f4dd075f7777063c0b74&c_uniq_tag=TNCyEvcWkz2m12x2o156IY8C6756H4sAZQejveGhbI0&type=album

Евраев, ради повышения популярности среди населения, решил вмешаться в реформу транспорта. Якобы, ярославские перевозчики не справлялись с работой; поэтому необходимо пригласить перевозчиков из вне. И вместо автобусов среднего и большого классов, часть из которых были низкопольными, на линии вышли автобусы марки ПАЗ, которые принадлежат ООО "Первая пассажирская компания" (группа компаний "ПитерАвто") из Санкт-Петербурга, по случайному совпадению губернатор Евраев, родом как раз из Северной столицы.

Сравните, что было и стало:

1 маршрут автобуса, до вмешательства нового губернатора:

Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.
Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.

После вмешательства нового губернатора:

Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.
Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.

57 маршрут автобуса до:

Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.
Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.

После:

Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.
Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.

56 маршрут автобуса до:

Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.
Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.

После (неожиданно):

Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.
Фото взято с сайта Фотобус, автор Макс И.

62 маршрут автобуса до:

Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.
Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.

И после губернаторского вмешательства:

Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.
Фото взято с сайта Фотобус, автор: САНЁК 76 RUS.

Первое время, иногородние водители даже маршрутов толком не знали, бывали случаи, когда пассажирам приходилось подсказывать дорогу...

Большинство маршрутов, переданных от ПАТП-1, а также ряда местных перевозчиков получила ООО "Первая Пассажирская Компания" из Петербурга...

Что же с новым троллейбусным депо? Его строительство начали, так как в трамвайном депо как раз имелось место для троллейбусного цеха, но после начались судебные тяжбы с подрядчиком из Брянска, и в данный момент будущее депо выглядит так, как и год назад:

Готовность нового троллейбусного депо... Источник: Вести. Ярославль.
Готовность нового троллейбусного депо... Источник: Вести. Ярославль.

Стоит ли говорить о долгах ПАТП-1 и Яргорэлектротранс?

Вот что об этом писали местные СМИ:

"Проблемы с автопарком у ПАТП-1 стали критичными к 2018 году, когда в мэрии признались, что износ большей его части выше 70%. К 2019 году городское предприятие взяло в лизинг новые автобусы, а также получило в подарок 30 б/у машин из Москвы.

К декабрю 2021 года начались проблемы с выплатами по лизинговым платежам. «Транспортная лизинговая компания» (работает под брендом «ЯрКамп»), требуя вернуть долг в 13,3 миллиона рублей по лизинговому договору, подала на ПАТП-1 в арбитражный суд. Тогда и возникла угроза лишиться 18 новых машин.

Спустя время ситуация ухудшилась — арбитражный суд вынес решение о том, что должны быть расторгнуты три договора лизинга между ярославским ПАТП-1 и «Транспортной лизинговой компанией». То есть транспортники должны были вернуть 27 автобусов. Если учитывать предыдущие решения арбитражного суда, то в общей сложности город мог лишиться 47 автобусов.

В начале 2022 года ярославские власти выделили из бюджета 55 миллионов рублей, чтобы увеличить уставный капитал ПАТП-1. Многие были уверены, что компания потратит именно эти деньги на погашение долга, но сами транспортники от этой версии открестились."

Ярославль Онлайн, 76.ru, 15 августа 2022

"Правда, для финансового оздоровления двух муниципальных транспортных АО требуется больше полумиллиарда рублей. Власти озвучили последние цифры: кредиторская задолженность «Яргорэлектротранса» сейчас составляет 347 миллионов рублей, «ПАТП-1» — 243 миллиона. А тут нужны еще и деньги для закупки новых автобусов. Иначе, в новой транспортной реформе муниципалы не выживут. "

ЯРСМИ, 28.06.2022
ЯРСМИ, 28.06.2022

Работники также предприятий жалуются на ужасно маленькую заработную плату и условия труда:

"Зарплаты

Пожалуй, самый основной и больной вопрос, который обсуждался на встрече, — это маленькие зарплаты работников низшего звена: сварщиков, электриков, аккумуляторщиков, токарей. Они сообщали, что получают 16 800 рублей и зарплата не поднималась аж с 2016 года. Проверить это было достаточно легко: рабочие предоставили свои расчетные листы, где фигурировали именно такие суммы.

На собрании было принято решение, что в течение января руководству ЯрГЭТа нужно проработать этот вопрос и с февраля 2023 года поднять зарплату работникам низшего звена на 30%.

Запчасти

Следующий вопрос, который обсуждался на собрании, — отсутствие запчастей. Руководство предприятия подтвердило, что периодически переставляет запчасти с одного транспорта на другой, сообщив, что это нормальная практика для многих компаний. Тем не менее было решено, что в ближайшее время руководители ЯрГЭТа должны подготовить отчет, в котором будет прописано, каких запчастей не хватает на текущий момент.

Спецодежда

По отсутствию спецодежды у рабочих информация тоже подтвердилась. Действительно, последний раз форму работникам выдавали в 2021 году.

Руководству была поставлена задача обеспечить сотрудников зимней и летней спецодеждой до конца января 2023 года."

Депутат Ярославской областной думы Эльхан Мардалиев.

