Витя хотел погонять с Энзо на велосипедах, но он отказался:
- Мы с мамой на биржу труда идем вместе. Я буду ей переводить.
Энзо – единственный человек в семье, который слышит и разговаривает. Все остальные его дяди, тети, бабушки и дедушки, кузины и кузены, и даже младшая сестренка – глухонемые. А Энзо родился обычным.
- Я не могу ее бросить! Она так долго ждала эту встречу со своим инспектором. А без меня опять все пройдет без толку, - сокрушался Энзо.
- Мама, а когда ты приехала во Францию ты говорила по-французски?
- Нет, я не знала французского.
- А кто тебе переводил?
- Сама пыталась общаться. Папа всегда был на работе, ему было некогда.
- Значит маме Энзо повезло, что у нее такой помощник?
- Маме Энзо очень повезло. - согласилась Мама. - И мне с тобой тоже очень повезло: ты мне тоже помогаешь с переводом, - успокоила она Витю, заметив, что ребенок расстроился тем, что его друг ушел помогать маме, как взрослый, а Витя сидит с Мамой дома, как маленький.
Вечером Энзо прибежал к Вите, но было уже поздно кататься на велосипедах. Наигравшись в комнате Вити в деревянную железную дорогу, они сели ужинать.
- Как прошел твой перевод? - поинтересовался Папа у Энзо.
- Нормально. Только работы для мамы все равно нет. - вздохнул он.
- А я тоже могу переводить для мамы, - похвастался Витя, - я маме перевожу на русский, если она что-то не поняла.
- А ты хорошо знаешь русский? – спросил Энзо.
- Да, Витя хорошо знает русский, - похвалила сына Мама, - он русский знает лучше, чем я французский. Витя – билингв. У него знание двух языков одинаковое.
- Значит я тоже – билингв! Я и французским и языком глухих одинаково владею. - сделал умозаключение Энзо.
- Ты - большой молодец, Энзо, - похвалил Папа мальчика, - но билингвизм – это возможность мыслить на разных языках, а на языке глухих ты все равно думаешь по-французски.
- Значит я – не билингв? - расстроился Энзо.
- Да, - подтвердил Папа, - но ты большой молодец. Язык глухих – это очень серьезный язык и его знание очень сложный навык. Это - целая профессия. Ты сможешь даже на телевидении работать! – похвалил Энзо Папа.
- А Витя думает на двух языках?
- Да. Он, когда общается с русскоязычными людьми думает по-русски, а когда с франкоязычными – на французском. Он даже не замечает этого. Это происходит, само собой.
- Так, а может он никакой не Аспергер? – предположил Энзо, - это ж можно мозги свернуть, сразу на двух языках думать. Может быть он от ума такой странный?
За столом все замолчали. Долгую паузу прервала Мама:
- Энзо, конечно же Виктор – аутист. Конечно же, он не просто так странный. Он странный закономерно. Люди и не должны быть все одинаковые. Кто-то должен играть в футбол и быстро бегать, кто-то должен нырять под воду с аквалангом. Но есть люди, кто бегать не умеют или боятся воды. Это тоже хорошо. Совсем скоро человек будет жить в космосе. Ему придется жить в капсулах, по 15-20 лет перелетать с одной станции на другую. И легче всего с этим будут справляться только люди, имеющие проблемы в коммуникации с живыми людьми. Представляешь, 15 лет сидеть в капсуле без людей, без общения, разговоры с пунктом отправки по радиопередатчику и все. Цивилизация непрерывно развивается и ничего просто так не происходит. Людей с синдромом Аспергера, аутистов становится с каждым годом все больше. И это тоже не просто так. Они уже работают аналитиками в израильской армии, они мыслят не так, как обычные люди. Раньше они тоже были, просто диагноз такой начали ставить только после Второй Мировой Войны. Илон Маск, Моцарт, Энштейн – тоже чудаки, они мыслят не так, как все. И именно они развивают цивилизацию. Поэтому это очень здорово, что Виктор аутист. Мы с Папой приложим все усилия, чтобы он стал ученым…
- ... или космонавтом… - продолжил Витя.
- Астронавтом..- поправил Папа.
- Нет, космонавтом. Первыми в космос полетели русские, а в русском языке эти люди называются космонавтами, - обосновал Витя, - тем более у меня российское гражданство, я имею право быть космонавтом!
- Так ты русский? – удивился Энзо, - а я думал, что ты француз!
- Я и француз, и русский!
- А разве такое бывает? – удивился Энзо и посмотрел на взрослых.
- Конечно, бывает, - ответила Мама, - я тоже и француженка, и русская, как и Витя, я лицо с двойным статусом: я и гражданка Российской Федерации, и гражданка Французской Республики. Но в отличии от Вити, который с рождения лицо с двойным статусом, во французское гражданство я вступала. Бывают люди с тройным статусом, и даже больше. Есть страны, где можно иметь только одно гражданство, например, Германия, но это редко. Обычно государства привлекают иностранцев и сохраняют им гражданство происхождения.
Энзо слушал, не моргая. Он вообще половину слов слышал впервые, не все понял, но ему все это было очень интересно. Он отхлебнул немного чая из чашки и потом спросил:
- То есть это очень хорошо, что у Вити такая странная болезнь и целых два гражданства?
- Энзо, - обратилась к нему Мама, - тут нельзя применить понятие «хорошо» или «плохо». Просто вот так сложилось.
- И то что моя семья глухонемые это тоже не плохо?
- Конечно! А ты знаешь, что Бетховен был глухим и писал прекрасную музыку?
- Кто?
- Людвиг ван Бетховен.
- Совсем ничего не слышал?
- Он сначала слышал, а потом оглох. И мог только слышать резонанс, вибрацию инструмента. Пойдем покажу.
Мама с Энзо и Виктором вышли из-за стола, Мама открыла фортепиано, достала ноты:
- Видишь – это портрет Бетховена.
Энзо взял портрет в руки, погладил его, как бы разглаживая. А Мама и начала играть.
- Прислони голову к крышке рояля, ты будешь слушать, как Бетховен.
Энзо положил голову. Он слушал и смотрел на портрет. Когда Мама закончила играть они открыли крышку рояля и Витя показал другу, как инструмент откликается на его голос.
- Слушай!
И крикнул «АААА»
Рояль отозвался фа-диезом.
- Я тоже хочу! – подхватил Энзо.
- Пой что-нибудь!
Энзо закричал «ОООО»
Рояль отозвался ре-бемолем.
Они кричали и баловались весь вечер. Пока Папа Энзо не приехал за ним.
У порога Энзо задержался.
- Что случилось? - спросила Мама.
- А можно я для сестренки возьму портрет этого самого…
- Бетховена?
- Да.
Мама вернулась и принесла Энзо ноты, на обложке которых был портрет Бетховена.
- Расскажу ей, что был глухой композитор, который писал замечательную музыку.