В последние годы все православные христиане сталкиваются с проблемой. На праздник хочется поздравить друзей, знакомых и малознакомых. И писать всем с Рождеством Христовым, как-то скучновато, хочется как-то порадовать знакомых, особенно когда они присылают стикер и всякие хорошие картинки. И вот в этом году мне один батюшка прислал фотографию иконы из его храма. Икона самая обычная и самая распространенная. И я решил ее использовать как поздравления. Рассылаю, и вдруг от одного , можно сказать, государственного человека приходит: "Смущают девицы, изображенные справа снизу, омывающие Богомладенца. Откуда возник такой сюжет?". Признаться, никогда не замечал девиц. Старика, который надоедает Иосифу мы обсуждали лет 20 назад, а девицы никого не искушали. Старик - это смущающий помысл. Видно от слова "дряхлуеши" из песнопений Царских Часов. Дряхлый - значит, лучшее изображение старик. А девицы, как бы вовсе не соответствуют Евангелию:Лк.2:6 Бы́сть же, є҆гда̀ бы́ста та́мѡ, и҆спо́лнишасѧ дні́е роди́ти є҆́й:
Лк.2:7 и҆ родѝ сн҃а своего̀ пе́рвенца, и҆ пови́тъ є҆го̀, и҆ положѝ є҆го̀ въ ꙗ҆́слехъ: занѐ не бѣ̀ и҆̀мъ мѣ́ста во ѡ҆би́тели. Важная ремарка Евангелия подчеркивающая безболезненное рождение Младенца. Да и омывать его не было необходимости. Да и никого не было в момент его родов. Но добавленная сцена, как-то подчеркивает уважительное отношение к Младенцу. Да, и после явления ангела пастырям и волхвам рождение Младенца было провозглашено в Вифлееме, было полно народа и пришли какие-то благочестивые девицы и помогли:распеленали и обмыли. Может, у Святых Отец можно найти предание об этих девицах или можно отнести эту деталь к символическим изображениям. Это область догадок. И, если уж совсем приземленно, можно отнести этот сюжет к необходимости заполнить пустое место на иконе. Хороший, служащий православный батюшка махнет рукой: "Да ну их... Нарисовал кто-то девиц. Не голых же. Голову тут ломать. Пошли молиться!" И, можно сказать, прекрасно, что у нас есть такие верующие и образованные в Богословском смысле государственные мужи. Но... Последние годы вижу устремление православных к знаниям: чиновников, жен, бизнесменов и др. Удивительно другое. Надо устремляется к знаниям, но знания эти не приводят людей в храм, место наиболее удобное для общения с Богом. Они так и остаются чаще всего в интернете. Образованность людей растет, а храмы пустеют по схеме: Мол, нам все гораздо лучше известно, чем невнятно прочтут в этом храме. Вспоминается пятерка по Закону Божия у Володи Ульянова и т.д. Знание без веры у христиан скорее имеет отрицательное или даже вредное значение. Знания должны укреплять веру. Ничего не хочу сказать о конкретных людях: ни о внимательном чиновнике, ни о других образованных людях. Пугает неогностическая тенденция, жажда знаний, на уровне старого советского журнала "Знание-сила". Знание, которое не подталкивает к вере, молитве, делам милосердия, скорее вредно, чем полезно. Миллионы людей смотрят трансляции из Храма Христа Спасителя, знают многих владык по имени, но это не подталкивает их ни к церковной жизни, ни даже к принятию Таинства Крещения. И не хочу сказать, что трансляции - вредное дело. Многие физически не могут попасть на Богослужение, но надо отчетливо понимать, что ключевой фигурой остается приходской батюшка, главными достоинствами которого должны быть вера и благочестие, а не написание какой-нибудь разовой компиляции в учебном заведении и четкие ответы на занятиях...
... И пови́тъ є҆го̀, и҆ положѝ є҆го̀ въ ꙗ҆́слехъ
9 января 20239 янв 2023
15
2 мин
2