Найти тему
Мир вокруг нас

Мамино прошлое

Ольга Сергеевна накрывала на стол. Выставляла салаты, мясную нарезку, вымытые до блеска фрукты, а сама напевала под нос. Настроение было потрясающим и вряд ли что-то могло его испортить. На часах было уже без четверти пять, значит, с минуты на минуту в дверь позвонят, и на пороге появится дочь Ольги со своим молодым человеком.

- Ты представляешь? – накануне состоялся разговор между Ольгой Сергеевной и ее приятельницей. – Лиза, наконец, меня с ним познакомит! Я так долго ждала этого, уже и не надеялась на то, что у моей дочери будут серьезные отношения.

- Не просто серьезные, - отозвалась Лидия Александровна, - а такие, при которых она тебя со своим избранником знакомит. Для молодежи же сейчас как? Если спят – значит, отношения вроде и серьезные, а, вроде, и нет. А вот если она тебя уже с ним знакомит лично – это многое значит!

- Я что-то так волнуюсь, - ответила Ольга, - ты же знаешь, какая Лиза у меня скрытная. Вечно говорит все в последний момент или вообще не говорит. А тут сама его приведет, представляешь, как я опешила, когда Лиза мне сказала, что познакомит меня со своим парнем? Не с другом, не с однокурсником, а с парнем!

- Оль, успокойся, - миролюбиво проговорила Лидия на другом конце провода, - ты так волнуешься, как будто замуж ее выдаешь. Я с ухажерами своей Таньки раз пять знакомилась, а толку-то, замуж она так и не вышла.

Ольга Сергеевна не стала комментировать личную жизнь дочери своей приятельницы. Таня была совсем другой, она и с парнями проще знакомилась, и меняла их чаще, и считала каждого появившегося в ее жизни молодого человека чуть ли не будущим мужем. Лиза же была другой, она была спокойной, рассудительной, слишком серьезной для того, чтобы размениваться на всякие там глупые интрижки.

- Что-то я и вправду разволновалась, просто событие такое! Сердце так и колотится в груди.

После разговора с подругой Ольга попила воды, накапала себе успокоительных капель, залпом выпила их и закрыла глаза. Потом блаженно улыбнулась и порадовалась тому, что у ее дочери, наконец-то, начала налаживаться личная жизнь. Лизе было двадцать два года и никогда до этого она ни словом не обмолвилась о том, что у нее есть какой-то молодой человек, поэтому для Ольги знакомство с неким Денисом было важным событием. Имя Ольге Сергеевне нравилось, она уже заранее положительно относилась к молодому человеку дочери, хоть и ни разу его в глаза не видела. Ну не может ее Лиза выбрать неудачника, не такой склад характера был у её дочери, слишком уж серьезной и внимательной была Лиза, чтобы размениваться на всякие глупые и бесперспективные отношения.

В дверь позвонили, и Ольга Сергеевна взволнованно скрестила пальцы рук, как будто вот-вот должна была решиться ее судьба. Посмотрев на себя в зеркало, женщина отметила и бледность губ, и расширившиеся от возбуждения зрачки, и дрожь в руках. Словно ей предстояло познакомиться с собственным будущим мужем, а не всего лишь с молодым человеком своей единственной и горячо любимой дочери.

Открыв дверь, Ольга Сергеевна замерла. Она не сразу поняла, что сбило ее с толку, но потом до нее дошло. Внешность молодого человека по имени Денис была настолько удивительно знакомой, что Ольга Сергеевна едва могла открыть рот, чтобы поздороваться с ним.

- Добрый вечер! – он сам поприветствовал мать своей девушки и протянул ей букет красных роз. Подарок был банальным и незатейливым, но Ольгу Сергеевну волновало совсем другое. Перед ней словно стоял тот, с кем она была знакома десять с небольшим лет назад. Правда, тот человек был лет на пятнадцать старше Дениса, но все равно явно была видна схожесть молодого человека Лизы и того мужчины из прошлого Ольги. Бывает ли такое сходство случайным?

- Проходите, Денис, - хриплым от волнения голосом проговорила Ольга Сергеевна, а потом прокашлялась, - извините, что-то у меня голос сел. Понимаете ли, целый день ни с кем не разговаривала, вот голос и пропал. Вы какое вино любите – красное или белое?

