Фильм ужасов “Муха”, снятый в 1986 году Дэвидом Кроненбергом, в особом представлении не нуждается. А вот про то, что эта без малого легендарная картина является ремейком, да ещё и имеет под собой литературную основу, сейчас уже мало кто знает. В статье расскажу, какой была “Муха” в самом начале своего полёта.
Дэвид Кроненберг - один из тех режиссёров, кто не боится и не стесняется реализовывать на экране необычные идеи. При этом он часто представляет визуал в виде метафоричных образов, а сами сюжеты балансируют на грани между реальным и необычным. “Муха” тоже не стал исключением, вот только от первоначального рассказа фильм взял очень мало.
“Муха”: литературная версия
Да, “Муха” впервые появилась в рассказе. Написал его в далёком 1957 году англо-французский писатель Джордж Ланжелен, а опубликовал впервые Хью Хефнер в своём только набиравшем популярность журнале “Playboy”. Да, если не знали, в этом журнале долгое время велась колонка с фантастикой и многие в будущем известные авторы начинали печататься именно в нём и Хефнер сильно причастен к тому, что американская фантастика стала такой, какой мы её знаем.
История в рассказе отличается от той, что мы видели в фильме. Начать стоит хотя бы с того, что по жанру он ближе к... детективу, чем к представленным Кроненбергом ужасам. Женщина, застигнутая на месте преступления, рассказывает следователю о том, что убила своего мужа с помощью мощного пресса не потому, что он ей элементарно надоел. На самом деле муж стал монстром и сам попросил избавить его от мук так, чтобы о его открытии никто не узнал даже по останкам.
И флешбэком в рассказе проходит линия гениального учёного, совершившего всего одну маленькую ошибку в своём самом эксперименте. При испытании на себе действия машины для телепортации не уследил, как вместе с ним в камеру попала муха. В результате произошло смешение атомов двух тел, и исследователь получает голову мухи и её лапу вместо руки. Для того, чтобы всё вернуть обратно, есть только один выход - снова провести телепортацию.
Вот только проблема - муха с белой головой уже улетела...
Рассказ в России был впервые опубликован после выхода фильма Кроненберга, в 1990 году. И стал вторым и последним из переведённых произведений Ланжелена. До этого читателей знакомили с его творчеством в журнале “Вокруг света” в 1967 году, опубликовав детективный рассказ “Дедукция в старом кресле”. А между тем, Джордж Ланжелен написал 10 шпионских романов, больше 20 рассказов и автобиографическую повесть о том, как в годы Второй мировой он участвовал в движении Сопротивления, была заброшен за линию фронта во Францию и даже перед этим подвергся пластической операции по уменьшению размаха ушей.
- А ещё по этому рассказу, после его публикации в “Playboy”, был снят фильм, ставший в 1958 году самой кассовой лентой в США.
“Муха”, 1958: первый раз на экране
Фильм снял режиссёр Курт Нойман и эта лента стала его самой успешной и известной работой. Вот только сам он этого не узнал, скончавшись через пять недель после окончания съёмок.
Сюжет первой экранизации рассказа следует задумке писателя почти полностью. Тут есть и женщина, совершившая убийство своего мужа, и детектив, который в ходе расследования преступления встаёт перед дилеммой - верить или не верить убийце, рассказывающей совершенно фантастическую и ужасную историю. Есть и гениальный учёный, совершивший роковую ошибку.
Рассказ, сюжет которого для тех времён был совершенно новаторским, получилось успешно экранизировать благодаря не только мастерской игре актёров и режиссёрской работе. Именно сама идея постепенно превращения человека в монстра, приятие им безысходности ситуации и решения совершить последний поступок в своей жизни стали тем триггером, который привлёк людей в кинотеатры.
Оцените слоган: “Если бы она увидела, во что превратился её муж... она бы кричала всю оставшуюся жизнь!” Она кричала, но зрители не увидели, почему.
Дело в том, что в этом фильме монстра, в которого превратился учёный, почти не показывали, есть только редкие тёмные эпизоды. При съёмках “Мухи” планировали использовать такие эффекты макияжа, которые показали бы процесс превращения человека в муху. Но от идеи отказались из-за больших затрат и времени, необходимого для проведения комбинированных съёмок. А также потому, что такие спецэффекты посчитали слишком суровыми для зрителей того времени.
- А вот позже, почти через 30 лет, эту концепцию с успехом реализовал Кроненберг. В его фильме основное внимание уделено именно процессу превращения ученого в монстра. И это был уже третья версия “Мухи”.
“Муха”: версия Дэвида Кроненберга
Этот фантастический хоррор не так запомнился массовому зрителю, как тот же «Чужой» или «Нечто», но и на сегодняшний день имеет своих фанатов. Впрочем, почти всё творчество Кроненберга, никогда не стремившегося делать крупнобюджетные кассовые проекты, собирает свою верную аудиторию. Хотя фильмы Кроненберга – это кино далеко не для всех, у них узкую направленность, но круг поклонников, причём немаленький, у режиссёра есть и довольно давно.
И “Муха” версии 1986 года — это совершенно другая “Муха”, чем та, которую придумал Ланжелен. Хотя на первый взгляд, всё осталось на месте: талантливый учёный работает над секретом телепортации и близок к прорыву, который откроет перед человечеством новые горизонты. Но гений становится жертвой случайного обстоятельства, когда в первый в истории телепорт вмешивается муха.
В результате эксперимент проваливается, а главного героя ждут не самые лучшие последствия вмешательства паразита в его работу. И Кроненберг решает сосредоточится именно на процессе превращения, уделив ему больше половины фильма, когда ранее писатель и режиссёр оставили это за кадром, уделив всего пару строк и несколько минут.
И получилось совсем другое кино, которое даже сложно назвать ремейком или экранизацией рассказа. Настолько отвратительного грима вы, пожалуй, не видели ещё не в одном фильме и заслугу Джеффа Голдблюма в перевоплощении сложно переоценить. Между делом, фильм получил премию «Оскар» именно за грим.
Фильм Кроненберга — это не просто триллер, но и драма. Столкнувшись с безысходностью того, что случилось, главный герой сначала не принимает несчастья, но потом начинает относиться к стечению обстоятельств достаточно спокойно, как истинный ученый, и благодаря любви преодолевает кризис «принятия». Если хотите, это притча о том, куда могут завести мечты человека, а обыкновенная муха здесь тот самый камень преткновения, что может разрушить в один момент любые несбыточные желания человека. Но и ужастик отличный, тут не поспоришь.
Как и в случае с экранизацией 1958 года, спустя некоторое время на экраны вышло продолжение. И так же, как и с первой экранизацией, ничего хорошего из продолжения не вышло. Единственное, на что стоит обратить внимание в “Мухе-2” - в режиссёрском кресле сидел художник, гримировавший Голдблюма. Наглядный пример того, что не нужно заниматься одним делом, если преуспел в другом.