Современный мир быстро меняется, из-за этого человеческие потребности растут. Журналист всегда должен следовать и выполнять свою работу исключительно в интересах своей аудитории, а это значит уметь подавать информацию разными способами и на любых платформах. Благодаря этому появляются новые, конвергентные специалисты, с более высокими качествами и навыками, а старые профессии теряют свою актуальность и заменяются на более универсальные.
С расширением функций и способностей в сети, когда люди стали понимать, что интернет – особенная среда, для которой свойственен особенный язык и особенный контент. Превращение традиционных СМИ в мультимедийные на базе интернета существенно изменило редакционные процессы, а в свою очередь, это потребовало от журналистов новых обязанностей.
Говоря о мультимедиатизации СМИ, необходимо рассмотреть термин «конвергенция».
Конвергенция — процесс сближения, слияния различных медиа платформ, различных средств передачи информационного материала.
Чаще всего, употребляя этот термин, вспоминают цитату известного американского ученого — профессора Массачусетского технологического института Итьеля де Сола Пула о том, что это стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф, и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение.
Медиакоммуникационным цифровым командам, то есть в нашем случае, журналистам, предстоит непростая задача — нужно презентовать сложные, многословные и непонятные проекты простым языком. Уметь этот проект правильно «упаковать» и донести всю необходимую информацию до зрителя. Более того, важно, чтобы эта информация смогла привлечь внимание.
В условиях медиаконвергенции произошла трансформация структуры традиционной журналистской редакции в конвергентную. Появились новые специальности, изменились циклы производства и публикации материалов — теперь каждая новость должна выходить на всех доступных площадках одновременно, изменились принципы продвижения материалов, конвергентная редакция стремиться вещать на постоянной основе. В связи с этим происходит трансформация журналистской профессии в условиях медиаконвергенции, такие как:
Редактор-агрегатор — он совершает сбор информации (агрегацию), отбирает самую главную и интересную информацию, а потом ее публикует. Если раньше, в традиционных рамках, редактор был связующем звеном между журналистом и читателем, то сейчас все наоборот. По версии Forbes в ближайшие 10 лет это будет одна из самых востребованных профессий.
Мобильный журналист — это человек, который не привязан к редакции и работает прямо с места событий. Сейчас репортерам трудно показывать значительные успехи за пределами офиса, поэтому на смену потихоньку приходят мобильные журналисты. Они должны достать людей и новости, которых нет онлайн.
Мультимедиа продюсер — этот человек умеет работать с аудио, видео, графикой и блогами. Ему не обязательно выполнять всю работу самому, но он должен координировать работу всех отделов.
Редактор сообщества — задача это человека поддерживать обратную связь. Он так же может строить сообщества, помогать начинать и поддерживать дискуссию.
Редактор-эксперт — это не просто эксперт в какой-либо теме, это частное лицо СМИ. Он публикует свое мнение о конкретных вещах от имени СМИ.
Таким образом, современная медиа журналистика претерпевает значительные изменения. Традиционные формы и методы предоставления информации ее потребителю постепенно отходят на второй план. В то же время на смену им приходят новые способы распространения тематических и новостных материалов. Именно поэтому сейчас набирает обороты конвергентная журналистика, которая представляет собой слияние, интеграцию информационных и коммуникационных технологий в единый информационный ресурс.