Рот Ольги не закрывался ни на секунду, она болтала обо всем подряд, с трудом контролируя себя и понимая, что ведет себя глупо и неестественно. И только увидев удивленное лицо своей дочери, женщина резко замолчала.

Денис устроился в гостиной за накрытым столом, а Ольга Сергеевна прошла на кухню и только там смогла перевести дух. Тут же на кухню вошла Лиза, с удивлением глядя на мать и словно собираясь задать ей вопрос.

- Я так волнуюсь, - опередив вопрос дочери, проговорила Ольга, - ты прости меня за то, что я болтаю без умолку, просто и вправду что-то так разнервничалась, как будто сама замуж собираюсь.

- Мам, я не собираюсь выходить замуж, - Лиза странно покосилась на мать, - это просто мой молодой человек, с которым у меня только зарождаются отношения. Никаких серьезных планов я не строю.

- Извини, - проговорила Ольга, а потом мельком взглянула на свои трясущиеся руки. Она не знала, как теперь спокойно усидеть за столом, как вести себя, какие вопросы задавать. Должна же она поинтересоваться жизнью Дениса, но отчего-то было страшно даже подумать о том, какие ответы на свои вопросы она может получить.

За столом она кое-как уняла дрожь в руках, но чокаться в честь знакомства не стала, сославшись на головную боль после вина. Лиза снова с удивлением посмотрела на мать, которая никогда не жаловалась дочери на головные боли после алкоголя.

- Выпейте тогда сока, Ольга Сергеевна, - дружеским голосом предложил Денис, но женщина помотала головой.

- Я пропущу, пожалуй. Денис, расскажите о себе.

Ольге Сергеевне хотелось услышать, в первую очередь, о родителях молодого человека, но он начал рассказывать о том, что три года назад закончил институт, смог открыть свой небольшой бизнес, связанный с продажей мобильных телефонов, при этом официально был трудоустроен и работал менеджером по продажам в не очень крупной компании, занимающейся реализацией товаров для спорта.

- Вы всесторонне развитый человек, - похвалила Ольга Сергеевна молодого человека, а сама глаз с него не сводила. Все в нем было точно таким же, каким было в том человеке, который ни на минуту теперь не выходил у женщины из головы. Денис также говорил, и мимика у него была такой же, даже пальцы на руках были похожи на пальцы того человека. От этих мыслей, связанных со схожестью молодого человека дочери со своим старым знакомым, ее еще больше бросило в жар.

- Денис, - она едва могла шевелить губами, задавая главный и самый волнительный для нее вопрос, - а чем занимаются ваши родители?

Спросила, а потом увидела какой-то странный взгляд дочери: не то осуждающий, не то предостерегающий. Ольга Сергеевна слегка нахмурилась, не понимая, что плохого спросила у Дениса.

- Мама работает в школе, а папа… Папа погиб.

Внутри у Ольги Сергеевны словно струна оборвалась. Руки плетьми легли на ноги, сердце и вовсе будто остановилось. Погиб! Он погиб!

- Простите, Денис. А давно? При каких обстоятельствах?

Лиза прокашлялась и положила свою руку на руку Дениса.

- Мам, какие-то неуместные вопросы. Денису неприятно.

Но молодой человек улыбнулся, а потом перевел грустный взгляд на мать своей девушки:

- Лизонька, перестань, я уже давно смирился и все пережил. Папа погиб, сорвавшись с моста.

- Это была случайность, - тут же добавила Лиза, хотя Ольга Сергеевна почти не слышала свою дочь. Сорвался с моста, погиб, его нет. Может быть, в этом была ее прямая вина?

Остальная часть вечера прошла словно в тумане. Ольга Сергеевна на автомате улыбалась, все же выпила вина, чтобы успокоиться, а после ухода дочери и Дениса сразу же залезла под горячий душ. Из головы не выходил он, тот человек, с которым судьба свела Ольгу Сергеевну больше десяти лет назад.

С Виктором тогда еще тридцативосьмилетняя Ольга познакомилась почти сразу после развода. Она проживала счастливое время, освободившись от нелюбимого мужа, жизнь с которым стала совсем невыносимой. Виктор был женат, не скрывал этого от Ольги, а она почему-то наплевала на его семейное положение и вступила в связь с мужчиной, у которого была семья.

