Найти тему
Киновед в штатском

"Чужие" – последний реальный фильм во вселенной ксеноморфов. Остальные картины – лишь сон героев

Оглавление

Как и многие безумные теории, нижеследующее умозаключение пришло ко мне неожиданно и без особых на то оснований – давным-давно проникшая в мозг идея однажды вдруг расцвела всеми цветами, сложилась в изящную форму, обрела внутреннюю логику. Даже не стану врать, еще года три назад я где-то то ли прочитал ее завязку, то ли услышал от кого-то, и меня она зацепила. А буквально недавно, в потоке новостей о будущих проектах вселенной "Чужого" я вдруг осознал – всё, что случилось с франшизой после фильма Джеймса Кэмерона на самом деле нереально. Не с той точки зрения, что это кино в жанре фантастики, а в смысле, всё это – сон четырех спасшихся с LV-426 пассажиров спасательной шлюпки.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Неоднократно отмечал ранее, что, строго говоря, теории "это им снится" – запрещенный прием. Ну, просто потому – что таким образом можно объяснить всё что угодно, не особенно утруждаясь поисками подтверждений и аргументов. Однако, в данном случае, позволю себе пойти этим "простым" путем, поскольку он идеально описывает все структурные и сюжетные изменения, постигшие франшизу после "Чужих". Больше того, герои сами подтверждают суть идеи.

Но обо всем по порядку.

-3

Прежде всего, вернемся к "Чужим". Вторая часть серии закончилась грандиозным сражением, в котором людям удалось одержать верх над Королевой ксеноморфов. Неприветливую планету LV-426 покинули четверо: известная зрителям по первому фильму Эллен Рипли, тяжело раненый капрал Дуэйн Хикс, дочь семьи погибших колонистов Ньют и половина андроида Бишопа, успешно организовавшего эвакуацию. В последней сцене картины Рипли укладывает выживших в капсулы криосна и, успокаивая Ньют, обещает девочке, что всю дорогу до дома та будет видеть сны. Эта фраза и служит точкой отсчета для моей теории – с этого момента всё случившееся на экранах в других фильмах франшизы является снами членов небольшого экипажа "Сулако".

-4

"Чужой 3" – сон Рипли

Начнем с самой Эллен Рипли. Представьте, что героиню накрывает тяжелым забытьем после не самых простых последних дней – а с учетом трагедии на борту "Ностромо" ее психика наверняка расшатана. Что она может видеть во сне? Ничего хорошего. Это мы и видим в "Чужом 3". Рипли снится, что она снова потеряла всех, кто был с ней рядом, как это уже случилось в злополучном рейсе первого фильма и в спасательной экспедиции второго. Она вновь оказывается на неприветливой планете, ее окружают странные люди – не то заключенные, не то рабочие завода, не то живой корм для космической твари. Она опять сталкивается с живучей тварью, которую уже побеждала дважды, но ни разу не останавливала окончательно.

-5

Наверное, самое очевидное, что делает "Чужой 3" сном Рипли это тот факт, что в фильме воплощается ее самый жуткий кошмар – в финале она оказывается заражена (или правильнее – оплодотворена) ксеноморфом. Сны с сексуальным подтекстом весьма распространены, и насилие во сне – обычное дело, но еще больше распространены в сновидениях преувеличения. Вот и Рипли вынашивает не простого инопланетного монстра, а ту самую Королеву, которую недавно убила. Конечно, это навеяно недавними переживаниями и чудесным спасением. Ну, и сцену самопожертвования забывать не стоит – на такие "широкие жесты" в здравом уме и светлой памяти готовы не все. А во сне – пожалуйста.

-6
Не буквально, но примерно это я услышал в качестве легкомысленной "теории сна" пару лет назад. Услышал и практически забыл, ведь, как я уже писал, это "низкий сорт, нечистая работа". Однако недавно меня осенило, что и остальные персонажи удачно упаковываются в этот формат. Поэтому дальше – уже мое собственное представление о "теории снов" пассажиров "Сулако".

"Чужой: Воскрешение" – сон Хикса

Четвертая часть франшизы снова радикально жанрово и атмосферно отличается от предыдущих картин. "Воскрешение" с самого начала наполнено военным насилием, команду героев здесь составляют наемники, чьи повадки и опыт во многом могли быть близки капралу Хиксу. Раненый и измученный потерей своего отряда Дуэйн в своем кошмаре возвращается к событиям, развернувшимся в колонии на LV-426, но вместо себя и сослуживцев видит гротескные и нескладные копии своих братьев по оружию. "Воскрешение" во многом повторяет "Чужих" в том, как демонстрирует адаптацию и обучаемость ксеноморфов – твари буквально на ходу учатся противостоять людям, находят их слабые места, заманивают в ловушки, меняют тактику и наносят неожиданные удары. Как и отряд Хикса, команда из его кошмара теряет своих солдат по одному, раз за разом оказываясь неготовыми к встрече с противником.