Пугающее будущее

1 марта 2022 года новым директором департамента транспорта Ярославской области была назначена Татьяна Черемных, до этого она работала в министерстве транспорта Тверской области. А тут, стоит задержаться: в 2020 году в Твери была проведена своя транспортная реформа, где полностью отказались от маршрутных такси (что в целом правильно), но при этом ликвидировали местное ПАТП, создав единого оператора "Транспорт Верхневолжья", при этом полностью ликвидировав троллейбусное движение (часть относительно новых троллейбусов выкупил и Ярославль). Новых автобусов стало меньше, дублирование никуда не делось. Стоит отметить, что до этого там закрыли трамвай, при этом каждый год, обещают его воскресить, в том числе через концессию. А Ярославле уже объявили, что весь городской транспорт переходит под контроль областного правительства.

Уже запущен обновлённый маршрут №176, который показывает, какой будет транспорт в Ярославле, уже после реформы Евраева. Этот маршрут прозвали "предвыборным".

Фото:  Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)
Фото: Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)

Да, вы не ослышались. По ещё одной чистой случайности, в 2022 году стало известно о ещё одной планируемой транспортной реформе, которая отчего-то очень напоминает тверской сценарий. А именно: Создание единого предприятия для автобусов и объединение транспортной системы Ярославля и Ярославского района в одну единую. И при этом, на всю эту сеть единиц автобусов будет приходится меньше, чем сейчас есть в Ярославле!

Если вы думаете, что нарастят выпуск троллейбусов и трамваев, то спешу вас огорчить. на четырёх самых популярных маршрутах троллейбусов уменьшено число машин. Пострадали маршруты 1, 5, 8, 9. Итого, в будни сокращён выпуск с 74 до 63 единиц, в выходные с 69 до 57.

Фото взято с сайта Трансфото, автор  Ahtung_23.
Фото взято с сайта Трансфото, автор Ahtung_23.

Как гром среди ясного прозвучало, что самый стабильный вид транспорта в городе, а это трамвай, хоть и сохранит 44 единицы выпуска в будние дни, но потеряет 4 единицы в выходные: вместо 33 единиц станет 29.

Фото взято с сайта Трансфото, автор  Ahtung_23 12 января 2019 года.
Фото взято с сайта Трансфото, автор Ahtung_23 12 января 2019 года.

А теперь трамвай и вовсе хотят передать концессионеру. "Мовиста Регионы", конечно, у компании уже есть опыт: открыто трамвайное движение на линии Екатеринбург - Верхняя Пышма, ведутся работы по реконструкции систем трамвайного движения в Липецке и Курске. Но выгодно ли это для города? Ведь по окончании периода концессии, город получит инфраструктуру, которую уже надо менять. Ярославское отделение партии "Яблоко" направило в правительство области следующее обращение:

-23
-24

Возвращаясь, к троллейбусам, то число троллейбусов, обещанных за продажу депо, сократилось с 20 до сначала 10, а потом 4. Но и те не могут приехать, так как на заводе-изготовителе (Транс-Альфа, г. Вологда) большое число заказов и нехватка комплектующих одновременно. А кто там говорил, что российская промышленность справится с санкциями и последствиями нарушений цепочек поставок, а также отсутствием импортных деталей? Передавайте им пламенный привет!

Троллейбусы этой модели должны поступить в Ярославль. Фото взято с сайта Трансфото, автор  Ahtung_23.
Троллейбусы этой модели должны поступить в Ярославль. Фото взято с сайта Трансфото, автор Ahtung_23.

Депо троллейбусное так и не достроили, и так всё судятся, реформу отменять не собираются, поэтому ярославцы могут получить транспортную систему с меньшим числом автобусов и меньшей вместимостью, но зато с валидаторами, новыми автобусами (тут надо посмотреть), и работой автобусов по брутто-контрактам. На всё это планируется израсходовать 7 млрд рублей.

Где же их взять? Урезать какие-то статьи расхода бюджета, не даром сейчас в области проходят массовые сокращения аппарата госслужащих, причём тех, кто высоких должностей не получает и зарплат больших не имеет. К тому же, стоимость проезда в Ярославле увеличивается с 28 до 32 рублей.

Фото:  Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)
Фото: Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)
Фото:  Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)
Фото: Департамент транспорта • ЯО (ВКонтакте)

Можно ли было поступить иначе? Кандидат в губернаторы от партии Яблоко Сергей Балабаев опубликовал следующее:

Часть проекта альтернативной реформы общественного транспорта в Ярославле
Часть проекта альтернативной реформы общественного транспорта в Ярославле

Альтернативный проект подробнее: https://vk.com/wall213312501_6426

А также предложение отказаться от дорогостоящей и неэффективной реформы, но до выборов допущен не был.

Ещё недавно, Ярославль выделялся на фоне окружающих городов Центральной России существенно более высоким уровнем состояния общественного транспорта, но под руководством Михаила Евраева и Татьяны Черемных, может и ничего толкого не остаться. Губернатор и глава департамента транспорта уйдут, может через 5 лет, может раньше, а город и область останутся. Одумайтесь, пожалуйста, господа властьимущие.

Ярославцы, что вы думаете? Уж очень деяния властей похожи на тверской сценарий.

А что вы думаете по этому поводу?

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.