Поначалу ни к чему не обязывающие отношения вдруг стали переходить на новый уровень. Виктор ревновал Ольгу, преследовал ее и запрещал общаться с подругами.

- Что за бред, Витя? – спрашивала Ольга у своего любовника. – Зачем ты ограничиваешь мою свободу? Ближе от этого мы с тобой не станем, да и твое семейное положение ни к чему меня не обязывает. Живи своей жизнью, а в мою не лезь.

- Я разведусь с женой! – Виктор бил себя в грудь кулаком, но Ольга убеждала мужчину в том, что ей это было не нужно.

- Я не собираюсь выходить замуж, - сказала она, - ни за тебя, ни за кого-то другого. Я просто хочу растить дочь, заниматься любимым делом и жить свободной жизнью. Не стоят наши отношения таких жертв, не оставляй жену и сына без полноценной семьи тем более, ради меня.

- А я? – Виктор чуть ли не плакал. – Как же я? Кто я для тебя?

Ольга поняла, что пришла пора расставаться. Хоть она и любила Виктора, вспоминая о проведенном с ним времени с нежностью и исключительно добротой, его ревность стала переходить все границы. Ольга поняла, что просто так от мужчины не отделаться, пришлось согласиться на предложение своего работодателя о переводе на постоянную работу в другой город. Виктору она ни о чем не сказала, он пытался ее искать, звонил ей и угрожал.

Потом, когда Виктор понял, что угрозы не возымели своего действия, он начал говорить о собственном самоубийстве. То он готов выпить горсть таблеток, то лечь под поезд, то спрыгнуть со скалы.

- Не смеши меня, - ответила тогда Ольга, а через пару дней сменила номер телефона, потеряв с Виктором всякую связь.

Через несколько лет Ольга Сергеевна вместе с Лизой вернулись в родной город, дочка поступила в институт, а про Виктора Ольга почти забыла. Забыла ровно до тех пор, пока не увидела Дениса, точную копию человека, с которым у нее был роман. Ольга Сергеевна помнила о том, что у Виктора был сын, а Денис был так похож на Виктора, что внутри все холодело от одной только мысли о том, что они могут оказаться отцом и сыном. Денису было двадцать пять лет, а Виктору сейчас должно быть около пятидесяти. Все сходилось.

Слова Дениса не шли у Ольги из головы. Его отец сорвался с моста. Или спрыгнул, приведя свою угрозу Ольге в действие? Были среди угроз бывшего любовника Ольги разные варианты суицида, среди них был прыжок со скалы. Скала или мост в данном случае не играли никакой особой роли, важен был результат. Виктор был эмоциональным человеком, способным на страшные поступки, не зря он столько времени преследовал женщину, посмевшую отказать ему в продолжении отношений. Ольга Сергеевна больше не могла сидеть в тишине и думать о своем прошлом, от которого теперь в голове блуждали десятки вопросов. Тогда она позвонила подруге, единственной подруге, знавшей про отношения Ольги и Виктора.

- Ты думаешь, что Денис – сын Виктора? – тихим голосом спросила у Ольги Сергеевны Лидия Александровна, когда та поделилась с подругой своими переживаниями.

- Он его точная копия, один в один. Ты вообще давно видела Виктора?

- Сто лет не видела, - отозвалась Лидия Александровна, - но город-то немаленький, это неудивительно. Он мог уехать.

- А мог спрыгнуть с моста, - с горечью в голосе сказала Ольга, - сколько мостов в нашем городе?

- Ну штук пять точно есть, - отозвалась подруга, - ты хочешь узнать правду. Ты фамилию его хотя бы помнишь?

- Нет, но я могу спросить у Лизы. Наверняка, она не станет от меня этого скрывать, а у Дениса с Виктором должна быть одинаковая фамилия.

- Так спрашивай! Чего ты ждешь?

- Я боюсь, - честно ответила Ольга, - если Виктор и вправду так поступил, то виной этого всего была я.

- Не накручивай себя. В чем ты виновата? В том, что у него были проблемы с головой? Тут явно не твоя вина.

- Я связалась с женатым мужчиной, дала ему какую-то надежду. Лида, как с этим теперь жить?

Лиза пришла навестить мать в выходные, и Ольга Сергеевна едва смогла дождаться дочь. Почему-то звонить Лизе и спрашивать фамилию Дениса по телефону ей было неудобно.

