Найти в Дзене

Памятник Петру Первому – один из главных символов Санкт – Петербурга

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Я – скульптор Игорь Селиверстов от души поздравляю вас с наступлением нового 2023 года и приглашаю продолжить нашу виртуальную экскурсию по Санкт –Петербургу, одному из самых красивых городов не только России, но и мира.

Сегодня мы поговорим о знаменитом «Медном всаднике», который, как известно вовсе не медный, но тем ни менее давно ставший одним из самых узнаваемых символов нашего города. Монумент Петра Великого - основателю города на Неве это не только потрясающий образец скульптуры 18 века, но и своеобразный талисман с которым связанно множество городских легенд.

История создания

Решение об установке памятника Петру Великому в основанном им городе было принято Императрицей Екатериной II в 1763 году, вскоре после восшествия её на русский престол.
Нужно сказать, что ещё в 1747 году были закончены работы по отливке конной статуи Петра I работы знаменитого архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Вопрос о месте установки памятника несколько раз поднимался во времена правления Императрицы Елизаветы Петровны, но так и не был решён. Екатерина II на предложение установить монумент работы великого флорентинца на Сенатской площади ответила решительным отказом. Скульптура показалась ей слишком статичной, а она хотела, что бы памятник был наполнен символизмом и олицетворял величие Петра и его неуемную энергию, направленную на служение России. Оставалось найти скульптора который смог бы достойно воплотить её замысел.
По рекомендациям Вольтера и Дидро, с которыми императрица состояла в переписке, её выбор пал на французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

Почему именно на нем? По утверждению Дидро в этом адъюнкт-профессоре Парижской Королевской Академии художеств невероятным образом уживались недюжинный интеллект и тончайший вкус с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью.
Подтверждением бескорыстности скульптора может служить тот факт, что согласно контракту подписанному в августе 1766 года Фальконе и Российским посланником в Париже вознаграждение за работу составляло 200 тысяч ливров, что в переводе на тогдашние российские деньги равнялось примерно 14 000 серебряных рублей. Сумма за такую работу более чем скромная.

Сразу после подписания контракта Фальконе и его ученица Мари-Анна Колло, отправляются в Петербург.

Юная ученица и её наставник
Юная ученица и её наставник

Официальной датой начала работ над памятником считается 26 октября 1766 года.

Следует сказать, что перед началом работы скульптор много времени уделил деятельности Петра и изучению его личности и человеческих качеств.
Именно поэтому он категорически отверг все первоначальные идеи о монументе чересчур напыщенном и переполненном аллегорическими формами.

Вот как сам скульптор описывал свой замысел:

Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.…

Конечно определенный символизм в монументе присутствует. Давайте рассмотрим творение Фальконе подробнее.
Фигура императора твердо восседающего на вздыбленном коне символизирует уверенность в процветании и несокрушимости Российской империи, а вытянутая рука царя символизирует высшее покровительство всей Земле Русской через него, как Помазанника Божьего.
Вместо изображения монарха в облачении римского императора, как это было принято в XVIII веке, французский скульптор мастер одел русского царя в простую длинную рубаху, которые носили мастеровые и русские ратники.

-3

Обратите внимание, что вместо богатого седла, которое приличествовало бы царственной особе, Петр восседает на медвежьей шкуре. Очевидно, тем самым Фальконе хотел показать близость государя к своему народу.

-4

Змея, которую топчет вздыбленный конь, это конечно же символ поверженных врагов и в первую очередь шведов. Кроме того этот компонент композиции, как известно обеспечивает статическую устойчивость памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.

-5

Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса символы императора – полководца лично приведшего свою армию к победе в Северной войне.

-6

Ну и конечно постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого.

На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Как известно, не будучи скульптором – портретистом, он доверил работу над головой императора своей ученице Мари-Анне Колло, которая как раз была великолепным мастером скульптурного портрета. О её мастерстве можно судить по бюсту самого Фальконе, ныне хранящемуся в Эрмитаже

-7

В своей работе Мари-Анна использовала посмертную маску Петра I и сделала гипсовый макет максимально похожим на подлинное лицо великого русского царя. Работа юной девушки –скульптора привели императрицу в восторг и она распорядилась принять француженку в члены Академии изящных искусств с пожизненной пенсией в размере 10 тысяч ливров в год.

Гипсовая модель памятника, в натуральную величину была закончена в июле 1769 года, и была выставлена на всеобщее обозрение.
Тем же летом крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга нашел огромный Гром камень, которому предстояло стать постаментом для будущего памятника. Транспортировка камня в Петербург сначала по вырубленной просеке , затем по льду Финского залива, и далее на специальной барже буксируемой двумя небольшими кораблями заняла более года. 26 сентября 1770 года будущий пьедестал был доставлен в столицу.

Выгрузка «Гром камня» на Исаакиевский берег. Художник Луи Бламберг
Выгрузка «Гром камня» на Исаакиевский берег. Художник Луи Бламберг

Долго не удавалось решить проблему отливки скульптуры. Никто из известных литейщиков не хотел браться за столь сложный и ответственный заказ. Фальконе выписал из Франции лучшего тамошнего литейного мастера Эрсмана, но и тот в итоге отказался. Наконец за работу взялся мастер по литью пушек Емельян Хайлов, который взялся за это сложное дело.

Работы по отливке были начаты в 1774 году и продолжались четыре года. В знак завершения работ в одной из складок императорского плаща скульптор сделал надпись:

«Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

О Хайлове упоминать он, очевидно, не счел нужным. К этому моменту отношения скульптора и Императрицы окончательно испортились, и вскоре Фальконе покинул Россию, забрав с собой все чертежи и технические расчёты.

Работы по доработке скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Ему помогал Фёдор Гордеев. На камне с двух сторон высекли надпись, с одной стороны на русском:

«ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»

с другой на латинском языке:

«PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»

Открытие памятника Петру I Великому состоялось 18 августа 1782 года, и было приурочено к столетию его восшествия на престол.

Гравюра А. Мельникова (1830) по рисунку с натуры А. Давыдова (1782)
Гравюра А. Мельникова (1830) по рисунку с натуры А. Давыдова (1782)

Торжеству был придан статус государственного. Императрица Екатерина II присутствовала на нем во всех регалиях

-10

С тех пор , вот уже 240 лет «Медный всадник» является одним из главных символов нашего города. Почему он получил прозвание «Медный» и о других городских легендах связанных с творением Фальконе, я обязательно расскажу завтра, ну а сегодня мои уважаемые читатели и подписчики позвольте пожелать вам всего доброго и еще раз поздравить с Новым годом.

Творческая мастерская скульптора Селиверстова Игоря создана в 1996 году лучшими выпускниками Академии художеств.