-7

Однако самое интересное в этом сне – то, какой Хикс видит Рипли. Не секрет, что между двумя персонажами в "Чужих" пробежала искра, если бы фильм снимал не Кэмерон, а другой режиссер, мы бы наверняка увидели постельную сцену с двумя этими героями. "Воскрешение", как сон Хикса, в какой-то степени показывает нам то, как он очарован новой знакомой – Эллен Рипли показана в четвертом фильме сильной, уверенной в себе, по-своему сексуальной, особенно с точки зрения человека, заточенного на силу, власть и насилие. Клон Рипли в "Воскрешении" – это сексуальная фантазия Хикса, пришедшая к нему в его сне.

-8

"Прометей" – сон Бишопа

Но идем дальше. Приквел "Чужого", снятый родоначальником франшизы Ридли Скоттом лишь на первый, поверхностный взгляд выглядит историей появления ксеноморфов. На самом деле – это ода андроиду Дэвиду, путешествующему на борту корабля "Прометей". На вопрос "Снятся ли андроидам электроовцы?" у меня есть четкий ответ – им снится то, как они обретают могущество и обретают понимание цели своего появления на свет. Бишоп, чьи цепи перемкнуло поломкой, видит во сне робота-праотца, который задается вопросами: "Кто я?", "Для чего я создан?", "В чем смысл моего существования?", находит на них ответ и двигается к своей цели. Люди ищут Инженеров, Дэвид понимает, что и сам может быть Создателем.

-9

Именно с точки зрения Дэвида ведется рассказ с самого начала пути "Прометея", он единственный на борту бодрствует, пока остальные спят, он учится и постигает смыслы. Дэвид манипулирует людьми и ставит над ними эксперименты – он подвергает Чарли воздействию Черной слизи, он сообщает Шоу о "беременности", он планомерно создает собственный мир вокруг себя. Можно посчитать, что такой сон будет для Бишопа успокаивающим и сладким, но мне кажется, что с его точки зрения это настоящий кошмар. Бишоп действительно хотел стать другом для Рипли, он пытался убедить ее, что не имеет дурных намерений, но "Прометей" мог быть его темной стороной, которая прячется глубоко в цифровом подсознании. Дэвид во сне демонстрирует наличие свободы воли, но Бишоп в реальности сомневается, что действительно действует сам, а не по заложенным в него алгоритмам.

-10

"Завет" – сон Ньют

Ребекка Джорден, или Ньют, как я уже писал – самый трагический персонаж во всей вселенной "Чужого". Она родилась на Ахероне, никогда не видела Землю, не радовалась солнцу, снегу, дождю или простой прогулке по парку. Всё, что она имела в своей короткой жизни – одиннадцать лет в холодной консервной банке базы колонистов, ужас атаки монстров, короткий миг спасения и гибель в затопленной капсуле криосна. Это если считать события "Чужого 3" реальностью. В моей же теории Ньют продолжает спать в пассажирском отсеке Сулако и видит самый захватывающий в своей жизни сон. Она представляет себе единственное, что может, в чем по мере сил участвовала, а именно – покорение новой планеты колонистами.

-11

Центр сюжета "Завета" – прибытие на новую планету корабля-колонии, хранилища которого заполнены тысячами эмбрионов. Приветливый и дружелюбный, на первый взгляд, мир принимает поселенцев с распростертыми объятиями, и астронавты радостно идут навстречу гибели. Вы спрашивали, какими дураками надо быть, чтобы без разведки, без скафандров, толпой отправиться гулять по только что открытой планете? Вот вам и ответ – это сон маленькой девочки, которая ничего не знает про химический состав атмосферы, радиацию и космическое излучение. Зато она знает, каково это – столкнуться с монстром. Потому-то "Завет" и похож на "Чужих" – это переработанные детские воспоминания и страхи. Даже финал в двух фильмах одинаков – группа выживших покидает планету, но ксеноморф цепляется за корабль, его выкидывают в шлюз, а команда погружается в криосон. Ньют, буквально, снится ее короткая, но насыщенная ужасом жизнь.

-12

Вот, собственно и всё. Это даже теорией сложно назвать – просто занятная заметка, которой мне хотелось поделиться. Очень люблю франшизу, запущенную фильмом Ридли Скотта, и мне кажется жутко несправедливой гибель целого ряда заметных, ярких, полюбившихся персонажей за кадром в промежутке между второй и третьей частью. Это просто нечестно по отношению к героям. Так не делается. Моя же идея возвращает их к жизни. Мне нравится считать, что нам показали не реальные сиквелы и приквелы, а сны, которые снятся Рипли, Хиксу, Бишопу и Ньют, пока они погруженные в криосон бороздят просторы вселенной с надеждой на спасение и возвращение на Землю.

-13

Судя по всему, в ближайшем будущем "Чужие" будут перезапущены – мы, скорее всего, не узнаем больше ничего нового о судьбе ранее показанных героев. Придет время других монстров и других людей. И это тоже идеально укладывается в мою модель – пока "Сулако" спит, история пошла совсем иным путем. На этом могу поставить точку и пока больше к теме ксеноморфов не возвращаться, если, конечно, в голову не придет еще какая-нибудь глупость, какой захочется поделиться (спойлер: она непременно придет).

-14

Далее – нечто совсем иное. Если вы мой давний читатель, вам известно, что Киновед в штатском не любит однообразия, если же заглянули недавно, приходите еще, мы на этом канале – здесь и в телеграме – любим удивлять неожиданными сюжетными поворотами. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, доверяйте снам, и...

-15

Увидимся в кино!