Автор Сергей Солодовник
Пришли вопросы: какие ещё просматриваются риски, кроме главного? Напомню, что главной угрозой стабильности для Центральной Азии я полагаю излишнее доверие к декларациям о намерениях экономической поддержки со стороны Запада. И недостаточное внимание к открывающимся возможностям для роста экономики ЦАР через каналы ЕАЭС.
А теперь – дополнительные риски, при неверных интерпретациях долгосрочной политики РФ в ЦАР, каковая выражена в чеканной формуле «стратегическое терпение».
Риск неадекватного восприятия этой стратегии внутри самой России. У нас, к сожалению, переизбыток термоядерных великодержавных псевдо – патриотов. Которые начинают вопить во всех случаях, когда внешнеполитическое ведомство РФ ведёт дело к компромиссу. То есть когда наш МИД строит политику на основе учёта интересов партнёров, вырабатывая соглашения без крови и блокад. Мне уже давно остро надоело выслушивать такие обвинения в адрес Сергея Викторовича Лаврова и его коллег, как «предатели», «капитулянты», бесхребетники»… Сегодняшнее стратегическое терпение, уверен, всего лишь парафраз знаменитого выражения канцлера Горчакова: «Россия сосредотачивается».
Далее, отмечу риск неверного восприятия этого курса на коллективном Западе. Уже надоевшие анализы типа «Россия уходит из ЦАР», «Россия сдаётся в ЦАР», «России безразличен ЦАР»… Там логика проста: если нет абсолютного контроля над местными властями, если они не играют роль послушных марионеток – это значит утрату стратегической позиции. Судят по себе и своим modus operandi. Но у нас, Наследников Евразии, другие принципы. Мы вольны в своей воле. Мы убеждаем, но не принуждаем. Мы договариваемся, а не ломаем через колено. Так и работает наш МИД.
Следующий риск искажённого восприятия может оказаться у наших геополитических партнёров в мусульманском мире, на Ближнем и Среднем Востоке. Русское стратегическое терпение может быть понято как необходимость срочных действий для заполнения стратегического вакуума. Но терпение – не есть уход. Терпение есть железная воля России избежать хаоса и войны всех против всех в регионе. Я лично надеюсь, что желание сыграть роль слона в посудной лавке на базаре Ферганы не будет реализовано со стороны осторожных правящих элит наших мусульманских партнёров за пределами ЦАР.
А теперь – хорошая новость. Я выражаю уверенность в том, что Китай полностью понимает и принимает русскую формулу «стратегическое терпение» в адрес стран ЦАР. И в своей региональной политике следует именно этой формуле. И да, слегка завидует лишь одному обстоятельству. Что в концентрированном виде, в двух словах, русские выразили свою стратегию раньше, чем это сделали китайцы.
Ну, а за китайцами афористичные формулы в будущем. Они на это большие мастера, у них всё получится. Уверен.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.