- Как тебе Денис? – сразу же спросила Лиза, вглядываясь в лицо матери.

- Хороший парень, как мне показалось, - уклончиво ответила Ольга, - кстати, а какая у него фамилия?

- Островский, - как ни в чем не бывало ответила Лиза, у Ольги Сергеевны словно земля под ногами разверзлась. Конечно! Виктор Островский. Так и есть. Отец Дениса, так похожий на него.

Ольга вскочила из-за стола и бросилась в ванную. Заперлась изнутри и дала волю слезам.

- Мама, что случилось? – из-за двери слышался обеспокоенный голос дочери. – Ты чего? Ты знала отца Дениса? Поэтому спросила?

Ольга Сергеевна шмыгала носом и терла глаза. Потом сполоснула лицо ледяной водой и вышла из ванной.

- Давай съездим на могилу к отцу Дениса. Я потом тебе все объясню. Прошу тебя, не спрашивай меня ни о чем сейчас!

Лиза закивала, позвонила Денису и узнала место захоронения его отца. Потом сама вызвала такси, и они вместе с мамой поехали на кладбище. Ольга плакала всю дорогу, едва заметными движениями смахивая слезы. Лиза молчала, боясь о чем-либо её спрашивать.

Вышли у кладбища, с помощью смотрителя нашли дорогу к месту захоронения мужчины. Ольга Сергеевна купила искусственные цветы, почему-то купить живые цветы по дороге на кладбище ей и в голову не пришло.

Подошли к нужной могиле, и тут Ольга Сергеевна, вытерев глаза, всмотрелась в фотографию, размещенную на памятнике. Это был не Виктор. Имя тоже было другим: Островский Егор Константинович. Дата рождения не совпадала с датой рождения Виктора, и Ольга Сергеевна беспомощно посмотрела на дочь.

- Это не он.

Лиза обняла мать за плечи и прижала к себе:

- Мама, это он… это отец Дениса. Денис Егорович Островский – тот, с кем я тебя познакомила. А его отец… Может быть, это не тот, о котором ты думала…

Ольга Сергеевна обессиленно села на скамейку. Лиза присела рядом, протянула матери очередной бумажный платок:

- Я помню про то, как мы уезжали из города десять лет назад. Мы сбегали от мужчины, с которым у тебя была связь? Ты думала, что он и есть отец Дениса?

Ольга Сергеевна поразилась проницательности дочери. Они с Лизой ни разу не обсуждали отношения Ольги Сергеевны с Виктором, но дочь была достаточно взрослой для того, чтобы многое понимать. Тогда ей было двенадцать, совсем не маленький ребенок, не разбирающийся жизни. Выходило так, что это Ольга Сергеевна чего-то не понимала. Всю неделю с момента знакомства с Денисом она что только не придумала себе, во что только не поверила.

Все прояснил сам Денис. Он лично приехал на кладбище и забрал Ольгу Сергеевну и Лизу, отвезя их домой. Поднялся, чтобы выпить чаю, а потом уже заговорил. Ольга к тому времени почти полностью успокоилась, ее волновал только один вопрос: кем приходился Виктор Островский Денису?

- Это мой дядя, брат отца. На самом деле, мы все очень сильно похожи: и дед, и его сыновья, и я с двоюродным братом, ну то есть с сыном дяди Вити.

- Виктор жив? – спросила Ольга Сергеевна.

- Да, конечно. Он много лет назад развелся с женой, уехал в провинцию, занялся сельским хозяйством. Живет отшельником, с семьей почти не общается, к нему изредка приезжают внуки, да и то ненадолго. Кстати, этот отъезд случился как раз десять лет назад, наверное, из-за вас.

Ольга смутилась. Теперь ее тайна была известна и дочери, и ее молодому человеку. Женщине было неловко, но зато ее не мучило чувство вины за то, виновницей чего она не была. Денис вдруг улыбнулся и предложил:

- Может быть, вам дать адрес дяди? Навестите его, вдруг, он обрадуется? Среди родных он слывет тем еще злодеем.

Ольга Сергеевна покрутила головой:

- Спасибо, Денис, но прошлое пусть остается в прошлом.

Сказала это и спокойно вздохнула. Пусть будет так, и менять ничего она уже не будет.

Автор: Вероника Егорова