Джеймс Кэмерон хочет, чтобы вы верили. Он хочет, чтобы вы верили, что инопланетяне - это машины для убийства, человечество может победить киборгов, путешествующих во времени, а фильм может перенести вас в эпоху значительной исторической катастрофы. Во многих отношениях планета Пандора в фильме "Аватар" стала его самым амбициозным способом поделиться этой верой в силу кино. Можете ли вы оставить все в своей жизни позади и пережить фильм таким образом, что становится все труднее в эпоху стольких отвлекающих факторов? По мере развития технологий Кэмерон еще больше расширил границы своей веры в силу кино, играя с 3D, высокой частотой кадров и другими игрушками, которые были недоступны, когда он начинал свою карьеру. Но одна из многих вещей, которые так увлекательны в фильме "Аватар: Путь воды" - это то, как эта вера проявляется в темах, которые он так часто исследовал раньше. Этот дико увлекательный фильм - не повторение "Аватара", а фильм, в котором фанаты могут найти тематические и даже визуальные элементы "Титаника", "Чужих", "Бездны" и "Терминатора". Как будто Кэмерон навсегда переехал на Пандору и привез с собой все, что ему дорого. (Кэмерон приглашает зрителей в этот полностью реализованный мир с таким количеством поразительных образов и феноменально переданных сцен действия, что все остальное меркнет.
Возможно, не сразу. Поначалу "Аватар: Путь воды" с трудом находит точку опоры, возвращая зрителей в мир Пандоры неуклюжим способом. Видно, что Кэмерон больше всего заботится о создании мира в середине фильма, что является одним из его величайших достижений, поэтому он торопится с некоторыми декорациями, чтобы добраться до самого интересного. До этого мы встречаемся с Джейком Салли (Сэм Уортингтон), человеком, который теперь стал постоянным жителем На'ви и партнером Нейтири (Зои Салдана), с которой он создал семью. У них есть два сына - Нетиам (Джейми Флэттерс) и Ло'ак (Британия Далтон) - и дочь по имени Тук (Тринити Джо-Ли Блисс), и они опекают Кири (Сигурни Уивер), отпрыска героини Уивер из первого фильма.
Семейное счастье нарушается, когда возвращаются "люди неба", в том числе аватар На'ви - полковник Майлз Куаритч (Стивен Лэнг), который пришел завершить начатое, в том числе отомстить Джейку за смерть его человеческой формы. Он возвращается с группой бывших людей, а ныне солдат на'ви, которые являются главными антагонистами фильма, но не единственными. В "Аватаре: Путь воды" военные, разрушающие планеты люди этой вселенной снова выступают в роли настоящих злодеев, но мотивы злодеев иногда немного туманны. Примерно на середине фильма я понял, что не очень понятно, почему Кварич так хочет охотиться на Джейка и его семью, кроме того, что это нужно по сюжету, а Лэнг хорошо играет безумца.
Основная часть фильма "Аватар: Путь воды" завязана на том же вопросе, который задает Сара Коннор в фильмах "Терминатор" - борьба или бегство ради семьи? Бежать ли и прятаться от могущественного врага, чтобы попытаться остаться в безопасности, или повернуть и бороться с деспотичным злом? Сначала Джейк выбирает первый вариант, что приводит их в другую часть Пандоры, где фильм открывается через одну из давних навязчивых идей Кэмерона: H2O. Воздушная акробатика первого фильма сменяется подводной в регионе, которым управляет Тоновари (Клифф Кертис), лидер клана Меткаина. Будучи сам семейным человеком - его жену играет Кейт Уинслет - Тоновари обеспокоен опасностью, которую могут принести новые гости На'ви, но не может их прогнать. И снова Кэмерон играет с моральными вопросами об ответственности перед лицом сильного зла, что повторяется в случае с группой коммерческих браконьеров с Земли. Они осмеливаются охотиться на священных водных животных в потрясающих сценах, во время которых вам приходится напоминать себе, что все, что вы смотрите, не является реальностью.
В середине фильма внимание от Салли/Кварича переключается на детей региона, когда мальчики Джейка изучают пути клана воды. Наконец, мир "Аватара" как будто расширяется, чего не было в первом фильме. Если в том фильме основное внимание уделялось одной истории, то здесь Кэмерон связывает несколько историй в гораздо более амбициозную и, в конечном счете, плодотворную форму. Хотя некоторые идеи и сюжетные ходы - связь Кири с Пандорой или история нового персонажа по имени Паук (Джек Чемпион) - в основном являются заготовками для будущих фильмов, весь проект стал богаче благодаря созданию более широкого холста для повествования. Хотя можно возразить, что в фильме, где Джейк и Кворич надолго исчезают, должна быть более сильная линия протагонист/антагонист, я бы возразил, что эти термины здесь намеренно расплывчаты. Протагонист - это вся семья и даже планета, на которой они живут, а антагонист - это все, что пытается уничтожить мир природы и существ, которые так с ним связаны.
Зрители должны быть предупреждены, что у Кэмерона не улучшился слух на диалоги - есть несколько реплик, которые вызовут непреднамеренный смех, - но в его подходе к персонажу есть что-то очаровательное, в котором старомодное повествование сочетается с прорывными технологиями. Массовые блокбастеры часто загромождают свои миры ненужной мифологией или предысторией, в то время как Кэмерон делает достаточно, чтобы этот невозможный мир оставался понятным. Его глубокие темы экологии и колонизации могут показаться слишком поверхностными для некоторых зрителей, а то, как он использует элементы культуры коренных народов, можно считать проблематичным, и я не стану с этим спорить. Но если семья использует этот фильм как отправную точку для разговора на эти темы, то это скорее чистый позитив, чем большинство блокбастеров, которые не дают никакой пищи для размышлений.
В последнее время было так много разговоров о культурном влиянии "Аватара", поскольку в последнее десятилетие в поп-культуре доминировали супергерои, что позволило людям забыть о На'ви. Посмотрев фильм "Аватар: Путь воды", я вспомнил о том, насколько безличной стала голливудская машина за последние несколько десятилетий и как часто блокбастеры, которые действительно оказывают влияние на культуру, демонстрируют личное прикосновение их создателя. Вспомните, как самые большие и лучшие фильмы Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга не могли быть сняты кем-то другим. Фильм "Аватар: Путь воды" - это блокбастер Джеймса Кэмерона, насквозь. И я все еще верю в него.